Сонет Цурэна, осенью...

Docking The Mad Dog
    Небольшой хайбун (вроде предисловия).

    Сонет Цурэна – в повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»: прощальный сонет, написанный поэтом Цурэном при отъезде из Арканара. В повести приводится лишь его первая строчка «Как лист увядший падает на душу».

Цитата:
    "Поэт Пэпин Славный вдруг постригся в монахи и удалился в уединенный монастырь. Цурэн Правдивый, изобличенный в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий, был лишен чести и имущества, пытался спорить, читал в кабаках теперь уже откровенно разрушительные баллады, дважды был смертельно бит патриотическими личностями и только тогда поддался уговорам своего большого друга и ценителя дона Руматы и уехал в метрополию. Румата навсегда запомнил его, иссиня-бледного от пьянства, как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет «Как лист увядший падает на душу»."

Для разнообразия приведу ещё пару упоминаний поэта Цурэна:
    "На улице Премногоблагодарения он заглянул в оружейную лавку, купил новые кольца для ножен, попробовал пару кинжалов (покидал в стену, примерил к ладони – не понравилось), затем, присев на прилавок, поговорил с хозяином, отцом Гауком. У отца Гаука были печальные добрые глаза и маленькие бледные руки в неотмытых чернильных пятнах. Румата немного поспорил с ним о достоинствах стихов Цурэна, выслушал интересный комментарий к строчке «Как лист увядший падает на душу...», попросил прочесть что нибудь новенькое и, повздыхав вместе с автором над невыразимо грустными строфами, продекламировал перед уходом «Быть или не быть?» в своем переводе на ируканский.
    – Святой Мика! – вскричал воспламененный отец Гаук. – Чьи это стихи?
    – Мои, – сказал Румата и вышел."

    "Рассыпая любезности и пожимая ручки дамам, Румата мало-помалу продвигался в первые ряды разряженной, надушенной, обильно потеющей толпы. Благородное дворянство вполголоса беседовало. «Вот-вот, та самая кобыла. Она засеклась, но будь я проклят, если не проиграл ее тем же вечером дону Кэу...» «Что же касается бедер, благородный дон, то они необыкновенной формы. Как это сказано у Цурэна... М-м-м... Горы пены прохладной... М-м-м... Нет, холмы прохладной пены... В общем мощные бедра»."

    В 1980-х годах написать продолжение сонета Цурэна было одним из первых вступительных заданий для первокурсников Филологического факультета ЛГУ.
    Достаточно запустить поиск в Гугле, и можно прочитать много вариантов упражнений в дописывании сонета. На нашем сайте найдена целая страничка с тематическим названием "Сонет Цурена" http://www.stihi.ru/avtor/sonetsyrena
    Большинство попыток воленс-ноленс скатываются в рассуждения на тему гражданской "лирики" с элементами фронды и диссидентских ноток. Дописывать именно "прощальный сонет Цурэна" мне показалось скучно, слишком предсказуемо и пафосно. Да и первая строка с "как лист"... Ну, ладно. Другой строчки братья Стругацкие не сочинили, придется использовать
"как лист" "как есть"...


           Сонет Цурэна, осенью...


"Как лист увядший падает на душу"...
Да к чёрту всё, ни слова о душе!
О ней слова истрёпаны уже,
а шепчет кто – так ты его не слушай.

О шелесте и крыльях? Тоже бред.
О бабочке, приколотой булавкой,
и ангеле, задушенном удавкой,
о "крылышках, что бьются в животе"?

Пожалуй, не хочу. Не в настроении,
поскольку подошла пора осенняя
и, вроде бы, об осени пора...

Окошко настежь. Ничего не хочется.
Увядший лист упал... Упал и скорчился,
и дождь по подоконнику с утра.



        08.10.2016
______________
Отклик:
Всё как-то лень... – Даша Якутия
http://www.stihi.ru/2016/10/08/8338

шагни из окна – Лайт Шейд
http://www.stihi.ru/2016/10/11/10924