О просветлении

Михаил Моставлянский
Михаил Моставлянский: литературный дневник

Я неожиданно поймал себя на мысли о том, что присловутое "просветление" и ощущение счастья не наступают лишь оттого, что ... я их не хочу. Мне просто необходимо находиться в оппозиции к "urbi et orbi", чтобы в какой-то мере чувствовать себя мыслящим человеком. Жизненный позитив продуктивен в ... технологическом плане, но совершенно бесплоден в творческом. Для творчества, безусловно, необходима "разность потенциалов" - между тобой и окружающим миром, и чем она больше, тем интереснее, глубже и сложнее духовный мир человека и его проекция на различные виды человеческой деятельности, ибо любое творчество - это ВСЕГДА сублимация невостребованной чувственной энергии. Благополучный человек может быть гениальным ученым, изобретателем, бизнесменом, искусствоведом и критиком... Но серьезным и глубоким поэтом, писателем - никогда. Жизнь всех, без исключения, талантов от литратуры, музыки, живописи была так или иначе трагична. А многие поэты и писатели, добившиеся прижизненного успеха и признания, частенько кончали жизнь самоубийством - ибо в силу того, что достигнув точки насыщения, эти люди теряли вектор, драйв, смысл существования, если хотите...

Настоящие стихи родятся лишь в муках и боли - как человеческие детеныши. Но физические страдания плоти и душевная боль навсегда остались бы явлением низменным в их материальном воплощении, если бы не существовало в них то высшее, нравственное и духовное, что все же делает человека почти равным Тому, по чьему "образу и подобию" он был создан. А истинная поэзия - это высшая форма духовности, ступень, отделяющая истинного художника от остальной массы - ровно на ту высоту, которая отделяет человека толпы от представителей животного мира...

Тезы, которые я здесь так самонадеянно изложил, скорее всего весьма сомнительны и легко поддаются опровержению - именно в силу того, что они верны...