Лерма. Первые драмы. 3

Игорь Карин
       Здесь уже 31-й год, но лучше сразу обратиться к нему, ибо Л. закончил драму в средине года, следом за «Л.иС.» И назвал ее «Странный человек: Романтическая драма».
         В небольшом введении он уведомил читателей: «Я решился изложить драматически происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет.   Лица, изображенные мною, вся взяты  с природы … Справедливо ли описано у меня общество? – не знаю! По крайней мере оно всегда (!) останется для меня  собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени  и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хоть малейшая искра небесного огня!..»
    Итак, заявлено и даже воскликнуто знаком, что люди:  1) бесчувственны, 2) предельно самолюбивы и 3) завидуют имеющим в себе «небесный огонь»... Уже этот огонь «отсылает» читателя к немецким  поэтам-романтикам, кои были уверены, что наделены именно Небесным огнем…
     Но почему столь низкие люди завидуют поэтам,  не поясняется. Однако такое общество умеет только подвергать гонениям одаренных  Сверху людей.
    Надо сразу уведомить моего Читателя, что сия драма – слепок с трагедии «Л. и Стр.» Но тут Лерма произвел «съединение» «английского и немецкого с нижегородским», так сказать: Байроническая ориентация + Шиллер: «Коварство и любовь» + Грибоедов: «Горе от ума» - вернулся на родную почву.   
       Драма в том же томе занимает с.254 - 346 и состоит из 13 сцен, без актов. При каждой сцене есть  дата «происходящего». Перед первой сценой – большой эпиграф, из  Байрона: из стихотворения «Сон».
      В первой сцене, «Утро. 26 августа», появляется Павел Григ. Арбенин, москвич. Он произносит длинный монолог на полторы страницы.  Отец очень недоволен сыном Владимиром, который не хочет идти «в военную службу», а «в штатской все места заняты». И вскоре читатель убеждается, что П.Г. списан с Фамусова, который крайне озабочен тем, что скажет «большой свет» о  его непутевом сыне: «Какая польза, что так рано развились его чувства и мысли?»
   ( А ведь только что было сказано: завидуют-де такому человеку). А  виновата во всем Мать, «коварная женщина», которой надо мстить за то, что испортила сына.
      Появляется сын. Отец спрашивает, где он был. Чай, играл, просаживал деньги? Сын говорит, что был там, где нет веселья. Он был у матери, которую отец «наказал» за некое преступление перед  ним. Сын страстно просит простить ее прегрешение: «Вы не поняли ее божественную душу»!
       Отец   багровеет: Ты смеешь!... Меня обвинять, неблагодар… (не договаривает от гнева)
       Сын просит прощения для себя и матери, «на коленях» которой «протекли первые годы» его «младенчества». (См. у меня об этом в биографии Лермы) … «Одна ее чистая слеза смоет черное подозрение с вашего сердца» (!!) – каково написано-то!
       Словом, как и в «Л.. и Ст.» всё автобиографично, опять Страдания Лермы, «Странного» для  «общества» человека!
     Отец требует больше не видеться с матерью! «Что скажут в свете?»…  И отец в гневе уходит.
     Арбенин-младший говорит вслух: «Смешны для меня люди!... Нет, вижу, должно быть жестоким, чтобы жить с людьми; они думают, что я создан для удовлетворения их прихотей, что я средство для достижения их глупых целей! Никто меня не понимает, никто не умеет обходиться с этим сердцем, которое полно любовью и принуждено расточать ее напрасно!»
      (Высокий романтический слог! Но ведь это О  СЕБЕ! Лерма знает, что ему уготовано быть великим, а эти людишки…)
      И тут входит … Белинский! Да, тот самый, которому мальчик Лерма позавидовал, когда был в гостях у его отца, а тот расхваливал сына и его ученость и начитанность. Да, сосед. Но имени-отчества Лерма не называет. Однако некоторая доля отрицательных чувств сказывается уже в характеристике «Входит Белинский, разряженный».  Далее выясняется, что он поучает Владимира, изрекает философские наставления и цинизмы:
      «А! здравствуй, Арбенин… здравствуй любезный друг! что ты так задумчив? Для чего тому считать звезды, кто может считать звонкую монету? Погляди на меня; бьюсь об заклад, я отгадал, об чем ты думал".
       И оказывается неспособным понять тонкую душу Арбенина. Уверенно рассуждает о женщинах, которых понять невозможно.
       Беседа обретает иронический характер: Белинский остро издевается над теми, у кого был в гостях. И снова – о женщинах, которые не стоят нашего внимания... А свет местный  мелок, но ездить в свет надо …. И надо твердо переносить невзгоды…. «Ты имеешь скверную привычку … анатомировать каждую крошку горя, которую судьба тебе посылает…»
       Ребята, это великолепно! Да-с! Как написано-то в эти-то годы! И мудро  ведь, и образно, и вложено в уста Белинского, того, мыслителя и критика, который уже был известен. То есть и не очень он мне приятен, но я воздаю должное его образу мыслей! И Лерма не скатывается на злобную сатиру! И рад другу, хоть тот и не разделяет его горестей. А Лерма горести лелеет, переносит их из драмы в драму, из стихов в стихи!..
      Но Дмитрий Белинский растопил сердце Арбенина, и тот доверяет ему тайну: любит неистово одну из сестер Загорскиных. Дм. спрашивает, где они живут! Бывают ли у них вечера?  Нет. Тогда Дм. решает узнать, стоит ли любить Ту. И добавляет: их кузина Софья – вот та прехорошенькая!
        Владимир рассказывает о своем нехорошем предчувствии.
   Дм.: Суевер! На что Вл. отвечает: ... иногда захочешь полюбить человека…  а смотришь, он тебе плотит коварством...
      Белинский спешит на очередной «вечер». Влад. рассуждает один, что скоро увидит «Наташу, этого ангела!» Но предчувствие … «И сожалею, зачем душа моя не так чиста, как бы я хотел… Может быть, она меня любит».  И опять сомневается, мучается.
     И далее идет опять  поразительное: «О! какой я ничтожный человек! Не могу даже сказать ей, что люблю ее, что она мне дороже жизни…»! … О, как бы я желал предаться удовольствиям и потопить в их потоке тяжелую ношу самопознания, которая с младенчества была моим уделом! (конец сцены первой)
       Сцена вторая: "Ввечеру 28 августа». «Диванная в доме Загорскиных. Хозяйка, Анна Николавна, ее дочь Наталья, княжна Софья … Бьет восемь. Хозяйка спрашивает одного гостя, как прошел вечер у графа. Кто там был? Тот отвечает: … Белинский, Арбенин,… Чацкий … и другие. … Хвалит Белинского, хозяйка согласна:  премилый. Барышня спрашивает, «кто такое Арбенин»? Тот отвечает: повеса, но умный, говорят...
      Наташа  уверяет, что он не таков. Но одна из бырышень настаивает: Арбенина должно опасаться. «Гость 3.» уверяет, что  Арбенин то улыбается, то мрачнеет, «не может совершенно скрыть чувств своих». 
       (а это в свете считается  большим пороком)
       Княжна Софья говорит, что видела, как Арбенин проезжал и пристально смотрел в окна. Приедет ли? Наталья: почем мне знать, он не извещает о приезде?
      Кн. Софья, про себя: А я надеялась еще раз его увидеть.
    Далее сцена прописана Мастерски, иронично, остроумно, и колко – от Софьи.
       Потом Софья и Наталья одни, и Софья: ты совсем не радуешься своей победе … Арбенин в тебя влюблен…  Наташа смеется. Княжна предостерегает ее:… переменчивость склонностей в твоем любезном – вот что опасно... он  сам не знает, чего хочет. (Словом, «по-дружески» отвращает ее от Арбенина).
        Наташа уходит…  Княжна: О, я несчастная! Но как не любить? Он так умен, так полон благородства… Он не красавец, но так не похож на других людей, что самые недостатки его, как редкость, невольно нравятся; какая душа блещет в его темных глазах! Какой голос!
             (Узнали Лерму? То-то!)
       Княжна дает обет – «разрушить их благополучие»!
       Влад.  появляется, и Софья завязывает с ним разговор, намекает, что знает его тайну.  На это Арбенин заявляет:  «Я не создан для людей теперешнего века и нашей страны; у них каждый обязан жертвовать толпе своими чувствами и мыслями; но я этого не могу, я везде одинаков – и потому нигде не гожусь.
                (Опять Лерма о себе!)
      Княжна: Вы на себя нападаете.
      Влд: Да,  я сам себе враг, потому что продаю свою душу за один ласковый взгляд, за одно не слишком холодное слово … и со мною случится скоро горе, не от ума, но от глупости! 
        (Честно скажу, что это про меня, ждавшего ласкового взгляда и от мужчин, и от женщин. Об этом я хорошо написал в стихах, будучи в армии… но цитировать не буду, места нет)
      Драма идет даже не по-романтическим канонам, но по-реалистическим: самоанализ Героя – хоть в учебники Психологии!
Вот что и захватывает умеющего чувствовать читателя!
                Сцена третья: 15 сентября. Днем.
      В комнате Марьи Дмитревны, матери Владимира. На сцене только Аннушка, старая служанка, шьет что-то. Она говорит сама с собой.  Горюет истинно по-народному (!!): …
       «.. Приехала моя барыня мириться с муженьком – о-ох! ох! ох! Не мирно что-то началось да не так и кончится. Оставляет же он нас почти с голоду умирать: стало быть, не любит совсем и никогда не любил; а если так, то и от мировой толку не будет. Лучше без мужа, чем с дурным мужем. Ведь охота же Марье Дмитревне всё любить такого антихриста.
         Зато молодой барин вышел у нас хорош; такой ласковый; шесть лет, нет, больше, 8 лет я его не видала… Еще помню, как его на руках таскала. То-то был любопытный: что ни увидит, всё зачем? да что? а уж спыльчив-то был, словно порох … Бывало барыня посадит его на колена к себе и начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся»...
      (Павел Висковатов не раз подчеркивал, что биографию Поэта он черпал в основном из его творений….    Но какова Аннушка  - под пером «дитяти» Лермы!).
       Марья Дм. сетует на людей, которых она так любила раньше, потому что они ей казались похожими на ангелов. А теперь … холодность людей отняла у нее «способность воображать счастье»
        ( Мать и сын – на один аршин!)
   Мать говорит Аннушке, что муж «думает, что Владимир не его сын», потому что не похож на него, - «чужой», «странный».
    Приход Доктора. Тот был у Арбенина–отца. И передает сплетни М.Дм., не зная, что она его жена: неверная женщина, была интрига с каким-то французом. И сын тоже плохой человек, позор отца, которого все жалеют в Москве. А сын – «вообразите! он смеется всё надо мной и над моей ученостью! он – над моей ученостью? смеется?!"
       Каков мальчик Лерма: немногими мазками создал такой портрет, который может «сыграть» только большой Актер, вроде Броневого!  Браво,Мишенька!
    … Марье Дм. плохо, и у нее предчувствие близкой смерти.
   Сцена четыре.  17-го октября. Вечер.  Пятеро студентов пьют шампанское  и судачат об Арбенине: вот вдруг вскочил и убежал. Обиделся. Да нет, он всегда такой порывистый. Выпьем же за него.
    Самый доброжелательный – Заруцкий. У него, оказывается,есть стихи Арбенина.       Просят почитать. Он читает:
   Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала; я любил
Все обольшенья света, но не свет,
В котором я мгновеньями лишь жил….
    Прочел всё. Студент Снегин (НБ – от Онегина!) восклицает: «Он это писал в гениальную минуту»…  и требует еще что-нибудь.
      Заруцкий: Это послание к  Загорскиной.
К чему волшебною улыбкой
Будить забвенные мечты?
Я буду весел, но – ошибкой:
Причину – слишком знаешь ты…
       То и другое напечатано, и я к этому вернусь, когда буду писать о стихах 31-го года.
      Заруцкий читает «Сон», из  Байрона.
   Сцена пятая, 10 января. Утром
      В кабинете Белинского. Монолог о женитьбе. На ком? Да вот хоть на Наташе. А Друг? Ну тут «чья взяла, тот и прав».
       Приходит Владимир. Разговор о любви, о Наташе; Белинский уверяет: она тобой забавляется. Нет, говорит Влад: «я видел ее в театре: слезы блистали в ее  глазах, когда играли «Коварство и любовь»… Неужели она равнодушно стала бы слушать рассказ моих страданий? … Не разрушай моих детских надежд…
       Белинский (в сторону) И я должен буду разрушить этот обман» (его сердца).
       Докладывает слуга, что пришел мужик. Проси! Входит мужик с горькой жалобой на их барыню. «Купи нас!» -  просит он.- Ведь совсем нас замучила барыня, а она продает землю и нас …
       Долгая сцена друзей.. . Владимир потрясен и возмущен…
 Затем приходит слуга от его матери: барыня шибко нездорова и просит сына приехать. Сын уходит.
      Белинский (гляда вслед ему): Тебя погубит эта излишняя чувствительность!
      Сцена  у Загорскиных. Наташа с Софьей, которая наговаривает небылицы про флирт Владимира с некой Лизой… Наташа возмущена, верит. Софья радуется: «мои слова действуют»
     А тут мимо окон проехал Белинский.
     Сцена восьмая. Арбенин-старший распекает поверенного, который просит отсрочки  долга. Арбенин непреклонен, даже жесток.
    И тут появляется Сын. Он со слезами просит поехать к умирающей матери и простить ее. Отец вначале как будто тронут, но потом, про себя думает: меня разыгрывают!  Нет, нет же!
      Но моя мать нынче умрет, - умоляет сын. Сцена поистине душераздирающая – слава Автору!  Сын уходит: «решительная безнадежность приметна во всех его движениях».
    Спальня Марии Дмитревны. Она уверена, что умрет – Аннушка уговаривает:  «Бог милостив – зачем умирать?» Барыня награждает деньгами Аннушку, а та что-то видит в окне: Приехал! Мать надеется, но сын один: «А я думала … ты один! Ты звал его? Ты сказал, что я умираю? Он скоро приедет?»
     Затем истинно трагическая сцена, которую читать без слез мне трудно... Мать говорит сыну, что любила когда-то другого. Долгий монолог, просит простить… И угасает… Владимир подходит к матери, прощается и обещает отомстить отцу...
        В следующих сценах Софья торжествует, ибо Белинский посватался  и получил надежду. Наташа колеблется, но сдается на уговоры матери.
       А у Софьи радость: все удалось.  И Наталья радостна, ей по нраву теперь Белинский… Пересказать невозможно – надо читать или смотреть на сцене.
       Встреча Владимира и Натальи.  Она при этом колеблется от его страстных слов. Что же делать?...  Потом – Белинский, Наталья, Арбенин. Всё кончено для Владимира.
         В Эпилоге говорят только некие гости,  жалеют Арбенина. Графу приносят приглашение на отпевание Владимира. Гости  судачат. Один говорит: Я надеюсь, ваш Арбенин не великий человек… Он был  СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК!
                Занавес.
        Вот не удержался, все печатал и печатал, а в Инет не ходил, не люб он мне. Резюме таково,-  выстрадано: Истинно великое творение, учитывая юность Автора!  Думал, что «Л. и Ст.» сотворены  Мастером, но это еще сильнее написано!..