Люблю я

Елена Царёва-Блохина
 
Люблю я лугов безмятежность,
Как Родина любит просторы,
Как Троица – Неба безбрежность,
Как Церковь – молитвы соборность.

Люблю я старинную песню,
Как высь – перезвон колоколен,
Как сердце – от Ангела вести,
Как гласы Октая* – раскольник**.


Люблю я  слезу умиленья,
Как Спасы – медовую каплю,
Как травы – росу на Успенье
В нектарной румяности  яблок.
 

Люблю я дожди проливные
И Солнца объятья родные,
Как щедро всё Богом дано…
Открою пошире окно!




*Есть предположение, что древнерусские летописцы связывали предпочтение, отданное послами князя Владимира православию, с эстетическим впечатлением от «ангелоподобного» византийского пения. После принятия в 988 г. христианства на Руси были восприняты и певческие традиции Византии, в основе которых лежала система осмогласия (т.е. восьми гласов ).

В середине VIII в. преподобным Иоанном Дамаскиным была окончательно сформирована система осмогласия — распределение всего круга церковных песнопений на восемь групп, восемь певческих гласов. Число восемь для христиан весьма символично — оно символизирует будущий, бесконечный век. Для каждого гласа характерно свое особое настроение, звучание, свои мелодические обороты. В них звучат разные оттенки духовных состояний человека: глубокое покаяние, умиление или победоносное торжество. Воскресные тропари, стихиры, каноны, написанные в разное время разными песнотворцами, а в значительной степени и самим Иоанном, были собраны им и приведены в стройную, упорядоченную систему. Это собрание получило название «Октай» — по числу гласов («окта» — восемь). Пение Октая начинается непосредственно с самой Пасхи и оканчивается в Лазареву субботу. «Книга глаголемая Октай, сиречь Осмогласник», быстро получила распространение в богослужебной практике, и  свято сохранялась старообрядцами в период гонений. Старообрядцы не приняли нового партесного пения, новой системы музыкальной записи – нотной. Они продолжали петь в унисон – одноголосно, по крюкам, переписывая в своих тайных скитах и общинах певческие крюковые рукописи, в том числе и Октай.

Хочу добавить уже от себя, что в 1551 году жил в дораскольной Москве певчий дьяк Митка Царев.  Прадед мой - старообрядец Евфимий Царев, тоже был певчим дьяком и обладал удивительно красивым голосом, часто выезжал служить по приглашению в другие храмы ( с 1905 по 1917 год  – золотой век старообрядчества).

**Старообрядцев  называли раскольниками до 1905 года. 17 апреля 1905 года был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении раскольников и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие (Рогожская слобода -по догматике мало отличаются от современной православной церкви, однако придерживаются  старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций), к которому принадлежал мой род, а также предприниматели и меценаты Рябушинские,  династия  Морозовых , Третьяковых, династия меценатов Бахрушиных, Прохоровы, предприниматель и меценат Савва Мамонтов, первые русские оптики Трындины,  московский предприниматель, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи Солдатёнков Козьма Терентьевич, фарфорозаводчики Кузнецовы, Сироткин Дмитрий Васильевич, крупный судовладелец, дважды избиравшийся городским головой Нижнего Новгорода, герой войны 1812 года  Матвей Платов, атаман войска Донского, генерал от кавалерии,  возведенный в графское Российской империи достоинство  за заслуги  перед Отечеством именным Высочайшим указом от 29 октября (10 ноября) 1812 года.