Триада Лермы. Демоны. 1

Игорь Карин
     В моем 4-томнике дано  «Приложение»: «Ранние редакции «Демона»  - 29, 30, 31(две), 33-34, 38–х годов, т.е. «Демоны» мучили Лермонтова все эти годы. Но это лишь «ранние редакции», предтечи того, Единственного, канонического.
     В стихотворении 29-го года  заявлено: Мой демон! Что бы это значило?  А то, что он – «собранье зол», «уныл и мрачен», презирает «чистую любовь». И  где же он? Если он так мучает, то несомненно это внутреннее состояние поэта. Значит, без излишних натяжек можно считать, что Лерма одержим Демоном. Но такая одержимость в христианстве называется «одержимость Бесом», который в литературе красиво назван Демоном.  А одержимость лечится церковными методами, не так ли? Лечится и современной медициной. Неприятно слышать, да?  Однако это не только мое ничтожное мнение,-  так считали и в 19-м веке те, кто не хотел издавать эти поэмы.
     В других эссе уже отмечено, что Лерму многие литведы считают «чистым» романтиком, и только романтиком. В комментариях  сказано:  «В центре поэм Лермонтова находится образ «лермонтовского человека», который по сути своей «герой-бунтарь, резко противостоящий окружающему обществу» (т.2, с.647).Это писано литведами  советского времени, которые боялись взглянуть правде в глаза, особенно в популярных изданиях поэм Лермы. Но такие заявления не выдерживают критики уже потому, что «окружающее общество» - это и знать, и народ, с которым Лерма никогда не был высокомерным. И это – важнейшие черты его творчества и мышления: со знатью он груб и резок, а с крестьянством и выходцами из него мягок, а чаще просто растворен в народной стихии, - достаточно вспомнить хотя бы его «Бородино» или детские игры и дружбу с крестьянскими детьми (об этом у меня тоже сказано). Но демонизм его – это "особь статья"!.
      Самое удивительное,  что «лермолюбы» категорически против таких утверждений. Почему? Да потому, что в качестве аргументов приводят именно то же «Бородино», «Выхожу один я на дорогу» и многие иные произведения. А на то, что где-то что-то написано не так ясно, просто не обращается внимание: раннее, мальчишеское-де,  о чем тут говорить?!  И уж если любишь, то тебе дорого ВСЁ! Однако в «Лермонтовской энциклопедии» (ЛЭ, – И.К.) не раз говорится именно о демонизме и демонической личности в творчестве Лермы, «с чертами байронического героя-преступника» (Л.Э., с.445).
      Да, как ни отказывался юный Мишель от Байрона, но его демоны прямо списаны с личности Байрона, который был  и супер-знатным  человеком, и супер-спортсменом, и супер-красавцем, и СУПЕР-ПОЭТОМ! Но было подчеркнуто не раз и Висковатовым, что Лерма именно хотел превзойти своего английского кумира. А как это сделать? Да переписать его поэмы по-своему! Переписывал. А потом и «превзошел»: поднял героя выше байроновских героев – сделал его Демоном, витающим НАД Землей. Куда уж выше-то?! И «заклинило» юношу! И это составляет суть второй части Триады Лермы, что нетрудно проверить любому вдумчивому читателю.
    И тут опять уместно сослаться на ЛЭ.  В ней сказано, что Лерма оказал на Достоевского огромное влияние, что Д. часто цитировал Лерму. Но в ЛЭ опять-таки стараются подать факты повыгоднее. И все-таки:  «Сложно соприкасаются Д. и Л. в теме богоборчества… Мотивы «Демона» - один из лит. источников, подготовивших почву для бунтарей Д. типа Раскольникова и Ивана Карамазова… В демонизме многих героев Лермы Д. видел (Нота бене!- И.К.) не «не непримиримость по отношению к действительности", а  лишь  «стремление утвердить себя над миром, попирание нравственных принципов». И демонами-бесами для Достоевского были и Печорин, и другие герои Л., «развенчание которых … было постоянной задачей Д.» (ЛЭ, с. 143).    Вот откуда  «растут» и «Бесы», и «Братья Кармазовы», и Р.Раскольников, решивший, что ему все позволено, ибо он...        «Байронический герой Л. (Печорин, Мцыри, Арбенин) преобразуется у Д. в тип «подпольного человека»… Грань между Л. и его героем Д. стирает. По Д., злоба – доминирующая черта личности как Печорина, так и Л.» (Л.Э., с.143 - 144).
        Пусть это останется на великой совести Достоевского, но понять его не трудно, ибо стихия байронических героев Лермы именно «собранье зол», как заявлено еще в 1829-м. А "злоба" Л. с детства питалась "злобой"  героев его детства – Разина и Пугачева (о чем писали и Т. Толстая, и П.Висковатов) – нередко яростной злобой на знатных угнетателей народа ...  и прежде всего на Бабушку и ее знатную родню… (см. мои выписки из книги Татьяны Толстой). Злоба же, злость, ярость – это биологические наши признаки, явленные на второй стадии Триады. Кстати,  наша «Ярость благородная» - чувство, допустимое лишь на третьей стадии нашего развития.
     А теперь чуток поцитируем «Демонов». В Демоне 29-го есть Посвящения – в прямой перекличке с пушкинскими, например. Но дух  строк именно скорбящий, то есть традиционный для страдающего романтика Лермы:
  … Но нежных и веселых песней,
Мой друг, не требуй от меня…
…Я умер…
Душа… не перестает скорбеть.
      Во втором Посвящении является
«Печальный демон, дух изгнанья,
(который)Блуждал под сводом голубым…
       Сотни раз читано это вслух, но, видимо, никто не обращал внимания на нелепость сочетания слов «Дух изгнанья». Если это Дух, то откуда берется тело его – трансформер? И откуда он был изгнан? Из Рая? Но по библейским источникам, Демон - Богоравен, один из «богорожденных», а не из «богосотворенных». Согласно Леониду Андрееву (книга «Роза Мира»), этот Вельзевул получил в управление не просто нашу Землю, но нашу Вселенную, в которой и правит по своим законам – до оговоренного с Творцом срока… Но, как не раз уже сказано, романтикам дела нет до логики.
   И еще  одно:
    … «Любовь забыл он навсегда (!!).
Коварство, ненависть, вражда
Над ним владычествуют ныне…"
      Вместе с тем, он часто скорбит об утраченном. Это ДУХ-то богоравный! Однако! Шибко человечен, шибко похож на нашего Лерму. Опять неувязка!
      К сему есть добавки прозой:
       «Демон узнает, что ангел любит одну смертную, демон узнает и обольщает ее, так что она покидает ангела, но скоро умирает и делается духом ада».
    Во как! По-земному, по-нашему! А еще Богоравный!
    Тут явлено  Лермово отношение к женщине.
    Но Демон и страдает по-лермонтовски:
И странно – из потухших глаз
Слеза свинцовая катится...
     Этак-то при встрече с женщиной! И прямо сказано, что сей дух «беглец эдема» - словом, всего понамешано!
    И это про 29–й год. А о другом пока помолчу. Однако несомненны «богоборческие мотивы», за что Демон и был изгнан из Эдема!..