Обзор л-л БЛК сент. 2016. Мускат Маасдам

Ольга Вирязова
Мускат Маасдам ПРОЯВЛЕННОЕ

охотнику навстречу крался куст
деревья тихо обступали с тыла
ягдташ был пуст и пустота на вкус
напоминала мыло

охотник спал над ним вилась оса
да кто-нибудь заткните же будильник
переливался радугой фазан
как мыл пузырьный

охотник спал как дети после слёз
на берегу родительской кровати
так сладко что охоту перерос
а радуги надолго хватит

Очень внятное повествование, а поскольку наблюдаешь описанную сцену и тут (въяве) и там (во сне), то получаешь стереокино, в котором отчётлива, выпукла, осязаема каждая мелочь, как в детской книжке сказок. И в этой стереосказке, как и положено, заключена тайна. Нет, скорее, маленький секрет, до которого можно добраться, зайдя в зеркальный лабиринт, где предметы видны сразу с нескольких сторон. Так открывается это стихотворение. Герой его одновременно взрослый и ребёнок ("охотник спал как дети после слёз"), а дичь, так сказать, — фазан и одновременно мыльный пузырь. То есть, "мыл пузырьный". Читатель даже может почувствовать мыльный вкус этого сна, любуясь радужным фазаном. Ну, точнее, включиться в игру. Ведь в волшебном лабиринте можно войти в каждое зеркало и найти там новое измерение. Охота на радужного фазана, который не только существует в природе и является героем мнемонической фразы, но сам превращается в цветной мыльный пузырь, наполненный счастливой пустотой — очень знакомое занятие! Охотник спит "так сладко что охоту перерос а радуги надолго хватит". Утешительное завершение стихотворения, в котором не может быть угрызений и грусти, как в легком сне для не совсем и бесповоротно взрослых. Эту волшебную штучку в три строфы, как ее написала Татьяна? Точнее, построила? Потому что в этой стереокнижке-раскладушке скрыт вход в вечное, нестареющее детство. Для современной поэзии многослойность, стереоскопичность привычна, но здесь прелесть в том, как легко, коротко, мгновенно случается зеркальный переход, и ты сразу, с первой строки, принимаешь правила игры, настолько ненасильствен авторский язык и незаметны стыки между объемами детства–взрослости, сна–яви, прямоговорения–иносказания. Это та легкость, которая несет радость и удивление, когда оглянешься, перечитаешь. Ведь если случается чудо, ты осознаешь это только пару минут спустя.