Незабываемое путешествие в Северную столицу

Галя Мамонтова
На подворье Оптиной пустыни

Наверняка многим приходилось слышать, что кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, непременно пожелает вернуться туда ещё раз. И с этим невозможно не согласиться, утверждают недавно вернувшиеся из паломнической поездки прихожане храмов Лобни и Химок.
В двадцатых числах июля под руководством священника Александра Казакова, настоятеля храма блаженной Матроны Московской (г.Лобня), они совершили незабываемое путешествие в Северную столицу.
Питер встретил путешественников из Подмосковья привычной для петербуржцев свежестью и прохладным ветерком. Временами моросило, однако в эти моменты все находились в автобусе и этот климатический нюанс ничуть не смущал воодушевлённых паломников (фото Московского вокзала сделано из окна автобуса, примеч. автора).
Наскоро разместились в заранее забронированных номерах паломнического центра на подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь, что на набережной Лейтенанта Шмидта. Успели полюбоваться великолепием храма Успения Пресвятой Богородицы, возвышающимся над территорией подворья (он был заложен в конце девятнадцатого века на месте Псковского архиерейского подворья, а затем подворья Киево-Печерской Лавры с покоями Киевского митрополита).
Тяжёлые времена не обошли и эту святую обитель. В тридцатые годы насельники были арестованы. В 1956 году в храме был устроен крытый каток, а в святая святых - в алтаре установлено холодильное оборудование...
Паломники, потрапезничав горячей кашей, отправились в сторону Смоленского кладбища. При входе на которое уже стоял в ожидании экскурсовод Александр.

На Смоленском кладбище

Смоленское кладбище расположено на Васильевском острове, на набережной реки Смоленки. Оно одно из старейших и действующих поныне.
Время его образования относят к тридцатым годам восемнадцатого столетия, ко временам правления Петра Великого.
Первое упоминание о нём встречается в указе Синода 1738 года как кладбище "на Васильевском острове у Чёрной речки". Деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери, построенный на территории некрополя, возможно, послужил поводом для его названия, хотя встречаются и иные толкования.
На кладбище наряду с простыми людьми хоронили известные личности, выдающихся деятелей науки, искусства, литературы. Здесь некогда была похоронена Арина Родионовна Яковлева, няня Александра Сергеевича Пушкина (захоронение не сохранилось, только табличка при входе на кладбище свидетельствует об данном факте). Так же утеряна могила Андрея Федоровича Петрова, мужа святой блаженной Ксении Петербуржской. К сожалению очень многие захоронения были уничтожены сильнейшим наводнением 1824 года, не менее масштабный ущерб кладбищенским усыпальницам и фамильным склепам был нанесён в годы постреволюционных гонений.
В августе 1921 года на Смоленском погосте был похоронен один из самых ярких русских поэтов-лириков двадцатого века Александр Александрович Блок. Весь город оплакивал его кончину. В своих воспоминаниях современник поэта Владимир Васильевич Вейдле (литературовед, поэт, культуролог, профессор Пермского и Петроградского университетов) отмечал: "Не было поэта после Пушкина, которого так любили бы у нас, как Блока".
Останки поэта в 1944 году были перенесены на "Литераторские мостки" Волкова кладбища, а над прежним местом захоронения установлена скромная плита. В день памяти Блока поклонники его творчества приносят цветы сразу к двум могилам.
Последнее пристанище нашла здесь и детская писательница, актриса Лидия Алексеевна Чарская.
На этом некрополе есть ещё одно место, о которой невозможно умолчать. Место куда приходят люди, приносят цветы, возжигают свечи, служат панихиды о упокоении невинно убиенных сорока мучеников за Христа пострадавших.
Это жутчайшая история, времён репрессий, когда под покровом ночи на кладбище привезли сорок священников и монахов, и всех безжалостно сбросили в загодя вырытый котлован и погребли заживо. Несколько дней земля ходила ходуном, были слышны стоны.
Место бесчеловечной расправы охраняли стражи порядка, оцепление сняли лишь после того, как земля перестала колыхаться...
Сюда, на Смоленское кладбище, к святой Ксении Петербуржской, покровительнице Санкт-Петербурга, с первых дней её погребения и поныне, притекают нескончаемым потоком люди. Над её могилкой в 1902 году была воздвигнута часовня по проекту русского архитектора Александра Александровича Всеславина.
Не раз часовню закрывали. В сороковом году постановили снести, однако позже последовала отмена варварского решения. Во время блокады использовали в качестве склада тары из-под горючих жидкостей. После войны часовню открыли, но в 1962 году вновь закрыли, отдав под скульптурную мастерскую. Только в восьмидесятых годах прошлого столетия она была возвращена Русской Православной Церкви.
Именно сюда, к молитвеннице Ксеньюшке отправились в первую очередь паломники из Подмосковья. В маленькой часовенке к иконе святой угоднице Божией, к мраморному надгробию - месту её упокоения, все стояли погрузившись в молитву и мысленную беседу с Ксеньюшкой. Священника Александра благословили совершить елеепомазание путешествующих под его руководством.
Подали записочки, поклонились святой, направились к выходу. На молитвенную память унесли с собой дорогую святыню - подаренный для группы большой букет из хризантем и роз от Ксеньюшки, а в сердцах надежду и веру: "Всё будет хорошо!"

Помимо часовни святой блаженной Ксении Петербуржской многие стремятся побывать у поклонного креста на месте, где некогда покоилась ещё одна святая Смоленского кладбища - преподобномученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова).
Стоя у поклонного креста паломники со вниманием слушали экскурсовода. Для многих стало откровением вся земная жизнь монахини Марии и её мученическая кончина.
В юношеском возрасте девушка заболела энцефалитом, в дальнейшем перешедшим в болезнь Паркинсона. Усилия предпринятые родными по её излечению оказались тщетны. Знаменитые отечественные и заграничные доктора оказались бессильны перед страшной болезнью, принявшей тяжёлые, неизлечимые формы. Однако много необычного и несвойственного для этого заболевания виделось в данном случае. Как правило столь тяжёлый недуг помимо телесного проявления неизбежно должен был привести и к разрушению личности, здесь же не наблюдалось никакой деградации психики. Ещё один момент указывающий на Божие произволение то, что при том, что всё тело мученицы высохло, головы и лица не коснулась сухость, лицо до последнего оставалось просветлённым (фото из Интернета, примеч. автора). В таком состоянии, в течении многих лет Лидия неподвижно лежала на спине, со смирением, без ропота претерпевая нестерпимую боль при малейшем прикосновении. Несмотря на полную неподвижность тела и лица, у неё сохранилась способность говорить. Она произносила слова медленно, членораздельно, говорила словно сквозь зубы, с полузакрытым ртом. Свою болезнь Лидия принимала как волю Божию. Господь, за долготерпение и смиренное несение тяжких скорбей наделил её дарами духовного утешения и прозорливости, даром любви и чудотворений. Для петербуржцев она послужила примером. К ней за молитвой и советом стало стекаться много народа. Приходили не только миряне, но и священство, даже архиереи. В двадцатых годах прошлого столетия Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь тяжко болезную подвижницу в монашество. Архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) под сводами храма Покрова Божией Матери на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря (г. Гатчина) совершил её постриг с именем Мария.
В начале тридцатых годов богоборческая власть, "в целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих..." проводила аресты монахов. В ходе акции по «Изъятию монахов и монашек» была арестована и мать Мария. Не обращая внимания на крики вызванные болью, её варварски стащили по ступеням со второго этажа дома и бросили в кузов грузовика. Тройка НКВД, несмотря на освидетельствование и подтверждение тяжкой болезни, осудила монахиню на три года ссылки с правом проживания только за Полярным кругом. Скончалась монахиня Мария в больнице Дома предварительного заключения весной 1932 года. После погребения на Смоленском кладбище, её могилка стала местом непрестанного паломничества. Прославление монахини Марии произошло в 2006 году, а весной 2007 года святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской были перенесены сначала в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, а затем перевезены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне.
По кладбищенской аллее, украшенной зарослями сочного папоротника и величавыми деревьями с замшелыми толстыми стволами, экскурсанты пошли к месту семейной усыпальницы знаменитого дворянского рода Чичаговых. Неслучайно группа отправилась именно туда, это вполне объясняется тем, что в подмосковном городе Лобня в микрорайоне Катюшки находится небольшой деревянный храм освящённый в честь священномученика митрополита Серафима (Чичагова).
Паломники шли почтить память знатного дворянского рода немало потрудившегося во славу Отечества, шли поклониться родителям владыки Михаилу Николаевичу и Марии Николаевне и его родному брату Николаю Михайловичу Чичаговым и, конечно же, помолиться святому покровителю лобненской земли.
Господь ведёт избранных разными путями. Митрополит Серафим (в миру -Леонид Михайлович Чичагов) потомок двух известнейших адмиралов, сам слыл замечательным офицером и за безупречную службу имел высокие награды российских и иностранных орденов.
В молодости он мало чем отличался от людей своего круга, так же любил посещать театры и балы, был прекрасно образован, владел иностранными языками, пробовал себя в живописи и музыке (приняв сан занимался иконописью, им написана икона "Спаситель в белом хитоне", а его музыкальные сочинения, впервые исполненные в Российском Фонде культуры в начале 1990-х годов, потрясли слушательскую аудиторию своей красотой, примеч. автора). Он был автором труда по артиллерии, разработал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения, описав исследования лечения в двухтомнике «Медицинские беседы».
В дальнейшем из-под его пера вышли истории становления Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни и "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Когда "Летопись" была окончена и лежала на столе, в приоткрытую дверь словно живой вошёл Дивеевский батюшка. Старец Серафим поклонился отцу Леониду со словами: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее". "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас", - только и мог вымолвить отец Леонид.
Становится ясно, что совсем неслучайно в Подмосковной Лобне в Катюшках стоит уютный деревянный храм двух Серафимов. История пишет, что раньше на этом месте находилось подворье Московского Никитского монастыря с храмом Серафима Саровского. Сегодняшний храм посвящён священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову) который вложил немало труда для прославления преподобного, написал ему акафист, икону преподобного, молящегося на камне (изображение иконы взято из Интернета, примеч. автора). Промыслительно и то, что монашеский постриг он принял с именем Серафим.
Владыка Серафим был арестован в 1937 году в возрасте восьмидесяти лет, ему инкриминировали «инспирирование контрреволюционного заговора». Был приговорён решением тройки НКВД к высшей мере наказания - расстрелу. Был расстрелян 11 декабря 1937 года в подмосковском посёлке Бутово на полигоне НКВД. Причислен к лику святых новомученников Архиерейским собором Русской православной церкви в 1997 году.
Освежив в памяти биографию священномученика, и пропев кондак, направились за экскурсоводом к выходу со Смоленского кладбища. Вспомнились известные слова владыки Серафима: "Сила не в силе, а сила в любви!"- и помоги, Господи, нам следовать этому девизу.

Монастырь на Карповке

На микроавтобусе, на котором накануне проделали немалый путь из Подмосковья (более чем в семьсот километров), поехали в Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (ставропигиальный значит имеющий непосредственное подчинение Патриарху, прим. автора).
Из каких только уголков России не едут в монастырь на Карповке, чтобы поклониться одной из самых почитаемых святынь Санкт-Петербурга - гробнице с чудотворными мощами святого праведного Иоанна Кронштадтского, ещё одного покровителя Петербурга и основателя монастыря.
Необычный фасад монастырского здания выделяется издалека мозаичными куполами и, облицованными разноцветными кирпичами, стенами.
В начале двадцатого века, трудами отца Иоанна Кронштадского на набережной реки Карповки, на земле, пожертвованной почётным гражданином С.Г.Раменским, изначально было устроено подворье Сурского Иоанно-Богословского общежительного женского монастыря с церковью и часовней. В дальнейшем монастырская территория была расширена за счет земли ещё одного жертвователя почётного гражданина И. И. Кокина. В декабре 1902 года подворье было переименовано в монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя отца Иоанна). Величественное сооружение Свято-Иоанновского монастыря построено по проекту архитектора Николая Никонова. Проект был утвержден самим императором Николаем II.
До революции в монастыре находилось около 350 насельниц. В 1923 году монастырь закрыли, вход в усыпальницу Иоанна Кронштадтского замуровали. Опустевшую обитель превратили в трудовую коммуну. В разное время на территории размещались различные учреждения, общежития и квартиры. Лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века храм был возвращён верующим и после реставрационных работ был освящён с названием Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Но какие бы ни были времена, не смотря ни на что люди продолжали приходить к замурованному окошку монастырского подвала и молиться святому Иоанну.
Подмосковная группа на выходе из монастыря тоже приложилась к высеченному над окошком кресту и сделала памятный снимок. Было светло на душе от прикосновения к великой святыне, от молитвы у мощей преподобного.
Ещё было удивительно, неожиданно и радостно повстречаться у праведного Иоанна с земляком, иереем храма Воскресения Христова, что в Шереметьево Максимом Романовым (храм находится в аэропорту Шереметьево, и расположен рядом с городами Лобня и Химки и некоторые из паломников не раз окормлялись у молодого священника, примеч. автора).

Казанской Кафедральный собор

От Иоанновского монастыря до Кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери доехали быстро (на дорогах машин немало, однако московских многочасовых пробок не было, примеч. автора).
Собор восхитил всех грандиознейшим сооружением, многочисленной эффектной колоннадой снаружи и внутри самого собора. Недаром он является памятником архитектуры и изобразительного искусства.
Этот собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.
Под сводами собора, перед тем, как отправиться на войну с Наполеоном, молился у чудотворного образа Казанской Божией Матери великий русский полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года Михаил Илларионович Кутузов. Он просил о заступничестве Божией Матери и ниспослании победы. Полководец был уверен, что победоносному исходу войны способствовало заступничество Богородицы.
В начале весны 1813 года, когда русские войска под командованием Кутузова находились в заграничном походе, в силезском городке Бунцлау в Пруссии (ныне территория Польши) полководец скончался от перенесённой сильной простуды.
Забальзамированное тело Кутузова было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено в Казанском соборе. Над могилой установили небольшую ограду. Она украшена изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. На доске красного мрамора, вделанного в стену собора, надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау».
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин отразил в творчестве это горькое для Отечества событие: /"Перед гробницею святой/Стою с поникшею главой…"/
Не случайно Казанский собор был избран местом погребения полководца. Ещё при жизни Кутузова по его инициативе собор стал пантеоном славы русских войск. Здесь хранились трофеи Отечественной войны1812 года (трофейные знамёна, штандарты, ключи от взятых крепостей и городов Европы).
Во времена богоборчества в Казанском соборе был устроен Музей истории религии и атеизма. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века в запасниках музея были найдены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, и мощи преподобного Серафима Саровского, утраченные после революции и обретённые в подвале собора чудесным образом. Мощи святого благоверного князя Александра Невского, находившиеся в запасниках музея были переданы в Троицкий собор Александро-Невской Лавры.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
От Казанского кафедрального собора микроавтобус поехал по Невскому проспекту в сторону Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
Лавра была основана Петром I: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал в сопровождении "изящных министров" место при речке Чёрной впадающей в Неву, где и указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского". июль 1710 г.
В дальнейшем по распоряжению Петра I, в построенную и освящённую церковь во имя св.Александра Невского и Благовещения, из Рождественского монастыря во Владимире торжественно была перенесена рака с мощами благоверного князя Александра.
Очень интересную, насыщенную экскурсию по монастырю провёл паломникам монах Александро-Невской Лавры.
В Лаврской библиотеке подмосковные экскурсанты имели возможность увидеть и даже потрогать старинные книги.
Группе удалось побывать и в храме во имя прп.Серафима Вырицкого, который находится в Феодоровском корпусе Лавры в бывшей келии отца Серафима (иеросхимонах Серафим являлся духовником братии Лавры).
В Троицкий собор приложиться к мощам св. Александра Невского паломники поспешили сразу после экскурсии.
При входе в собор обратили внимание на скульптурную группу, изображающую двух ангелов с орденским знаком святого Александра Невского. Со вниманием рассматривали и вспоминали события из Ветхого Завета "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма", изображённые на барельефном панно.
В самом соборе находится много святынь и почитаемых икон: старинный Тихвинский образ Божией Матери, икона Божией Матери Отрада или Утешение (список с чудотворной Афонской иконы Ватопедской), чудотворный образ святой мученицы Параскевы Пятницы, мироточивая икона святого князя Александра Невского. По правую руку от раки с мощами находится образ Спасителя в белом хитоне, написанного священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), а в Никольском приделе чудотворная икона Божией Матери "Невская Скоропослушница".
Насыщенная экскурсионная часть программы по монастырям закончилась. Не менее информационно была представлена и обзорная экскурсия по городу.

Обзорная экскурсия по городу

Двигаясь по Каменноостровскому проспекту все без исключения восторгались городской архитектурой, сочетающей различные стили.
С правой стороны по ходу движения (по направлению к Троицкому мосту) показалась скульптурная композиция, изображающая двух матросов открывающих кингстоны (клапаны, перекрывающие поступление воды в корабельное судно, примеч. автора). Памятник повествует о героической гибели миноносца «Стерегущий», принявшего неравный бой от противника близ Порт-Артура во время Русско-Японской войны 1904 года. Оставшиеся в живых члены экипажа потопили миноносец, чтобы тот не достался врагу. (Фото памятника "Стерегущий" сделано через стекло автобуса, примеч. автора).
Памятник "Стерегущий" выполнен по проекту скульптора Константина Васильевича Изенберга и петербургского архитектора Александра Ивановича фон Гогена. Весной 1911 года в Александровском парке состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал сам император Николай II.
Вот показался шпиль колокольни Петропавловского собора (высота его составляет 122 метра), на самом верху шпиля трёхметровый Ангел с крестом.
Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове в устье реки Невы. В 1703 году Пётр Алексеевич Романов заложил капсулу и начал её строительство. Предполагается, что чертёжный план сооружений разработал сам Пётр І, ему помогал французский инженер Жозеф Гаспар де Ламберг.
Изначально крепость была построена из земли, дёрна и дерева.
Работы велись очень быстро. К октябрю 1703 года земляная крепость была закончена. Простояла она не долго, частые наводнения способствовали быстрому разрушению.
Спустя три года начинается строительство каменной крепости по проекту архитектора Доменико Трезини. (Фото из окна автобуса, примеч. автора).
За окошком проплыли Марсово поле, Летний сад, храм Воскресения Христова или Спас на Крови,  возведённый на месте, где был смертельно ранен 1марта 1881 года император Александр ІІ.
Очень красивый храм выполнен по проекту архитектора Парланда Альфреда Александровича. (архитектор похоронен на Смоленском кладбище в 1919 году, прим. автора). Многие известные художники принимали участие в разработке проекта, такие как Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Васильевич Нестеров, Николай Александрович Бруни, по эскизам мастеров изготавливались мозаичные образы и эмалированные изразцы. (Фото из окна автобуса, примеч. автора).
Поравнялись с Церковью Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Конюшенный двор по проекту одного из самых первых архитекторов Санкт-Петербурга Николая Фёдоровича Гербеля был построен в 1720 - 1724 годы и вмещал в себя конторы, конюшни, квартиры Дворцовых работников. По повелению императрицы Анны Иоанновны для работников Двора в 1736 году была устроена и освящена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного в здании придворных конюшен, в палате над воротами. В дальнейшем храм перестраивался, расширялся, вместо деревянного возвели каменный.
Церковь на Конюшенной площади неразрывно связана с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
После роковой дуэли с Дантесом (8 февраля 1837 года) на Чёрной речке смертельно раненый Пушкин находился в доме Волконских на Мойке 12. К угасающему поэту вызвали священника из ближней церкви. Настоятель Конюшенной церкви протоирей Пётр Дмитриевич Песоцкий исповедовал умирающего. По словам очевидцев он вышел из комнаты поэта со слезами на глазах и произнёс такие слова: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!" Через два дня в церкви Спаса Нерукотворного отец Пётр служил панихиду над телом Пушкина.
На отпевание Пушкина были допущены только близкие друзья, вокруг было много жандармов, о чём свидетельствует в письме к начальнику III отделения Бенкендорфу Василий Жуковский: "...Без преувеличения можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы. Не говорю о солдатских пикетах, расставленных по улице, но против кого была эта военная сила, наполнившая собою дом покойника в те минуты, когда человек двенадцать друзей его и ближайших знакомых собрались туда, чтобы воздать ему последний долг?.."
Пётр Андреевич Вяземский писал: "После смерти Пушкина, я находился при гробе его почти постоянно до выноса тела в церковь, что в здании Конюшенного ведомства. Вынос тела был совершён ночью, в присутствии родных Н.Н. Пушкиной, графа Г.А. Строганова и его жены, Жуковского, Тургенева, графа Вельегорского, Аркадия Ос. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейств Карамзиной и князя Вяземского. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Верёвкин, имевший по объяснению А.О. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался. На просьбы А.Н. Муравьева и старой приятельницы покойника графини Бобринской (жены графа Павла Бобринского), переданные мною графу Строганову, мне поручено было сообщить им, что никаких исключений не допускается. Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении около двадцати штаб- и обер-офицеров присутствовал при выносе. По соседним дворам были расставлены пикеты. Развернутые вооруженные силы вовсе не соответствовали малочисленным и крайне смирным друзьям Пушкина, собравшимся на вынос тела".
Из Конюшенной церкви гроб с телом Александра Сергеевича к месту захоронения в Святогорский монастырь, везли из Петербурга тайно в сопровождении жандармского офицера...
Экскурсия завершилась на монастырском подворье Оптиной пустыни. Далее предполагалось свободное время и каждый определял для себя как этим временем распорядиться.

Прогулка по набережной

Часть группы решила остаться на подворье, побывать на вечерней службе в Успенском храме, остальные пожелали пройтись по набережной и совершить прогулку на теплоходе по Неве.
Приближающийся вечер предвещал быть не менее информативным, насыщенным, наполненным массой впечатлений.
Подкрепившись на дорожку горячей трапезой пошли на набережную Лейтенанта Шмидта. Ветрено. С Невы тянет свежестью.
Остановились возле памятника известного русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна, совершившего первое кругосветное путешествие на корабле "Надежда" (историческое событие датируется 26 июля 1803 года). Во время путешествия, которое длилось три года, экспедиция побывала у берегов Камчатки, Японии, Китая, Аляски, маршрут проходил через Атлантический и Тихий океаны.
В день столетнего юбилея Крузенштерна 8 ноября 1870 года состоялась торжественная закладка памятника. Бронзовая фигура адмирала была отлита по модели русского скульптора, академика Императорской Академии художеств Шредера Ивана Николаевича. На постаменте из гранитного камня, который спроектировал архитектор Монигетти Ипполит Антонович, укреплён бронзовый щит с гербом Крузенштерна и девизом "spe fretus" ("живущий надеждой"). Ниже выбиты слова: "Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну".
Место, на котором возвышается памятник, выбрано неслучайно, прямо напротив него находится здание Морского кадетского корпуса, в котором в своё время учился Крузенштерн.
Похоронен Крузенштерн в Эстонии в Таллине в Домском соборе.
С набережной Шмидта повернули на Благовещенский мост. Он соединяет между собой острова Васильевский и 2-й Адмиралтейский.
Разводной мост через Неву был открыт в 1850 году. Несколько раз за историю он менял своё название. Назывался Николаевским (после кончины императора в 1855 году), в 1918 году переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в 2007 году ему вернули историческое название.
Благовещенский мост искусно украшен чугунной оградительной решёткой по проекту русского художника, архитектора Александра Павловича Брюллова. На звеньях решётки фигурные орнаменты, трезубцы Нептуна, морские коньки (мост является объектом культурного наследия).
Полюбовавшись с моста на Неву и окрестности, направились в сторону Сенатской пристани по Английской набережной (протяжённость набережной составляет 1260 метров).
В XVIII веке на набережной стали селиться английские купцы, была открыта церковь, отсюда и пошло название (ранее набережная имела разные названия: Береговая Нижняя набережная улица, Исаакиевская набережная, Галерная набережная).

По Неве к Финскому заливу

Незаметно дошли до пристани. Через некоторое время началась двухчасовая обзорная экскурсия на теплоходе под названием "Забытые острова" с выходом в Финский залив к островам: Елагин, Каменный и Крестовский.
Теплоход отшвартовался от причала Сенатской пристани. Необыкновенно красивый, совершенно иной вид открылся на город с воды.
Чуть впереди, с левой стороны по ходу движения теплохода виден Заячиц остров и строения Петропавловской крепости. Крепость имеет вытянутую форму неправильного шестиугольника с шестью бастионами по углам (фото из Интернета, примеч. автора) и занимает по площади почти весь остров.
Каждый бастион имеет своё название: первый - Государев пять других названы именами сподвижников Петра: Нарышкин, Меньшиков, Зотов, Трубецкой и Головкин бастионы.
На стене Нарышкинского бастиона видно два ствола орудия. Из одно в полдень по традиции производится выстрел (традиция существовала с 1703 года, была прервана в 1934 году на целых двадцать лет, лишь 23 июля 1957 года, по случаю празднования 250-летия города, "полуденные выстрелы" вновь загремели над Невской и округой).
Интересен факт, что в Петропавловской крепости начиная с 1724 года до конца 90-х годов XIX века в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов чеканили монеты, ордена и медали.
Во время движения теплохода вдоль Заячьего острова и Петропавловской крепости, можно прочитать надпись: "Фестиваль песчаных фигур 2016", и увидеть возвышающиеся песчаные произведения.
Полюбившийся фестиваль проходит в Северной столице пятнадцать лет подряд. Тематика экспозиций ежегодно меняется. Работы выполняются профессиональными российскими скульпторами, призёрами международных выставок и фестивалей.
Справой стороны проплыла Дворцовая набережная, застроенная дворцами, особняками дворцовой знати. Время её возникновения относят к восьмидесятым годам XVIII века.
По указанию Екатерины II архитектором Антонио Ринальди на Дворцовой набережной был построен дворец, неслучайно названный Мраморным - в строительстве здания для внутренних и наружных работ применялись тридцать два вида мрамора разных оттенков, мраморные плиты доставлялись по Неве. Сейчас в историческом здании находится филиал Русского музея (фото из окна теплохода, примеч. автора).
Восхищаясь проплывающими за окном набережными, разводными мостами, изысканными строениями зданий, хранящими память о великих предках, старались впитать дух многовековой эпохи, эпохи Великого города, эпохи Великого Петра...

Впереди показался Финский залив. Путешественники решили подняться на палубу. Немного ветрено. Однако это обстоятельство ни чуть не помешало радоваться и быть как дети.
...Водная прогулка закончилась. Пора возвращаться на подворье. Утром ранний подъём и отъезд в Вырицу в храм Казанской Божией Матери.

В Вырицу к праведному Серафиму

В пять утра все без опозданий сидели в автобусе. Ранняя литургия начинается в семь утра. До посёлка Вырица Гатчинского района добрались за полтора-два часа.
В Казанском храме людно. Здесь этот день особенный. Престольный праздник в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (в 1579 году) и день рождения храма. Ровно 102 года назад 26 июля 1914 года (по старому стилю) храм освятил епископ Гдовский Вениамин.
Храм в Вырице неразрывно связан с именем святого праведного Серафима Вырицкого. После закрытия Александро-Невской Лавры в 1929 году иеросхимонах Серафим, духовник Лавры переехал в Вырицу и много молитвенно потрудился.
В 2000 году иеросхимонах Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев1866-1949) был канонизирован.
Могилка старца находится в деревянной часовенке у стен Казанского храма за алтарём. Старец говорил: "Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам". Следуя совету старца, сюда бесконечной вереницей приходят за помощью и убелённые сединами, и совсем юные, и по молитвам святого изливается милость Божия на просящих.
Чуть в стороне от часовенки батюшки Серафима три ухоженные могилки. Здесь, под хвойной сенью упокоились прежний настоятель храма протоиерей Порфирий Десницкий, его матушки Александра и протоиерей Алексий Кибардин.
К началу второй службы приехал для совершения праздничной литургии епископ Гатчинский и Лужский Митрофан.
Владыко благословил паломников из Подмосковья, дабы обратный путь был быстр и нетруден.
Перед дорогой паломников накормили горячим грибным супом и вкусными пирогами (обычно трапезу благословляют после окончания поздней литургии, но для группы из Подмосковья сделали исключение, за что всем, кто хлопотал о паломниках сердечная благодарность примеч. автора), на дорожку каждому выдали сухим пайком по буханке ароматного хлебушка с хрустящей корочкой.
Перед посадкой в микроавтобус сделали фото на память о пребывании в удивительном, благодатном месте. Мимо степенно прошагал откормленный пятнистый кот, обращая на себя внимание отъезжающих, заставляя умиляться.

Микроавтобус двинулся по направлению к Москве. Впереди ещё сотни километров.
Но вот две большие красивые белые птицы привлекли внимание. Аисты. Они стояли у кромки леса и словно шептали вслед уходящему автобусу: "Приезжайте будущим летом!"
"Приедем, непременно приедем!" - хотелось прокричать в ответ.

Фото свящ. Александра Казакова и Галины Мамонтовой