Переложение псалма, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
В планах Творческой Мастерской есть проведение еще одного конкурса из серии "Православная поэзия", который будет посвящен написанию произведений по темам псалмов - попыткам поэтического переложения текста одного из псалмов с церковно-славянского языка на современный русский.

Сделать гладенький перевод по подстрочнику - работа не сложная, но  мало кому нужная. Нужен перевод древнерусского текста не просто на современный русский, а на поэтический  язык, чтобы на выходе получился не зарифмованный подстрочник, а поэтическое произведение. Но даже этого недостаточно. Нужно постараться передать не просто тему псалма, но и его дух, внутреннее содержание, пусть даже это будет осуществлено  другими фразами и в другом объеме -  главное сохранить то, что несёт текст оригинала - его духовное содержание.

Для идеального решения этой задачи желательно быть верующим и хотя бы в какой-то степени воцерковленным человеком, то есть, не просто образованным автором, начитавшимся разных книг о православной религии, но и человеком,  присутствовавшем на таинстве Литургии, слышавшим и слушающим в храме церковные песнопения и чтения отдельных псалмов клириками во время богослужений.

Моя статья, а точнее - подборка и обобщение собранных в интернете материалов, предназначена как для тех, кто посещает православный храм, так и для тех, кто пока еще не находит для этого возможности, но хотел бы  немного расширить свои представления о православии и для начала хотя бы грамотно, с пониманием вопроса, сделать поэтический перевод псалма для участия в конкурсе! )))

Знакомство с псалмами -  занятие удивительное и небесполезное. Псалмы - их слушание из уст тех, кто умеет правильно читать ц/сл текст, и их чтение вслух самому (пусть сперва и с великими трудностями и ошибками), а процессе этого - медленное постижение красоты их звучания и смысла на уровне интуиции - это мистическое  действо. Знаю многих, кто пришел к пониманию веры только через чтение вслух псалмов, сначала даже без понимания их. А потом (у каждого по-своему) что-то происходило и открывалось им, в том числе, и храм, в который им начинало хотеться приходить не только за компанию  с толпой по великим праздникам....

После этого затянувшегося вступления, предлагаю всем вместе разобраться, что такое псалмы, как и когда они были созданы, о чем повествуют и (что не менее важно для нас, поэтов!), каким языком они были написаны в оригинале (вы не поверите - языком поэзии!!!) и какими поэтическими средствами нам полезно пользоваться при переложении их духовного содержания на язык современной поэзии.

Задача передо мной стоит большая и трудная, если я до конца не справлюсь - не судите строго, но в предстоящем конкурсе по псалмам всё равно постарайтесь поучаствовать: одно только это участие возможно выведет вас и на нужную дорогу и на необходимое понимание. Да поможет  нам Господь!
 
О книге псалмов

Одна из важнейших книг в Библии – Псалтирь (в оригинале «Сефер Техилим»),  что в переводе с арамейского означает  Книга Хвалений. Псалтирь - это сборник песнопений, написанных разными авторами в разное время, но одинаково давно - еще до нашей эры! Слово «псалом» греческое и происходит от глагола «псалло», означающего «петь», а также «играть, бряцать по струнам».

В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов – струнных, духовых и ударных. Православная Церковь с самого начала своего существования отказалась от музыкальных инструментов, за исключением колоколов, которые звучат вне храма, созывая народ на службу. В Православной Церкви псалмы либо исполняются хором, либо читаются чтецом. В последнем случае мы слышим лишь текст псалмов, тогда как в первом случае к тексту прибавляется музыка пения – тот универсальный язык, который способен выразить многое из того, что невозможно выразить словами.

Книга хвалений, или Псалтирь, входила в третью часть древнееврейской Библии, а  ее авторитет уже в ветхозаветные времена был крайне высок. Из слов Христа, сохранившихся в Евангелии от Луки, сказано: "надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лк. 24. 44).

В ветхозаветной традиции Книга хвалений разделялась на 5 частей. В традиции Православной Церкви Псалтирь разделяется на 20 частей, или кафизм.

По содержанию псалмов их разделяют на хвалебные и благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские.

Имена авторов псалмов отчасти сохранились в надписаниях, это – Моисей, Давид, Соломон, Ефам, Еман, Идифум и другие. Около половины псалмов (72) приписываются царю Давиду (9-ый век до н.э), поэтому вся книга справедливо называется "Псалтирь царя Давида".

Содержание псалмов

Уникальность Псалтири в том, что в ней заключен огромный многовековой духовный опыт народа. Она представляет собой богатейшее собрание возвышенных мыслей, описание благочестивых чувств и устремлений его лучших представителей, царей, пророков и учителей. Авторы псалмов, или псалмопевцы, выражают любовь к Богу, прославляют Его за постоянное промышление о Его народе, взывают к Нему о помощи, размышляют о человеке и истории Богом созданного мира. Нет такого направления духовной мысли, которое бы не нашло своего отражения на страницах Псалтири. Причем темы Псалтири для  любой области богословия являются определяющими, аксиоматичными. Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви, псалмы имеют непререкаемый авторитет.  Сам Христос молился словами Псалтири и часто цитировал псалмы, Его апостолы также обращались к этому источнику мудрости и святости.

Псалтирь - это  книга молитвы. Молитвенный опыт через эту книгу передается верующему непосредственно, без излишних интеллектуальных оценок, затмевающих его чистоту и жизненность. Более того, качество молитв Псалтири  выделяет их из числа прочих молитв. Их обращение к Богу зачастую выражается в сильных словах, с максимальной самоотверженностью и готовностью в любой момент «дать ответ о своем уповании». Какое чистое сердце надо иметь, чтобы бесстрашно обращаться к Богу: «Господи, Боже мой! Если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах» (Пс. 7. 4-6). Или: «…я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс. 17. 22-24).

В дерзновенных словах псалмопевцев выражено их ощущение сыновней близости к Богу, Который является для них «крепостью» и «утверждением», «прибежищем» и «избавителем», «помощником» и «защитителем», «рогом спасения» и «заступником» (Пс. 17. 2-3). Они с сыновней любовью называют Бога «Пастырем», пасущим Свой народ «на месте злачне» и воспитывающим его «на воде покойне» (Пс. 22. 1-2), а себя — «овцами пажити Его» (Пс. 99. 3).

Если рассматривать книгу псалмов  как книгу молитв, а не как богословский трактат, то необходимо обратить серьезное внимание на ее литературные, выразительные свойства. И первое, с чем мы сталкиваемся при литературном анализе Псалтири, будет ее ярко выраженная поэтичность.

Поэзия  псалмов

Богословские писания и исторические книги требуют от читателя значительных интеллектуальных усилий, а слова, выраженные поэтическим языком, обращаются прямо к сердцу человека. Таково свойство поэзии – это концентрированное выражения смысла, причем его передача происходит между слов, вне привычной логики обычных законов общения. Именно таков язык Псалтири.

Псалтирь более всех книг Библии поэтична и музыкальна. Для проникновения в подлинный смысл того или иного псалма необходимо использовать знание поэтических и музыкальных выразительных средств. Так, невозможно верно понять многие псалмы без учета их структуры, композиции и  внутреннего ритма. Закон ритма один из основных для всего сотворенного Богом мира – от космических ритмов Солнца и планет до ритма человеческого сердца.

Внутренний ритм произведения может быть выражен различными поэтическими и смысловыми средствами. Это повторы, смысловые параллели, возвращения, рефрены. Конечно же, эти повторы не бывают механическими, но, как правило, накладываясь на процесс развития основной идеи, дают огромное разнообразие новых подходов и звучаний, каждый раз более богатое и  более проникновенное.

При изучении псалмов как поэтических произведений нельзя не учитывать символизм и метафоричность языка, столь свойственные поэзии. Символика псалмов должна всегда приниматься во внимание при серьезном изучении псалмов. Укажем наиболее важные примеры из многочисленных символов и метафор, встречающихся в Псалтири.

"Путь" – один из главных символов, начиная с первого псалма (путь праведных и путь нечестивых).

"Сердце" – важнейший символ не только в Псалтири, но и в Библии. Сердце обозначает самую глубокую суть человека, определяющие свойства его личности. Такое же значение имеет сердце и в современной культуре, поэтому можно сказать, что символика сердца один из архетипов человеческого сознания.

Вообще, для символики псалмов характерно, что части тела человека живут как бы отдельной от него жизнью. Господь наставляет на Свой путь не самого псалмопевца, но его ноги, Он не дает поскользнуться стопе праведного. "Все кости мои да скажут: Господи! кто подобен Тебе?" - восклицает псалмопевец. "Расплавь (т.е. испытай) внутренности мои и сердце мое!" - молит он Господа.

Другой тип метафор, часто встречающихся в Псалтири, - подобие чувств и эмоциональных состояний элементам одежды. Господь облекается в силу и подпоясывается. Враги Господа облекаются в стыд или в проклятие. Праведника Бог облекает в радость. Велико символическое значение пояса (ведь в древности на поясе носили меч).

Встречаются в псалмах и такие символы, как "камень" (скала), который обозначает твердость и надежность, напротив, "болото, трясина, топь" - указывают на опасность, ненадежность, зыбкость. Очень важный библейский символ - вода. Смысловое наполнение термина "вода" может быть самым разнообразным в зависимости от контекста. Например, воды, которые объяли псалмопевца до самой души его, — это выражение отчаяния, предчувствия гибели.

Псалтирь - малая Библия

Несмотря на то, что псалмы имеют литературные и музыкальные свойства, нельзя забывать о том, что Псалтирь – это источник богословских истин на все времена. Но богословие Псалтири идет не столько от холодного рассудка, сколько от горячего верующего сердца. Это свойство определяет и характер богословия Псалтири, заключающийся в яркой образности и наглядности. В ней  раскрыты практически все важнейшие темы познания Бога - недаром Псалтирь иногда называют малой Библией. Она говорит о творении мира, добре и зле, грехе и добродетели. Многие псалмы посвящены описанию свойств Божиих, Его могуществу, святости, мудрости, любви, правду и милосердию.

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Вот наиболее выразительные стихи псалмов, в которых упоминается имя Божие:

Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8.2).
Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (33.4).
Боже! Именем Твоим спаси меня (53.3).
Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его (75.2).
Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78.9).
Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85.9).
Пойте Господа, благословляйте имя Его (95.2).
Свято и страшно имя Его (110.9).
Господи! имя Твое вовек (134.13).
Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144.1).

Учитывая, что Псалтирь занимает центральное место в православном богослужении и что даже собственно христианские гимны и молитвы впитали в себя образный строй и фразеологию псалмов, не приходится удивляться тому, что ветхозаветный культ имени Божия полностью вошел в православное богослужение, став его неотъемлемой частью. Такие выражения как «имя Божие», «имя Господне», встречаются в богослужебных текстах постоянно. Во многих случаях «имя Божие» является синонимом слова «Бог», и под поклонением имени Божию понимается поклонение Богу.

Богословие Псалтири это богословие живого Бога, Который "не дремлет и не спит" (Пс. 120. 4). "Он, живущий на высоте во святилище" (Пс. 77. 69), "близок к человеку и к Своему народу, Он- Всемогущий над силами зла" (Пс. 90. 1), "над Своим Творением" (Пс. 106. 25-29) "и над людьми и историей" (Пс. 67. 15). "Он - Бог Всевышний" (Пс. 46.3)," облеченный могуществом и силой" (Пс. 92)."Он знает мысли человека" (Пс. 93. 11), "слышит все, от Него нигде невозможно укрыться" (Пс. 138 .2)."Он - Бог Всеведущий" (Пс. 146. 4) и вездесущий.

В псалмах мы читаем: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя" (Пс. 138. 7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.

Христианство воспринимает Ветхий Завет через призму новозаветного откровения о Христе. В связи с этим многие места Ветхого Завета, которые в иудейской традиции воспринимаются как относящиеся либо к народу израильскому, либо к царю Давиду, либо к ожидаемому Мессии, в христианстве истолкованы как указывающие на Христа.
Так, слова в псалмах: «востани», «воскресни, Господи» относятся, согласно церковной традиции толкования, к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю - это духовные враги, а Израиль  обозначает церковный народ; призыв к избиению врагов - призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и Вавилона - наше спасение во Христе.

По подсчетам ученых, Ветхий Завет содержит в общей сложности более 450 пророчеств о Христе. Из них не менее ста содержится в Псалтири. К числу мессианских относятся, в частности, псалмы, в которых упоминается Сын Божий (Пс. 109). В некоторых псалмах говорится о Сыне Божием как о Царе и Помазаннике. В христианской традиции за этими наименованиями прочно закрепилось мессианское толкование (Пс. 2. 1-12).

21-й псалом в христианской традиции воспринимается как говорящий о страданиях Иисуса Христа на кресте: "пронзили руки мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят на Меня и делают из Меня зрелище" (Пс 21. 2, 8-9, 15-21).

Пророчества о грядущем Мессии содержатся и во многих других псалмах. В частности, Пс 15, 10 воспринимается как указание на тридневное погребение и воскресение Христа. Первая часть псалма 44 (стихи 2-9) – как относящаяся к Христу, а вторая часть (стихи 10-16) – как относящиеся к Пресвятой Богородице. Некоторые стихи псалмов 68 и 117 толкуются как изображающие страдания Христа. Псалом 71 интерпретируется как повествующий о справедливости суда Мессии. В псалме 108 (в частности, в стихах 6-20) видят пророчество об Иуде-предателе. Многие стихи псалма 118 в христианской традиции воспринимаются как написанные от лица Христа.

Особенно важное значение имеет 109 псалом, в котором выражены основные понятия христологии: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109.1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое" (Пс. 109.3), "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109. 4) и др.

Христос предвосхищается в Псалтири как Царь (Пс. 2, 19, 20, 23, 71, 109); Жертвенный Агнец (Пс. 21); Добрый Пастырь (Пс. 22); Твердыня Спасения (Пс. 26. 5; 39. 3).

Именно наличием в книге уникально глубокой и живой Христологии связан взгляд Церкви на Псалтирь как на собрание молитв Самого Христа.

Отцы Церкви о псалмах

Святые отцы видят в Псалтири ключ к разумению всего Священного Писания. Псалмы стали первой богослужебной книгой Церкви, начиная с апостольских времен.

Свт. Афанасий Великий говорил о Псалтири:  «В этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке». По замечанию св. Афанасия, псалмопевцы «излагают свою речь как бы от лица читателей, сливая свою душу с душею и сердцем читателей. От этого произошло то, что читающий и поющий псалмы читает и поет не чужое, а свое, сказанное от себя и о себе».

По словам свт. Василия Великого, «книга Псалмов объемлет всё, что представляют собой все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает законы для жизни и правила для деятельности»
 
Псалтирь - это не только название книги молитв, но и название древнего музыкального струнного инструмента, внешне напоминающего маленькую арфу. Святитель Василий Великий говорил: «Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемой псалтири, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в ней издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностью пения не увлекались в плотские страсти». Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца.
                ________________________

О роли и месте Псалтири на православном богослужении я в этой подборке упоминать не буду, хотя это достаточно интересный материал. Кто хочет, может сам найти все интересующее в интернете. Для нас, авторов литературного сайта, будет полезно познакомиться с еще одной особенностью поэтического языка псалмов - параллелизмом.

Поэтика библейского текста

"Слушайте, небеса,
и внимай, земля,
потому что Господь говорит:
Я воспитал и возвысил сыновей,
а они возмутились против Меня.
Вол знает владетеля своего,
и осёл – ясли господина своего;
а Израиль не знает,
народ Мой не разумеет".

Так начинается книга пророка Исаии. В этих строках, как и во многих других строках Библии, с первого взгляда замечаешь одну особенность, которая сегодня обычно называется словом ПАРАЛЛЕЛИЗМ: автор как будто излагает одну и ту же мысль двумя способами и стремится при этом выстроить свои мысли парами. Связи между строками могут быть самыми разнообразными, от полной близости значения до контраста, но в любом случае никакое высказывание не остается изолированным, все включены в длинные цепочки и развернутые сети.

Параллелизм обычно называют самой характерной чертой и формы не только псалмов, но и всей  библейской литературы. Отталкиваясь от поверхностного определения «одно и то же говорится два раза» ученые благодаря параллелизму  пришли к глубинному пониманию многих особенностей библейских текстов, причем не только на уровне формальных приемов организации текста, но и на уровне способа мышления и картины мира библейских авторов. Параллелизм помогает нам лучше понять и Библию, и нашу современную цивилизацию, выросшую в том числе и на ее основе.

Оказывается, «абсолютно всё в Библии – это параллелизм». Библия есть книга богочеловеческая, в которой божественное и человеческое начало соединены неслиянно и нераздельно.

Библия - это художественный текст. Ее можно и нужно рассматривать как Священное Писание и как исторический памятник, но она обладает еще и определенной формой, и в отрыве от этой формы ее невозможно ни адекватно понимать, ни исследовать.
 
Понимание смысла невозможно без изучения формы. Параллелизм в данном случае – точка погружения в бездонный материал библейской словесности, а  методы, применяемые при анализе художественного текста – способ начать это погружение. Начав с изучения  художественных приемов, которыми пользовались библейские авторы для выражения своих мыслей и для описания окружающего их мира, мы неизбежно придем к вопросу о том, каким они видели этот мир и чем их идеи принципиально отличались от наших собственных.

Для тех, кого эта мысль заинтересовала, предлагаю более подробно ознакомиться с особенностями библейских текстов  в интернете - там есть очень интересная книга Андрея Десницкого "Поэтика библейского параллелизма" (http://azbyka.ru/poetika-biblejskogo-parallelizma)  Андрей Сергеевич Десницкий- 1968) - доктор филологических наук, библеист. Закончил филфак МГУ, кандидатская диссертацию в Институте Востоковедения РАН. Занимается библейской филологией.

Для участия в предстоящем конкурсе "Псалмы" материала в этой подборке более, чем достаточно. Не хватает только конкретных примеров переложения библейского текста на язык современной поэзии. Об этом - см.во второй части статьи - http://www.stihi.ru/2016/10/18/3932