О стихотворчестве

Михаил Моставлянский
Михаил Моставлянский: литературный дневник

Стихотворчество - вещь удивительная! Оно сродни научным исследованиям, которые зачастую приводят ученого к совершенно неожиданным выводам и открытиям. Начиная писать стихотворение, я почти никогда не знаю, как и чем оно закончится. Тон задают лишь начальные строки, а дальше - уже чистая импровизация, "драйв", как я это называю. Рифмы управляют стихом, подобно тому, как рельеф местности определяет русло потокам воды. Глубина сменяется мелководьем. Возникают внезапные повороты, изгибы, излучины, поймы, словесный поток меняет интенсивность и силу, становясь то турбулентным, то ламинарным... "Поток сознания"... или осознания? Я думаю, что стихи открывают скрытые каналы и потоки Б-жественной эманации, те самые сакральные "чакры", которые живут своей самостоятельной жизнью в параллельной с нами действительности. По сути, в процессе написания стихотворения, мы, порой, уходим в астрал...

По поводу стихотворного "драйва". Я заметил, что когда пишу "программные" стихи, т.е. "на заданную тему", такие, когда тема четко определена, и надо оставться в ее рамках,- тогда дело идет туго - мучительно ищешь рифмы, лепишь этот стишок, насилуя себя, свою волю и фантазию - а в результате получается нечто примитивное, беспомощное и скучное...

Иное дело, когда стихо рождается спонтанно, в голове начинают бродить рифмы, мысли сверкают, как молнии, стихо тебя само ведет, как та лукавая и прекрасная фея, которая со звонким смехом и обворожительной улыбкой все дальше и дальше заманивает тебя в чащу... Такие стихи рождаются в считанные минуты, писать их легко и весело, а читать - любо-дорого. Потому что - от Б-га. А может, и наоборот ))

Вот и сегодня, когда я задумал написать что-то вроде поэмы о разрушении Второго Храма, размышления увели меня дальше, вглубь веков, к истории Иакова и Исава - и меня, как громом вдруг поразила удивительная - но крамольная мысль - не мысль, но, скорее, - открытие (по крайней мере для меня) о том, что все многовековые преследования иудеев - вначале греками, римлянами а затем христианами, разрушение Первого и Второго Храмов, вавилонское пленение, двухтысячелетние скитания, инквизиция, погромы, Холокост - все это не что иное, как месть Исава - родоначальника европейских народов - за то, что Иаков забрал за чечевичную похлебку его первородство, а затем, по сути обманом, лишил его отцовского благословения Исаака. За такое открытие - буде я признался о нем вслух - все раввины мира предали бы меня анафеме. И я молчу...
http://www.stihi.ru/2016/08/12/7159