Марраны

Михаил Моставлянский
Тема марранов настолько неисчерпаема - как в свете исторического, так и теологического и морального нарративов, что на нее написаны сотни томов исследовний и масса художественных произведений. Наиболее интересен в этом смысле испанский писатель Бласко Ибаньес. Писал об этом и Фейхтвангер, и даже Стивенсон. Само происхождение слова "марран" от древне-иберийского "свинья" уже подчеркивает отношение христиан к новообращенным иудеям. Эти люди становились презираемыми изгоями дважды - и для бывших единоверцев и для христиан. Даже дальние потомки марранов не могли занимать в Испании представительские должности, получать дворянство, быть судьями или правительственными чиновниками. Конечно, со временем эти ограничения нивелировались. Есть мнение, что испанский диктатор каудильо Франсиско Франко и кубинский диктатор Фидель Кастро Рус являются потомками марранов. По мнению Авраама Хаима, президента сефардской общины Иерусалима, мать Мигеля Сервантеса, автора знаменитого "Дон Кихота", вела свой род из семьи крещёных евреев.
Проблема сохранения еврейской самоидентификации и иудейской веры имеет глубокие корни, ведущие нас еще к временам восстания Маккавеев против эллинского владычества. На протяжении всей истории - греки, римляне, мусульмане, христиане, большевики ставили евреев перед кардинальным вопросом жизни и смерти: умереть, оставаясь иудеем, или сохранить физическую жизнь, перейдя в господствующую веру. Но последнее для иудея всегда означало смерть духовную. Безусловно, обряд крещения был совершенной формальностью для выкрестов, но католическое духовество подходило к этому вопросу со всей серьезностью и учредило Святую Инквизицию во главе с Томазо Торквемада - сыном крещеного еврея. Вся страна была наполнена шпионами, которые следили за новоявленными христианами. Большинство из них были сами из выкрестов - поскольку по самым неуловимым признакам могли изобличить тех, кто тайно продолжал соблюдать традиции иудаизма. Например, если в пятницу - перед Субботой - служанка искала на рынке кашерную рыбу, шпион мог увязаться за ней до самого дома и установить за ним куруглосуточную слежку. Свидетельства такого шпиона было достаточно, чтобы отправить всю семью на костер, предварительно подвергнув жесточайшим пыткам в застенках инквизиции. Эти костры пылали по всей Испании, а затем в Португалии и даже Латинской Америке на протяжении трех столетий. Последнее аутодафе - сжигание маррана, тайно исповедовавшего иудаизм, было совершено в Бразилии в 18-м веке.
К моменту принятия вердикта об изгнании иудеев из Испании в 1492 году, при дворе Фердинанда и Изабеллы (которая, собственно, и была инициатором этой акции, поскольку Фердинанд не испытывал никакой неприязни к евреям) при дворе этих монархов состояли два видных иудея - Дон Авраам Сеньора (мой далекий предок), королевский казначей, и Дон Ицхак Абарбанель (далекий предок поэта Бориса Пастернака), министр финансов. Обоим было предложено креститься. Авраам Сеньора после долгих колебаний крестился, сохранив тем самым свое богатство и положение при дворе королей,- но не выдержав душевных мук и позора, он вскоре умер. Дочь Авраама Сеньора - дона Мириам Мендоза была бабушкой известного Хуана Браве - идальго, поднявшего восстание против всевластия короля, впоследствии плененного королевскими войсками и обезглавленного - ему поставлен памятник в Сеговии. Я бывал там неоднократно. Мой прапрадед - сефардский еврей, живший в Болгарии, носил фамилию Браве: многие марраны, покинув пределы Испании, поселились в Италии, Греции, Болгарии, Турции и возвратились в лоно иудаизма. И это дает мне основание считать себя потомком Дона Авраама Сеньоры. Что же касается Дона Ицхака Абарбанеля, то он принял изгнание и, оставаясь верующим иудеем, умер в бедности в Италии. Его потомок, гениальный русский поэт Борис Пастернак, всю жизнь тяготился своим еврейством и испытывал непреодолимую тягу к православию. "Всё смешалось в доме Облонских"...
Я Вам благодарен, что Вы поднимаете такие глубинные исторические пласты в своих произведениях, и такие темы, на которые, будчи иудеем, я бы не решился, следуя принципам "политической корректности". По сути, вся история еврейского народа - со времен падения Второго Храма и Рассеяния - и до преследований большевиков и Холокоста - полна трагизма и жестокости со стороны "приютивших" их народов. Быть евреем - это постоянное испытание на прочность, вынуждающее ходить по острию ножа и решать гамлетовский вопрос: to be or not to be. Среди моих бывших друзей было немало таких, которые в советские времена ради партийной или научной карьеры записались "русскими", став новоявленными марранами. Счастья им это не принесло.


Дополнение: версия о морранском происхождении испанского каудильо генералиссимуса Франсиско Франко.

Я сначало отвечу цитатой из Википедии: "Франко не только закрывал глаза на то, что испанские пограничники за взятки пропускали на территорию Испании евреев, бежавших из оккупированных стран, но и отказывался принять антисемитское законодательство"... "[Франко] приказал своим дипломатам в Венгрии, Румынии, Греции и вишистской Франции выдавать паспорта евреям этих стран и помогать им перебираться в Испанию. Франко также, по сути, спас несколько тысяч евреев из Берген Бельцена и Салоник, он приказал открыть границу перед евреями и ее перешли более 40 000 европейских евреев только в 1940 году. И неизвестное число - в остальные годы Второй мировой войны. По неточным данным, убежище в Испании тогда обрели более 200 тысяч евреев".

Я добавлю от себя. Существует т.н. "индекс антисемитизма", который различен у разных народов. Крайне низкий, скажем, у датчан, и очень высокий у ... впрочем, не будем обижать зря другие народы... Так вот у испанцев в массе "индекс антисемитизма" буквально зашкаливает (я сам это испытал на собственной шкуре, проработав год в Мадриде). А Франко был явным филосимитом:

"Сегодня вполне очевидно - ни один политический деятель в годы Холокоста не сделал столько для спасения евреев, сколько Франциско Франко-Баамонде, прямой потомок испанских марранов. Кстати, о его происхождении заговорили сразу после войны, когда прояснилась эта деятельность каудильо. Именно еврейскими его корнями объясняли ее, и Франко никогда не пресекал эти толки. Может быть, потому, что уж больно одиозной была родовая фамилия его отца - Франко, происходящая от названия галисийского городка, который когда-то был почти полностью еврейским. И в Испании эта фамилия звучит также как в России Бердичевский или Подольский. И сам каудильо и многие его приближенные, знали, что и фамилия его матери Пилар-Баамонде и Пардо пришла к ней от ее предков, знаменитых раввинов Пардо - Иосифа. Йосии и Давида. Впрочем, марранами были предки каудильо и по отцовской линии".

http://mishmar.info/posledniie-marran.html


Чтобы не быть голословным, привожу ссылку на статью про "индекс антисемитизма"
http://morashtenu.org.il/adl-global-100/