Новая лёгкая таблица умножения Домики

Ольга Новодворская
Метод признан Минпросом как полезная инновация (Муниципальное образование, инновации и эксперимент 2013/1).
На картинке не уместилась вся таблица, продолжите сами.

Я придумала эту таблицу. Внучка первоклассница легко запомнила 36 домиков, каждый из которых ключ к четырём или двум примерам на умножение и деление. Этот метод помогает легко осуществлять сокращение дробей уже в 7 лет. Ведь ребёнок увидев число к примеру 32 тут же понимает что под ним 8 и 4 на которые его можно поделить. Изучая таблицу старым методом - зная два числа вспоминаешь третее в примере - ребёнку невероятно трудно сокращать дроби. Мой метод это 15 лет успеха, 400 моих учеников запомнили таблицу очень легко и быстро.

Ты, Таблица умножения, 
Не тоска, не раздражение.
Меньше цифр здесь намного!
Вот по городу дорога:
Каждый домик, не забудь,
К четырём примерам путь!*
Фотосъёмку делай, взгляд!
Вмиг запомни дом и ряд!
Дай в “компьютер”-мозг приказ:
Сохранить картинку! Враз!
Долгим взглядом ты смотри,
А потом проговори,
Нарисуй ты дом потом,
Спой ты песенку про дом.
Ты с таблицей умножения
Разовьёшь воображение,
Её выучишь быстрей!
36 домов и дней!

*- есть домики, к примеру, 9, 3, 3 с одинаковыми соседями на нижнем этаже.
Такие домики- помогут решить не четыре , а два примера (на умножение и деление)

Мы перестроим всю Таблицу так, что она превратится в город чисел. Чтобы легче понять и запомнить, вначале будем говорить на языке игры. На улицах этого города 36 домиков. В каждом домике живёт тройка чисел: вверху живёт большой жилец, назовём его Целое. Внизу домика живут двое маленьких соседей.
К примеру, посмотри на домик, в котором живут  6, 3 и 2.
Шесть – Целое. Внизу домика живут двое маленьких соседей - 2 и 3. Запомнил эту тройку цифр? Теперь ты сможешь автоматически решить четыре примера, которые ты не должен специально по отдельности запоминать: 6 разделить на 3 будет 2, 6 разделить на 2 будет 3, два умножить на 3 будет 6, и 3 умножить на 2 будет 6.
В некоторых домиках соседи – близнецы (похожи), например: 9, 3, 3.
Домики ученик фотографирует долгим взглядом.
Этот метод построен в соответствии с искусством запоминания, разработанном в древнем Риме.
1. Материал для запоминания сокращён в несколько раз.
2. Элементы информации, соединённые в цепочку, связаны закономерностями.
3. При запоминании используется зрительная память, усиленная, этапом видения запоминаемой картинки в воображении с закрытыми глазами. Сначала элемента (домика), а затем цепочки закономерно меняющихся элементов.
4. Используется элемент медитации: представляя элемент или цепочку информации (у нас это домики) мозгу отдаётся команда: запомни! При этом полезно пальцем дотронуться до центра лба, как будто на компьютере нажимается кнопка для запоминания.
5. Используется рациональная память: запомнить и вспомнить помогает знание закономерностей.
6. Используется слуховая память путём проговаривания, усиленная движением рук в положении стоя.
7. Используется ассоциативная память: рисунки, песенки.
8. Используется игра, важная в процессе обучения детей и помогающая запомнить. В классе это соревнование в парах. Учитель идёт от стола к столу и говорит каждой паре учеников два числа из домика, показывая их место в домике движениями рук (если целое – хлопок над головой, сосед – ладони к плечу), к примеру 8 - хлопок над головой - 4 ладони к плечу, ладрни к другому плечу и тут ответ ученика, кто первый ответил - 2, получает наклейку смайл, не ответивший идёт за учителем, соревнуясь в парах, пока не ответит первым. Здесь домик 8, 4, 2.
Метод использовался в течение 15 лет в Израиле и в последние годы в Санкт - Питербурге с большим успехом. Семилетние ученики владели таблицей умножения так, что со скоростью взрослого сокращали дроби (техническая сторона этого процесса).


Порядок запоминания. Обращаюсь к ученику.
Нарисуй улицу от 0 до 20, где в каждом домике один из соседей двойка. Проанализируй цифры, которые рядом с повторяющимся соседом в этом случае это 2. Видишь закономерность? Это числовой ряд. А как меняются Целые? Определи закономерность. Они скачут-увеличиваются на число равное повторяющемуся соседу то есть увеличиваются на 2. Это помогает. Если ты помнишь, что в домике, где сосед 5 целое 10, то в следующем домике сосед двойки шесть, а целое на 2 больше 10 то есть 12. Можно использовать эту закономерность и в обратную сторону. Помнишь домик 20, 10, 2 значит легко вспомнишь целое и соседа двойки в предыдущем домике (18, 9, 2). Потом нарисуй только домики, где один из соседей тройка. Проанализируй. Используй закономерность при вспоминании. Вывод: если объединить домики, где есть один и тот же сосед, то видно, что соседи этого постоянного числа образуют числовой ряд.
Это поможет тебе вспомнить одного из двух соседей при устной или письменной проверке. Забыл, вспомни самый ближний пограничный домик, где Целое - круглое число (с нулём), а один из соседей такой, как в твоём примере (домике), теперь мысленно двигайся от домика к домику, зная, что рядом с повторяющимся соседом будут цифры, представляющие числовой ряд. К примеру, забыл кто в домике 14 сосед двойки. Мысленно двигайся от домика, где целое -10, в нём сосед двойки - 5. Значит, в домике, где целое  12 соседом двойки будет 6, в домике 14 соседом двойки будет 7 (числовой ряд). К примеру, забыл, кто в домике 16 сосед двойки. Начни с домика 20, в нём сосед двойки - 10, иди назал, спускаясь по числовому ряду соседов двойки, значит в домике 18 –сосед двойки 9, в домике 16 –сосед 8 (обратное движение по числовому ряду).

Вторая закономерность.
Давай проанализируем, как меняются Целые на этих улицах. Они увеличиваются (скачут) с определённой закономерностью. Целые увеличиваются из дома к дому на одно и то же число, равное нижнему числу, которое повторяется во всех этих домиках. На особых улицах, где в каждом доме один из соседей двойка, целые растут на два, там, где в каждом домике естт сосед тройка, верхние цифры - целые растут на три и т. п.   
Третья закономерность.
Может ли 2 – нижнее число (сосед) жить после 20 (20 -Целое)? Нет! Потому что в нашем городе домиков (новая табоица умножения) 2 живёт до 20, 3 – до 30, 4 –до 40 и т. п. Это знание поможет тебе самому строить улицы. К примеру, ты хочешь построить улицу между 50 и 60. Предыдущие улицы ты уже выучил. Какие цифры могут быть здесь соседями? 2 живёт до 20, 3 до 30, 4 до 40, 5 до 50, значит, после 50 могут быть только 6, 7, 8, 9. (10 здесь не рассматриваем, это легко).
Давай поселим Шестёрку. На предыдущей улице она жила с Восьмёркой под Целым 48. Кто будет соседом Шестёрки? Вспомни первую закономерность - соседи Шестёрок - числовой ряд, значит, её соседом будет Девятка. А какое Целое будет над Шестёркой и Девяткой? Вспомни вторую закономерность. В предыдущем домике над Шестёркой было Целое 48, значит, к нему надо прибавить 6 и получится 54.

Вот и построил ты свой первый домик после 50. Это 54, 6, 9. Итак, среди возможных соседей на этой улице 6, 7, 8, 9 ты пристроил 6 и 9. Осталось найти место 7 и 8 на этой улице. На предыдущей улице жили 7 и 7, а над ними Целое 49. Значит, в следующем домике соседом Семёрки будет Восьмёрка (первая закономерность). Прибавь к 49 семь (вторая закономерность) и получишь 56. Вот и второй домик построил -56, 7, 8. Его легко запомнить, так как видны порядковые цифры (5,6, 7, 8). Готова улица! Так с помощью знания закономерностей города “Таблица умножения” ты сможешь сам строить улицы. Важно, чтобы ты научился, услышав или увидев верхнюю цифру, вспоминать две нижние цифры- соседей. Тогда если тебе скажут две верхние цифры - целые из разных домиков, к примеру, 14 и 21, ты легко вспомнишь нижнюю цифру - одмнакового соседа, который есть в обоих домиках, в данном случае это 7 (как при сокращении дробей). Если есть выбор, выбирай самое большое число. Например, тебе предлагают вспомнить соседа, который живёт в домиках, где Целые 8 и 12. Сосед, который есть в домиках у этих Целых, это и 2, и 4. Выбирай большее число - 4.

Итак, порядок запоминания каждого домика таков.
1. Сфотографируй домик (три цифры- целое сверху и два соседа под ним) долгим, напряжённым, сосредоточенным взглядом, как фотоаппаратом. Используется зрительная память. Одновременно мысленно строго прикажи себе: “Запомни!”, как бы приклей домик в памяти, оставь там навсегда. Закрой глаза, представь всю картинку с домиком. Если ты не видишь домик чётко и легко с закрытыми глазами, повтори фотографирование взглядом.
 2. Проговори домик, делая математическую зарядку. К примеру, говоришь 8 - хлопаешь в ладоши над головой, говоришь 2 – ладони к одному плечу, говоришь 4 - ладони к другому плечу (используй слуховую память). Движения рук помогают сосредоточиться. Говоря, представляй эту картинку.
 3. Заведи отдельную тетрадку под названием “Домики”. Нарисуй этот домик. К примеру, двойку как лебедя.
Потом фотографируй и представляй с закрытыми глазами всю улицу, которую закончил учить.
А теперь можешь играть один или с друзьями в игру, (которая подготовит тебя к сокращению дробей в будущем).
Кто-то (взрослый или друг/подруга) называет тебе два Целых из домиков, в которых есть одинаковый сосед, а ты должен назвать этого одинакового соседа - число, которое стоит внизу и в том, и в другом домике. Тебе скажут, к примеру, 72 и 27. Ты ответишь - 9. Если будет несколько игроков, то это соревнование. Тот, кто быстрее ответит, получит балл. У кого их будет больше, тот и выиграл.  Составь сам пары таких Целых с одинаковыми соседями (есть много вариантов). К примеру, 14 и 21. Ответ 7. Ещё пример Целые - 27 и 54. Ответ- одинаковый сосед - 9.

 А если надо делить с остатком? Например, мама хочет поровну поделить 14 конфет между 4 детьми, никого не обидев, остаток останется у неё. Как решить пример 14: 4 =?
Нет такого домика. Значит это деление с остатком. Делай следующее:
- Представь домики, где в каждом домике есть сосед 4.
- Вспомни Целое из этих домиков, которое меньше 14, но ближе всего к 14. Это12.
- Подели 12 на 4.
12 : 4 = 3
 - В примере 14: 4 зачеркни 14,  над ним напиши 12. Мама поделит между детьми только 12 конфет. Каждый ребёнок получит поровну - по 3 конфеты. А каков остаток (сколько конфет останется у мамы)? Он равен разнице между зачёркнутым числом 14 и тем, что над ним (12). Остаток = 2. Остаток пишут в скобках после ответа.
14 : 4 = 3 (2). 
Другой пример: 17 : 2 =
Реши его и придумай задачку к нему.

 Вот варианты проверок и контрольных работ. Самый лёгкий вариант - устный. Тебе называют Целое, назови соседей, и наоборот.   Трудный вариант: напиши подряд все домики в виде улиц. Улицы будут такими: улица, где Целые от 0 до 10, затем улица, где Целые от 10 до 20 и т.д. Целые ты перерисуешь заранее. Задание: по памяти дописать соседей (цифры внизу домиков). Самый трудный вариант: то же самое, только и Целые тебе придётся написать по памяти.

Эта методика представлена в моей книге "Таблица Умножения. Как запомнить Новый метод". Интернет магазин Литрес Книга бесплатная.