Послание в Пенсионный Фонд
С вящей верноподданностью посвящаю.
Здравствуйте, всемилостивая Елена Николаевна, славный денёк!
Я обещал дать вам моё неизничтожительное словечко по Наде Тихоновой, стихи которой «вам нравятся». Тут психология поэтства любопытная, право. (Уверяю, моё «превосходительство» тут не причём, ну не ночевало; обильные приметы того предъявляю по ходу изложения).
Простая легенда.
Как-то Надя отметилась стишком в «Камских зорях, газетка. (Я вот стихи «читаю» глазами. На слух могу отличить виршу от дельного стиха, а — коль из чего-то стоящего, ты бы мне писаные строчки. В такой приемлемости и у Твардовского, эстет и редактор). Её стишок «Я чужая…», как ни сопротивляйся, воспринимается, ай! иронично (эстетика сугубо порушена; от собрата по духу подобное видеть кукожисто). Я об этом сообщаю ей по электронной почте (подсказ-раз). Ответного нет. (И это притом, что я уж двумя стихами посвящал ей привечательное, на форумах). Тогда принимай на форуме, сайт Зори плюс, памфлетик (подсказ-два). Однако — вот срок проходит многомесячный, и тут она в литгостиной, в урочный час, не вставая с места, опять предъявила миру свою чужесть чувственную: теперь уж в голос, декламируя (и без бумажки) с горестными интонациями-паузами — да и при мне же. Я для неё ни отсутствующий, ни присутствующий (самость таковая в ней стойкая). В объявленный перерыв я оттоль ухожу, и — она на крыльце, на воздухе покуривает. Там ей поясняю (подсказ-3), тихонько и по-свойски. Курящие, прислушиваются, но отойти в сторонку, для неё излишне. (Твёрдость души — я даже приглашал стихотворочку, хоть с кем, на свой «поэтический четверг», однако не повелось). О моих посвящениях ведает (с равнодушием, не иначе; ибо посещала не раз мою страничку на сайте здесь, где зарегистрированные посетители автоматически отмечаются). Ну и поясняю ей, на крыльце тут, что в стихе-то хромота малость, хоть и эстетическая: зря рифмованная страдательность, в мифических алогизмах… Она, само эмпирейское (дым колечками): «Ну и что?» — ?!.. Ну, если не возражаешь, я помещу своё «критическое пояснение» на сайте Стихи.ру?.. Эмоция не противоречия, ей бо! (Моя твой не понимай, вроде. Так ведь и подсказ-четыре, похоже, её вряд ли вразумит,).
Итак, Е.Н., не желая противоречить вашему вкусу… Получается (развожу руками), все «они» с эдаким приветом, по своеобразию. Счастливые исключения наперечёт (к коим хотелось бы примкнуть, и я вечно первый, с конца очереди).
Ниже помещаю два моих стиша (они на сайте Стихи.ру наличествуют), во славу Нади. И дальше будет непритязательный памфлетик, репковый*. (Он скопирован с форума, ныне отменённого, в Зорях плюс).
***
Лев Игошин
ПОДСОЛНУХ И ФИАЛКА
Наде Тихоновой посвящаю два стиха.
В каком-то салоне, но помнится, что не однажды,
Вы мне показались фиалкой, похожей на ландыш.
(Куда только рифма безумная не занесёт!
А коль угадалось по смыслу, пускаем в зачёт).
Теперь вот задача: ай! в рифму мне вам не соврать бы,
Да чтоб не сфальшивить под всякие там-тара ямбы.
Но, чёрт подери, вы же тот настоящий цветок,
Что сердце поэта от разу приводит в восторг!
Фиалковый глаз да на ландышевом силуэте —
Ваш образ прелестный я в сердце зарубкой пометил.
Так жёлтый подсолнух глядит на фиалковый глаз.
Ах, цветик, не сходно ль, что сказочка эта про нас?
АКРОСТИХ
Фартово быть фиалковым цветком
И в лирике купаться оголённо.
А сердце Ваше всё же под замком —
Лирическое да, но потаённо.
О том порукой этот акростих.
Что надо, чтобы сердце не разбилось?
Какой подтекст несёт Ваш каждый стих?
А так любить, чтобы не разлюбилось.
______
Л. Игошин » Пн 14 окт 2013 11:03:52
КУРОЧКИНА ПОЭТИКА
Лирический памфлетик.
Не знаю, держал ли когда мой добрянский читатель кур во дворе. Ну, даже если и не держал, то наверняка мог видеть их, благо половина Добрянки в деревянных усадьбах. Впрочем, по новым временам живое подворье встречается всё реже и реже… Однако — к нашим курам. Кстати, тут не помешала бы и ветряная погодка. Ну, а те — вот они, на улице пасутся, и не одни. Петушок: «Ко-ко-ко-о!». Смотрите, детки, сейчас он какую-нибудь курочку, топча, и приголубит. Ага! вот так и есть… А одна пеструшка, которая всё ближе к петуху теснилась, понурилась, от запоздания, что ли, и повернулась к ветру задом, раскрыв свой веер японский, с красной ягодкой посредине — такая проза. Это нам, сторонним, так кажется: проза. А есть же в том и глубоко страдательная поэзия. Вот как написала наша курочка в печати и на стиховом сайте.
Я ЧУЖАЯ…
Я чужая… Случайно попавшая в вашу весну.
Долго шла в темноте на пьянящие звуки капели…
Не тревожьтесь, я вашей души никогда не коснусь;
Постояв на краю, к вам приблизиться я не посмею…
Я замёрзла… Метели мне в спину стонали: «Постой!».
Колкий ветер впивался, свирепствуя, в нежную кожу…
Запах вашей весны стал моей путеводной звездой —
Не почувствуй его, бесконечно плутала бы, может…
Я чужая…». Но всё же позвольте слегка пригубить
Синевы, озарённой сиреневым тёплым рассветом…
Сей волшебный нектар воскрешает желание жить.
Если б знать вы могли, как нуждаюсь я именно в этом! (Надя Т.)
_______
И вот что ей ответил петушок, для публикации.
***
КО-КО-КО-О!
Пародия.
Об авторских позывах. Учтём замечание И. Тургенева о том, что «в своих риторических фигурах многие поэты восхищаются природой ради репутации людей с тонким чутьём прекрасного, чем из действительного преклонения перед невыразимо ласковой красой природы». И тут же подметим: видно же, что манером предъявления обострённого чувствования пеструшка не то чтобы ищет репутацию тонкого ценителя природы, это само собой, но, как бы в преодоление её козней, распахнуто, стремит к читательскому сердцу (или к гильотине).
(Если бы не переборы в поэтических преувеличениях, то нашу стихотворочку надо было бы незамедлительно занести в канон святотерпцев. Но — погодим безоглядно множить тот богоугодный список).
Вот она сообщает, что «долго шла на пьянящие звуки капели», причём «метели мне в спину стонали». Тут несовместимость капелей и метели, однако. Что-нибудь одно бы надо выбирать, жертвуя другим.
«Я замёрзла…. Это что-то ямщицкое, понятно. Но и не совсем, оказывается. Она плутала, и тут, вишь, ей повезло: «запах вашей весны стал моей путеводной звездой». Запах чего-то стал некоей звездой — это, ой! переусложнённый образ, ну очень-очень. А раз «переусложнённый образ», то это уж вполне несообразие, а никак не художественный образ. Согласитесь: поэтика может быть ерундистикой (кто её остановит!), а наоборот — никогда. (Хотя лично я мог бы оспорить этот тезис, только не в данном контексте).
И ещё нагромождень, славная: дайте ей некой «синевы, озарённой сиреневым тёплым рассветом». Оно, гляди-ко, ни больше, ни меньше как — «сей волшебный нектар воскрешает желание жить». Опять, ну край преусложнёность! (Восклицательный знак тут явно не перебор). И авторша, дальше-то, испрашивает позволения пригубить её, «синеву-нектар». Синева да в чувственной окраске — это и божья и поэтическая благодать (вперемежку и напополам). Но, тут же, опять неопределённость: а у кого страждущая просит « слегка пригубить»? Если просит у предмета своего посвящения (подобно спасителю курочки от феерических блужданий), так отчего бы ему сопротивляться-то (в Надином предположении): не моё, пригубляй себе, хоть досыта, чего «слегка»-то.
Да и вообще, декларируя себя «я чужая», значит, понимать такой эпитет в значении: получаю отворот поворот (а заслуженно или нет, в пиитическом тумане). Впрочем, во мне бездна снисходительности, чтобы постараться понять, что хотела авторша внушить своей чужестью (зря, конечно, прибеднямшись).
________________
Милая Надя, позволь предостеречь тебя, откровенно говоря, от позы самообольщения (встреч любования) — я к тебе на выручку. Ты будешь ещё два раза столько жить, сколько прожила, и, надеюсь, не поминать меня лихом. И ныне, и присно.
***
В маленьком эпилоге смекнём: кажется, лирическая Надя Тихонова несокрушимо права. И что бы мы делали на земле без пареной репушки, свет Николавна? (Недаром посадил дед репку!) Было бы неплохо в суровой пенсионности перекинуться с вами словечком по электронной связи.
С чувством неизменной преданности к Вашему Фонду — Л.Н.
______________________________________
*Из сказки: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…»
Сентябрь 2016 г.