Неаппетитный ЛГ

Митрофаныч Воронежский
Если мне не изменяет память, то с одним альбомом певца Александра Малинина случилась курьёзная история. Первоначально планировалось название «Титаны». Но пиарщики поэта выяснили, что у большинства граждан это слово ассоциируется с водонагревательными агрегатами, а не (как первоначально предполагалось) героями античных мифов. Название альбому дали другое.

Я предлагаю читателям эксперимент на угадывание. Сначала будет ассоциация, потом её источник. По ходу дела можно пытаться угадать конец по началу. Это не будет приятным чтивом, предупреждаю заранее. Если уж совсем откровенно, я бросаю дерьма на вентилятор.

Итак, сначала зарисовка из обозримого прошлого. Для меня и многих других воронежцев наиболее привычным местом отдыха являются окрестности пляжа санатория имени Горького. Однажды я проходил с удочками вдоль берега и заметил маленькую девочку с пятилитровой канистрой для воды. Какой-то чёрт заставил меня побыстрее миновать это место. Ощущение неблагополучия родилось из-за совсем мимолётного взгляда. Я не мог понять причины – просто интуиция работала. Судя по следующему эпизоду на том же месте, интуиция не ошиблась.

Я проходил опять по берегу с удочкой среди редких отдыхающих. Туповатого вида мужик грозно покрикивал на девочку, бредущую с пятилитровиком. Слова явно предназначались всему белу свету. Повторялся скудный набор фраз:
- Неси воду!
- Закурить не найдётся?
- Помнишь, как я тебя порол?
- Она у меня хитрая…

Возможно, дебил огрёб бы по самое нехочу от случайных зрителей, будь с его стороны продемонстрировано рукоприкладство. Но он был защищён нашей привычкой не реагировать на подозрения. Точнее, мы можем поднять шум из-за чайника, показавшегося заминированным сюрпризом для нас, а подозрения насчёт беды маленькой девочки – это слишком слабый раздражитель. Тем более, что она «хитрая». Господи, что может значить такое прилагательное применительно к девочке дошкольного возраста. Вы возмущены такой дикой причинно-следственной связью: хитрая, значит не заслуживающая сострадания? Такая связь не может поселиться в ваших головах? Ну что же, тут «Вы» надо раздробить на много «Ты». Каждый сам за себя решит после прочтения второй части очерка.

Цитата, знакомая большинству россиян:

Вдоль обрыва по-над пропастью,
По самому по краю,
Я коней своих нагайкою
Стегаю погоняю.
Что-то воздуху мне мало,
Ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом
Пропадаю, пропадаю.

Чуть помедленнее кони,
Чуть помедленнее,
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались
Привередливые,
И дожить не успел,
Мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного ещё постою на краю.

Плеть – не тетива, «натягивать» её в русском языке не стоит. Но мы о другом поговорим. Любой литературовед скажет, что всё стихотворение – аллегория растрёпанной жизни автора, что несчастные кони – это сам литературный герой. Раздвоился, так сказать: сам себя в хвост и в гриву гонит. Но из песни слова не выкинешь. Если метафора или аллегория сильно детализирована и эти детали правдоподобны, то она живёт своей жизнью, почти отрываясь от того, что призвана олицетворять.

Извините, но абсолютно правдоподобен тип мачо, от которого достаётся встречным и поперечным, когда ему на душе не покойно. Естественно, когда встречные-пореречные не могут за себя постоять. К примеру, хлипкий ребёнок или скотина, у которой с её юных лет выбили из мозгов волю к сопротивлению. Ну а теперь скажи себе, уникальный «ты», воспринимал ли ты слово «привередливые», как оправдание того, чтобы выпороть, измотать и сбросить с обрыва. Возникал ли у тебя вопрос, а в чём может выражаться такая привередливость. Лошади выбирают хозяина по степени его дури? Лошади выбирают кнут по его толщине? Лошади выбирают железяку в рот?

Понятия не имею, какой процент скажет, что ему литературный герой из второй части всё жизнь казался не более симпатичным, чем мачо из первой части. Для того же процента едва ли аппетитна картина Сурикова «Взятие снежного городка», где дебилы играют, разделившись на две бригады: одна убеждает простыми берёзовыми прутьями лошадей не разрушать снежную стенку, другая бригада специализированными средствами убеждает лошадей, что через строй первых дебилов пройти всё равно придётся.

Упреждая попытки растолковать мне сущность аллегории вообще и в частности, предлагаю сочинить стихотворение "Не позволяй душе лениться", используя аллегорией достаточно целостную картину, описанную в начале очерка. Посмотрим, что получится, если кто-то решится.

Мы, как биологический вид, являемся рекордсменами по относительной массе мозга. Этот мозг при интенсивной нагрузке может употреблять до четверти расходуемой энергии, и всё-таки этот инструмент ленив. Главное средство сократить работу – действовать по шаблонам. Иногда шаблоны имеют единственное оправдание – сужение пространства для манёвра, чтобы окружающий мир был предсказуем и не напрягал мозги анализом ситуации. Порой кажется, что некоторые люди живут исключительно по шаблонам, практически не сопоставляя факты с целью выработки решений. Чувства по шаблону, эмоции по шаблону, действия по шаблону. Поэтому я под занавес делаю оговорку: если ты не понял о чём я писал, не пытайся вникать, так как я писал не для тебя.