2016 - 8 конкурс. Итоги. Маргарита Аль

Золотой Пегас
1-е место №8 Темнота
 
"Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой."
А.П.Чехов

Пепельница плюётся окурком,
окурок падает и прожигает скатерть.
Образуется дырка. Или дурка?
Время не катит.
Точнее, катит, но не туда.
Секундами капает день. Синхронно - вода
из крана.
Ложиться рано.
Наблюдаю за мотыльком:
как он ищет защиты у люстры под потолком
от темноты
"Эй, ты!" -
окликаю.
Насекомое удивляется: "Кто такая?"
А кто я? Не отвечаю.
Хочется выпить крепкого.
Чаю.
И конфет вместо сигарет.
Счастья нет.
И не будет.
Л-ю-ю-ди!
Я вас когда-то видела наяву?
Непонятно, кого и зачем зову.
Никто не слышит.
Кошки орут на крыше.
У них не кончается весна.
А я сижу одна
и легко
(в недрах души, ну очень глубоко,
ощущая себя поэтом),
пишу какую-то дребедень.
При этом
темнота незаметно съедает день...

***

День почти растворился в утробе тьмы,
и со мной перешёл на "мы".
Из солидарности я к нему проявила милость.
Заулыбались лампочки включённые.
Пантера чёрная
споткнулась о люстру и подавилась,
поперхнулась, спряталась и стала рыжей.

Мотылёк к предмету своей мечты подлетел поближе.
Нарезая круги, притягивал киловатты.
Как же мне спасти этот глупый комок мохнатый?
И крылатый.
Эй, дружок, послушай, твой танец шалый
может стать последним.
Раз так, пожалуй,
отбирать не стану у тьмы обречённый день я,
а верну прожорливой хищнице на съеденье.
 
Вот оно многомерное единство пространства, времени, человека и мира!
 
2-е место №12 Пальто 

В марте обесснеженном, грязном и сыром,
Шло по тёмной улице тёмное пальто.
Не янтарно-карее, как гаванский ром,
Не как синеводная ледяная Томь.
Не чернично-сочное, как под елью тень,
По весне упавшая в сизый сумрак дней.
Призрачное, тихое средь людей и стен,
Чёрное-пречёрное, темноты черней.
Бережно и ласково, нежно и тепло
Человека доброго в глубине несло. 

Это что-то вроде загадки, где последняя строка - возможность для сотворчества с читателем. В моём прочтении образа - это всё-таки "человека (мёртвого) в глубине несло"
 
3-е место №10 Казань 

Он был поэт, каких один на сотню.
Жена его осела в Миннесоте,
а он не смог: тянуло в курский лес.
Затем Москва - и новые высоты.
Его портрет поэзией был создан -
из апокоп, эпифор, катахрез...

Поджар и борз, как племенной уиппет,
он звал меня в Казань - "культурно выпить":
"Решайся!" - губ манила новизна...
...в его "Рено" пиратский реял вымпел.
Был ром, был трюм - и я стонала выпью, -
но вам об этом лучше бы не знать!

Потом Москва - и многия заботы:
муж, сын, ремонт - от кухни до субботы.
Звонил ли он? Да! Звал "на липтон-чай"!
Но то спортзал, то пьянка, то работа,
то зуб, то суп, то новый фильм про Бонда...
...kogda uviju? - skoro, ne ser4ai!

Он был... он - был! И вдруг его не стало.
В сети писали: канул с полустанка
под скорый Чебоксары-Элиста, -
и - в добрый путь! - махали "шорт-листами"...

..я из стихов его сложила стаю
японских журавлей... вру! - сотни стай -
прилежной дурой - с дружественных лоджий
подбрасывала в синь, но было б ложью,
что ветер их подхватывал, сказать.
Нет! - ветер их ронял к ногам прохожих...

Он снится мне. Он прежний, но моложе
меня. Зовет в нездешнюю Казань.

Это та ситуация, когда ты ещё не настолько богат, чтобы давать, но уже не настолько беден, чтобы брать. Третье место за последние две строки. Остальное - черновик.
 
4-е место №4 Не уйти 

Нехотя смирению учусь,
привыкаю к боли и потерям,
затупились лезвия у чувств,
обломались острия у терний.

Спор с упрямой совестью лукав.
Мне бы помолиться до того, как
ночь луну вмурует в облака,
и потупит взор свой волоокий.

Ни в себя, ни к Богу не уйти.
Намотаю нить судьбы на палец.
Нищеты картофельный мундир
каждый день пытается напялить.

Отметила две строки
"Ни в себя, ни к Богу не уйти
Намотаю нить судьбы на палец.
Чувствуется понимание мироздания; ощущение внутреннего и внешнего.
 
5-е место №5 Terra Incognita

Утро играет стаккато кофейными чашками. Чайник свистит полицейским с разбуженной улицы. Хлеб с ветчиной. Занавески  белеют ромашками…
   Кто-то проходит на кухню и Ею любуется.
Прикосновенья становятся рваными ранами…Мысли размыты,  движенья давно обесточены…
   Ей не дано выбирать между прочими равными. Все же в сравнении с Ним стали равными прочими…
  Но в совершенстве владеет Она ситуацией: выскользнет вмиг из объятий ужом неприкаянным. Стоит лишь только одной в своих мыслях остаться Ей, как обесточенный провод искрит замыканием…
   Ей бы туда, где маршруты желаний не хожены, где полуночные всхлипы становятся стонами, где Его страсть - не шипами, а  нежными розами в Ней прорастет, зацветет огневыми бутонами…
  Но каменистая почва Его неприступности не оставляет надежды, рождая отчаянье. Разум Ей шепчет: «Заканчивай. Всё это глупости. Всё ведь проходит. Придет и сему окончание».
  Время поставит свой крест на Её полумесяце, выжжет желанье достичь Его Terra Incognita. Выгорев, переболеет Она, перебесится, вмиг ощутив, до чего Её сердце исколото …Взгляд потускнеет, цветное оденется в серое. Тот, кто на кухне, Ей станет родней и привычнее. Боль перестанет играть с оголенными нервами…Все утрясется, уляжется…
…дело обычное…

Яркий образ женщины, рождённой быть поэтом, но не посмевшей. "Ей бы туда ... .
 
6-е место №7 Абсурдное 

Куда-то по стене наискосок
 тянулась ночь безумной канителью...
  - Всё шастают и шастают за дверью! -
взглянув в себя, сказал дверной глазок.

  - Как будто там - народная тропа, -
добавили ехидно половицы;
хотелось дверь открыть и убедиться,
но ключ от дома с вечера пропал.

Комод протяжно скрипнул и затих,
уставившись в разводы на обоях,
собачились ботинки меж собою
 о том, кто шёл проворнее из них.

  - Хоть надевай передник и кухарь,
чтоб для себя состряпать угощенье! -
от прочих не скрывая возмущенья,
бурчала мышь и трескала сухарь.

- Зззздесь всё не так, ззззздесь всё всегда не то, -
навязчиво жужжала сверху муха,
и с вешалки задумчиво и глухо
 вздохнуло неожиданно пальто.

В тиши проскрежетал дверной замок -
ключ наконец-то найден был и вставлен...
прокралось солнце в щели между ставен
 и сон, в подушку спрятавшись, замолк.

Мука неодиночества в каждой строке.  Хочется убить весь мир. Но что бы успокоится и уснуть, бывает достаточно убиения одной мухи.
 
7-е место №2 Птицы над Невой 
 
Давай со мной по городу гулять,
айда на свет, на детский лепет!

1.
Крестом казалась буква «ять»
в пайковом хлебе.

Бурун на пляж напяливал бушлат,
омыв слова на бескозырках,
полмарта вспоротый Кронштадт
стенал и зыкал.

Октябрь ослеп, скроив из кумача
крыло себе, и год от года   
качал на ситце палача
врагов? 
народа?...

2.
Таращатся в блокадный сумрак львы,
но, воскрешая птичьи корни,
вспорхнул у шпилей вдоль Невы
наш Лёва-дворник,

и в небо потянулись, вслед ему,
кто - семьями, кто - в одиночку,
в пайках им раздают луну
лишь по кусочку.

И только ввысь! нам дважды не упасть,
взлетаем с рдяной глади наста -
при артобстреле эта часть
всегда опасна...

Запомнился образ смерти в убывающей Луне.
 
8-е место №1 about love   

не ропщем мы на ветхую обитель -
час не ровён, остался только час.
в стране слепых написано: смотрите.
и мы глядим, как кто-то смотрит нас.
бывает, горю не протянешь руки
на помощь и наотмашь - от души.
не помогают выдумки и трюки -
и хоть ты кол на голове теши.
мы связаны и ждём, когда приплюснет
печатью с гравировкой "навсегда",
нам склёвывает время с лёгкой грустью
по камешку ушедшие года.
не ведаем, куда что проникает.
однако из бессмертия - насквозь -
летит любовь в наивности нагая
и сердце на лету сгребает в горсть. 

Поэзия - почти исповедь. И чем дольше живёт поэт, тем больше у него заповедей. Одна из основных заповедей "молодого" поэта - это заповедь непоступка. Запомнился образ времени-птицы склёвывающей камушки-года.
 
9-е место №9 Волшебный трамвай 
 
Трамвай катился меж домов
на склоне дня,   
взлетал по радугам мостов,
нутром звеня.
Колеса выбивали дробь
на стыке рельс,
без керосина и без дров
справляя рейс.

Огней разбрызгивался свет,
стекал волной.
Был стар трамвай-кабриолет,
окрас – гнедой.
Он дребезжал, скулил, хрипел,
но рвался в бег.
Волшебный ты, трамвай-пострел –
поспел в наш век…

Вези меня, мой старый друг –
седьмой маршрут
(готов ещё пойти на круг –
не нужен кнут).
Вези меня по руслу грёз,
в мечту закинь,
ты верный друг, служивый пёс,
резвись!
– Дзинь-дзинь…

Автор, выстраивая образ последнего из Могикан, сам стал как бы главным героем своего романа. Удалось передать время, когда трамвай "взлетал по радугам мостов..."
 
10 место №3 Санькин зонт   

Зонтик. Обычный чёрный.
Санька. Простой пацан.
Сдали. Зачёты - к чёрту!
Дождик, как в барабан

Лупит. Бегут девчонки,
Жмутся под чудо-гриб.
Смеха раскаты звонки.
Что нам ангина-грипп!

Зонтик - мишенью в тире
Ливня, но горд и крут.
Стать бы ему пошире!
Вряд ли, не парашют.

Тесно! Зато есть повод
Ближе к руке прильнуть.
Санька красив и молод,
Жаль, что женат чуть-чуть...

Годы слились с дождями.
Мыслей и дней поток...
Санька уже не с нами.
Лучшим - пораньше срок.

Небу в его чертогах
Тоже нужны врачи.
Будет полегче богу
Души людей лечить.

Это наивно, глупо?
Вдарил в мозги озон?
Ночи уютный купол,
Словно знакомый зонт.

Стихотворение построено на традиционной рифме и форме, но состоялось благодаря внутренней рифме слов со звуком «ч»
 
11 место №6 Улыбаясь одним уголком губ

Раньше бывало выйдешь зимой из клуба —
город, снежком укутанный, седовлас,
рядом девчонка трётся, смеётся глупо,
словно не в курсе, что бедствует Гваделупа,
или не знает про гибнущий Гондурас.

Нежно её улыбку возьмёшь в ладони
мол, погоди смеяться над всем подряд...
Мы не могли подумать, что «Курск» потонет,
и ничего не слышали про мельдоний,
но пропустили пару Олимпиад.

Вместе букварь был пройден до половины,
мы заблудились где-то на буквах «оп».
Тот, кто не скачет, вечно во всём повинен.
А на страну накатывалась лавина,
и не случилось вовремя крикнуть: стоп!

Время уходит, тянется по минуте
из гондурасов бедных и гваделуп,
манит простором... А голову так закрутит,
что убедишь себя: круто ведь было. Круто!
И улыбнёшься одним уголком губ.

Запомнилось «Нежно её улыбку возьмёшь в ладони»
 
12 место №11 Город мастеров 

Старую добрую тьму
свежим преданием красим.
Там, за рекою – Муму,
ближе, на судне – Герасим.
Вечный посыл "я гребу",
славный настой на пургене.
Всё это видел в гробу
мастер пейзажа Тургенев.
Но с лошадиным лицом
движем: за вехою веха.
Это заел огурцом
мастер банальности Чехов.
Глыбой торчат словеса,
в каждом присутствии давка.
Это давно описал
мастер реальности Кафка.
Буйный, привычный понос –
спутник вставаний с коленей.
Это до граждан донёс
мастер прихода Пелевин.
Полный абзац в головах,
часть кормовая в эфире.
Так изложил в двух словах
мастер участка Порфирий.
В городе прячут глаза,
смертные ищут обитель.
"Я не забуду..." – сказал
мастер своей Маргарите.

Похоже, что это пародия на сюр.
© Маргарита Аль, главный редактор журнала "ЛиФФт",
http://www.stihi.ru/avtor/perfomens
http://magazines.russ.ru/authors/a/mal

На фото Маргарита справа.