Анатомия души. Катарсис - формирование критериев

*************************

Photo © 2015 Swami Runinanda™. «Clone Vladimir Lenin making a call on the Red Square»
_______________________________




«Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя». Антон Павлович Чехов


_______________________________
Катарсис — средство для формирования критериев добра и зла, тапасья, как средство достижения просветления, вандализм в социуме,- автор Свами Ранинанда, Swami Runinanda™
_______________________________



О      Ч       Е       Р       К


Ч  А  С  Т  Ь    3




Мне, как человеку творческому всегда был интересен механизм с помощью которого происходит процесс создания художественного произведения на первоначальной фазе, то есть на стадии зарождения. Всегда хотелось узнать,- откуда и как появляется, то самое чувство вдохновения? А, если быть точнее, каким должен быть уровень осознания индивида творца в урбанизированной среде архаичного социума, ведомого масс медиа?
Чаще всего, в творческой среде, как архитекторы, художники, скульпторы, литераторы, писатели и поэты извечно на слуху сакральное завораживающее слово «просветление». В социуме рядовые гики в пределах своего фэндома, так же считают себя просветленными и на каждом шагу своей ничтожной и мелочной жизни прилагают массу усилий, чтобы при каждом удобном случае доказать некую «степень» своей просветленности остальным членам своего фэндома. Как правило, в условиях современного общества, любой гик — существо подневольное, работающее полный рабочий день на «хозяина» и существующее в рамках зарплаты с редкими эпизодическими подработками на стороне. Поэтому гик в меру своих материальных возможностей, в частности отпуске может отдыхать на Селигере или Канарах и загорая на пляже читать книжку, или планшет. Таким образом, проходя подготовительный этап на пути к индивидуальному просветлению.
Многим этот процесс представляется, как религиозное состояние, с чем не могу зачастую согласиться полностью, а почему поясню. Почему же все, что связано с чем то необъяснимым, действующим не законами физики людям свойственно увязывать с религией?! Религия — эта специфическая контора, которая взяла на себя смелость, а скорее всего наглость на обладание первоистиной, чудесами и некое полноправное посредничество между людьми и Богом. Хотя, вполне возможно, это всё необъяснимое действует по законам, которые пока ещё нам не известны!

 
_______________________________
Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности». https://ru.wikipedia.org/wiki/Просветление
_______________________________



В частности, определение «просветление» приведенное в Википедии по Торчинову, не полностью раскрывает смыслы, которые несет это всеобъемлющее понятие! А если быть точнее, вообще не раскрывает ничего существенного. Например, по слову «тапас» русcкоязычная Википедия, наоборот все невероятно запутывает, различными мифологическими предположениями загромоздив ими статью, запутав пользователя и читателя окончательно, таким образом простую категорию йоги, как «тапас» превратив в неразрешимый кроссворд. Окончательно покалечив эту статью цитатами и ссылками на авторов не имевших ничего общего в своей жизни с практикой йоги! Создается впечатление, что такое запутывание простой вещи, имело целью умышленного характера, например: по заказу некой конкурирующей конфессии. Могло бы показаться, что излишне упитанным деятелям в рясах претит, идея аскетизма, ибо им это чуждо и не к чему. Без всякого сомнения, их наверняка передергивает при упоминании о категориях индусского «аскетизма» в питании и других вещах, а особенно в саньясе: уединенной духовной практике в целибате у индуистов и буддистов! Поэтому в ссылках о тапасе, понятие «аскетизм» низведено до уровня бесполезного изнурения себя, неизвестно для кого и чего.
Странно, что согласно того же источника слово «юродивый», уже приватизировала русская православная церковь, ибо некоторым после смерти при канонизации присваивалось имя с приставкой «блаженный».(?) На самом деле,не все без исключения юродивые знали наизусть и читали православные молитвы. Известно, что большая часть юродивых вообще не могла читать на старославянском и греческом, ибо не имела начального образования. Да и ныне, выйдите на улицу и попросите любого прохожего наизусть прочитать вам «Отче наш...», сомневаюсь, что каждый сможет это сделать не запинаясь!
Итак, смотрим в толковых словарях: юродивый — I м. аскет, отказавшийся ото всех благ, обладающий по мнению верующих даром прорицания (на Руси). II м. Тот, кто совершает нелепые, с точки зрения обычных людей, поступки, привлекая к себе внимание своею чудаковатостью, нарочитой униженностью… Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


_______________________________
Юродство (от ст.-слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юродство
_______________________________



В Русской православной церкви почитают 36 юродивых (источник не указан 998 дней). Удивительно то, что по данной ссылке в Википедии количество юродивых указано, но не предоставлен список юродивых поименно с датой рождения и смерти. Похоже, что РПЦ уже дано начало активную деятельность по приватизации в свое лоно мощей святых, всех в мире чудес, а так же всех без исключения юродивых.

В романе «Братья Карамазовы» Достоевского в различных частях романа юродивыми именуются несколько персонажей, но в большинстве случаев, как метафорой. В романе «Братья Карамазовы» Лизавету Смердящую считают юродивой, которая была психически больной и сумасшедшей от рождения. К юродивым там же, причислен старец Зосима, Алеша и Иван Карамазовы, это слово используется, как бранный эпитет. И так, слишком умные, страстно верующие в Бога, непохожие на других и плохо одетые и несущие непонятную словесную несуразицу, как правило русским мещанином обывателем во времена Достоевского принимали, как юродивых. Не могу с полной ответственностью утверждать, что исключительно все юродивые обладали даром прорицателей, то есть пророчества будущего. Но какая то минимальная часть юродивых, без сомнения обладала этим даром, это и есть то самое просветление, о котором идет речь в этом эссе. Была ли метафора юродства у Ф. Достоевского самоцелью, не думаю, что так. Многие критики к моменту выхода романа в печать указывали на излишне жесткие литературные образы, а так же на не естественно ожесточенные взаимоотношения между героями романа «Братья Карамазовы», утверждая, что реальной жизни так не бывает. По моему мнению, причину брутальной жестокости литературных героев в произведениях Достоевского нужно искать в его психическом заболевании и периодических стадиях обострения. Несомненно, Достоевский — гений психологического романа, и его произведения вполне могут служить, как учебное пособие для психиатров и криминалистов, следователей прокуратуры и драматургов, сценаристов и начинающих писателей и так далее.

На Древней Руси юродство не порицалось, и представляло собой систематический аскетизм доведенный до предела минимализма, отказавшихся от всех благ, зачастую в состоянии безумства. В некоторых случаях мнимым, как некая защитная реакция или агрессию отторжения окружающим социумом. В мировой классической литературе юродивые прилюдно обличали житейские человеческие недостатки в излишних страстях, приводящие к порокам и грехам членов общества ( фактически, они были «критическими личностями» по Канту). Но при этом, в их обличительных риториках не было ноток презрения, а только жалость, сочувствие в сопричастности к их порокам. Русский художник передвижник Суриков изобразил на картине «Боярыня Морозова» первом плане юродивых, для которых служили прототипами реальные юродивые, современники великого художника. На картине другого передвижника Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» так же изображены юродивые. И наглядно видно группа юродивых, где один с костылем, а другой слепой с посохом направленным в направление движения шествия, из чего следует, что большая часть юродивых состояла из инвалидов.
В средневековье на Востоке в районе Средней Азии странствующие дервиши, или «девона» (тех, кто связан узами с духами мертвых), являлись неким аналогом древнерусских юродивых.
Сегодня, по истечению времени возможно ли существование юродивых на их исконных территориях?
Конечно же нет, причина проста: законодательство и силовые структуры карают людей не имеющих постоянного места жительства, которых ныне называют бомжами, клошарами. А может, вся проблема такого типа людей исходит со времен грехопадения человека?!

_______________________________
Грехопадение — общее для всех авраамических религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Бога, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих (в том числе и неавраамических) религиях. По мнению исследователя мифологии Мирча Элиаде, подробно изучавшего эту тему, мифологема золотого века, и изгнания из рая восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на появление земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря». https://ru.wikipedia.org/wiki/Грехопадение
_______________________________



Мировые религии указывают, что в противовес грехопадению, должно следовать детерминированное следствие — осознанный и целенаправленный процесс исправления (тиккун). Каждая мировая религия предлагает свой путь духовного пробуждения. Поэтому люди выбравшие этот путь ежедневно задаются вопросом:— «Можно ли, поставить знак равенства между «духовным пробуждением» и «святостью»? В противовес этому вопросу, могу сказать: — «В зависимости от того, какими критериями определяются сами понятия «духовное пробуждение» и «святость» для этих людей». Ни одежда буддистского монаха, ни ряса православного священнослужителя не являются гарантами их просветления, либо кроме их «святости», есть нечто другое. Одежда — это всего лишь, атрибут принадлежности и не более того!


_______________________________
Тиккун (ивр. tikkun, «исправление»; тиккун олам, ивр. или — «исправление мира»), понятие в каббале — процесс исправления мира, потерявшего свою гармонию в результате швират келим. Главным исполнителем служит Мессия, и инструментом — божественный свет, который проистекает из оставшихся целыми сфирот. Они способствуют образованию парцуфим, как космических личностей, обладающих самосознанием. В процессе тиккун образуется 5 парцуфим. После образования ими нового Адама Кадмона процесс тиккун в основном завершается, но некоторые заключительные действия предоставляется совершить человеку. Важную роль в процессе тиккун занимает история еврейского народа, который рассеявшись вновь будет собран, а клипот будут лишены захваченного ими света. Главное средство осуществления тиккун человеком заключается в приобщении его к святости через Тору и молитву. Каждое деяние человека воздействует на внутреннюю структуру миров, и это влияние тем значительнее, чем осознаннее поступает человек. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиккун
_______________________________



Но главная ошибка, людей ищущих свой путь к духовному пробуждению заключается в том, что люди изначально пытаются изменить, исправить мир, зачастую в лице своего окружения, а затем заняться исправлением самих себя. Секрет прост, и заключается в том, что окружающий мир с его причинно-следственными связями — есть зеркальное отражение нашей сущности. И только исправив, изменив себя, мы сможем изменить окружающий мир. Динамика процесса исправления себя представляет собой процесс протяженностью на всю жизнь, в широком смысле слова. Включающий в себя изменение направлений мысли, и последовательностей мотиваций своих повседневных поступков. Например, Лев Толстой в романе «Война и мир» через диалог князя Андрея Болконского с Пьером Безуховым показал жизненную платформу князя Андрея, где Пьер Безухов в лихорадочном поиске смысла жизни, в процессе осмысления себя, своей глубинной сути:
«...— Нет, убить человека нехорошо, несправедливо... (Пьер Безухов)
— Отчего же несправедливо? — повторил князь Андрей. — То, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
— Несправедливо то, что есть зло для другого человека, — сказал Пьер...
— А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? — спросил он.
— Зло? Зло? — сказал Пьер. — Мы все знаем, что такое зло для себя.
Да, мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, — все более и более оживляясь, говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по-французски. — Je ne connais dans la vie que maux bien reels: c'est le remord et la maladie. Il n'est de bien que l'absence de ces maux. (Пер. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол»). Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь. — А любовь к ближнему, а самопожертвование? — заговорил Пьер...». (Л. Н. Толстой «Война и мир» в 4 томах, том 2).
Мы видим, что князь Андрей выработал для себя однозначные критерии «добра» и «зла»: в угрызениях совести и болезнях. И в данном случае, задаюсь закономерным вопросом:— «Действительно ли, для аристократа, молодого человека в 19-м веке, не отягощенного практически никакими материальными проблемами могли быть актуальны: угрызения совести и болезни? Думаю, что:— «Нет»! Создается впечатление, что автор романа в поиске смысла своей жизни искусственно спроецировал свои психологические проблемы на своего более молодого литературного героя. Так как, его самого тревожили, как он сам считал «не справедливо жестокое отношение» к нему близких людей, что они его «напрасно возненавидели»! Записки дневника русского гения красноречиво об этом говорят: «...— Самарин хорош. Вся его умственная машина на то только нужна, чтобы оправдывать ложь...Написал (ред. своей жене) Толстой — боюсь, неприятное письмо. Но тяжело то, что возненавидели меня напрасно...» (Записки христианина, дневники и записные книжки, 1881—1887, c. 91). В тех же записях дневника Лев Толстой, с некой долей самоудовлетворения отмечает, как один из его крепостных крестьян, ожидает его на крыльце его дома с грошовой просьбой,- дать ему денег на лапти, заведомо зная, что он (крепостной), эти деньги пропьет в трактире, а придет домой после попойки из трактира побьет жену. Толстой внутренне понимает, что уклад жизни крепостных крестьян ему не в силах изменить.
Все это выглядит, как некий ритуал самолюбования и лицемерия, хотя Льву Толстому была не безразлична судьба простого народа! «...Переезд в Москву. — Всё устраиваются. Когда же начнут жить? Всё не для того, чтобы жить, а для того, что так люди. Несчастные! И нет жизни. — Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют. Народу больше нечего делать, как, пользуясь страстями этих людей, выманивать у них назад награбленное. Мужики на это ловчее. Бабы дома, мужики трут полы и тела в банях, возят извозчиками».
Странный алгоритм ценностей,- «убить не страшно: страшны угрызения совести (видимо, как в следствии убийства) и болезни» основательно укоренился в сознании молодого поколения последователей Льва Николаевича, в лице народовольцев «толстовцев», а позднее мартовцев, членов партии социалистов-революционеров и членов Союза борьбы за освобождение рабочего класса . Которые фактически и реально стали основоположниками «красного террора» и разрушителями, могильщиками царской России. Долгий процесс «исправления мира» последователями марксизма излишне растянулся в столетиях: периодическими этническими и идеологическими чистками, поглотив сотни миллионов жизней! Не смотря, на этот кровавый исторический опыт, он не послужил уроком для последующих поколений. Память русского народа очень коротка, а время быстротечно.
Как ни странно, именно Платон Каратаев с его природной мудростью, простой мужик из романа «Война и мир» «раскрывает глаза» Пьеру Безухову на смысл жизни. В понимании автора романа, именно он —истинный мудрец, глаголящий прописными истинами, составляющими мозаику смысла жизни, общечеловеческих ценностей! Но помимо этого эту мозаику ещё нужно правильно для себя собрать.
— Можно ли, истины Платона Каратаева назвать народной мудростью? — Конечно можно, но отчасти, ибо основой этих истин служит нечто более высшее! К чему всю жизнь стремился Л. Толстой в своих экспериментальных переводах Лао-цзы и Конфуция, в его стремлении создания новой церкви, новой религии, в которой, именно он пророк и мессия, указывающий людям как правильно жить!
Поэтому перекраивание Евангелие Львом Толстым в труде «Перевод Евангелия Толстым» сводилось к тому же: «Учение Христа, - пишет он, - имеет общечеловеческий смысл (в каком-то смысле верно). Учение Христа имеет простой, ясный, практический смысл для жизни каждого отдельного человека. Этот смысл можно выразить так: Христос учит людей не делать глупостей. В этом состоит самый простой, всем доступный смысл учения Христа. Христос говорит: не сердись, не считай никого ниже себя - это глупо». Возникает вопрос:— «А стоило ли, повторно изобретать православие, и для чего»?! — «Думаю, что в этом не было необходимости». Лев Толстой великий русский писатель, классик мировой литературы, но не философ, и не теософ, не пророк или мессия. Никто не собирается оспаривать его вклад в мировую литературу. Но он был человеком, который имел серьезные проблемы психологического характера, приведшие его в тупик во взаимоотношениях с близкими, родственниками, в частности с женой. Якобы, не понимающими и слепо ненавидящими его, как ему представлялось. Трясина материальных привязанностей к своему имуществу в бесконечных спорах окончательно его доконала.
После завершения процесса исправления себя, как завершающий этап наступает духовное прозрение. Современные авторы «подсказывают» нам, что всеобъемлющее пробуждение достигается значительно быстрее и проще, и с помощью инсайта.
— Можно ли, так популярное ныне в обиходе слово «инсайт» приравнять к пониманию «просветления». Ответ однозначен: — «Нет»! Дело в том, что инсайт применялся в опытах с высшими приматами и в психологии для психоанализа лечащим врачом патологических больных страдающих психическими отклонениями. Когда человечество на все сто процентов станет таковым, что будет обозначать конец нашей цивилизации. В чем различие «инсайта» от духовного «просветления» попытаюсь объяснить ниже. Но основное различие в характере детерминированных мотиваций, методологиях поиска истины, а также поиск смысла своей жизни через свое Я.


_______________________________
Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсайт
_______________________________



Согласно сюжета романа «Война и мир», Пьеру Безухову нужно было пройти через чувственный катарсис, выраженный через его участие в Бородинской битве со сценами кровавой бойни и полевого госпиталя, лишения в плену у отходящих остатков наполеоновской армии, его знакомство и дружбу с Платоном Каратаевым.
Именно через очищение чувственного подсознательного происходит катарсис. В данном случае, автор романа вплетает в литературный образ Пьера Безухова свои персоналии, закончив эту историю не через катарсис религиозных чувств, через православную веру, которая была бы присуща Пьеру Безухову. А через обретение своего счастья в любви, семейной жизни с Наташей Ростовой, в роли простого провинциального обывателя.
Символичность литературных героев романа «Братья Карамазовы» Достоевского очевиден. где собирательные образы братьев: Дмитрия, Ивана и Алёши Карамазова, отражают общественные прослойки тех времен, их диалоги и мировоззренческие взгляды характерны закостенелостью, указывая на моральное загнивание общества. Но желание автора акцентировано на скоротечной смерти мальчика Илюши, тем самым завершая роман сценой катарсиса 12-ми мальчиков однокашников Илюши, ошарашенных его смертью. Когда гимназисты в порыве очищения души дают клятву служить только добру. Достоевский, как бы подводит черту, но не там то было! Пройдет время, мальчики вырастут и станут мужчинами, но грядет час, когда придут вожди и основательно промоют им мозги, а неустойка в лице классовой борьбы разделит их на «красных» и «белых»... Далее, всеобъемлюще и обстоятельно написано в новейшей истории, которой можно верить или не верить, но лучше порыться в пыльных документах ГИА (государственного исторического архива).
 

_______________________________
Катарсис (от др.-греч. — возвышение, очищение, оздоровление) — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение. Именно за посещение трагедий в Афинах во времена Перикла платили деньги — «теойрикон» (2-3 обола).
Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя. https://ru.wikipedia.org/wiki/Катарсис
_______________________________


Платон выдвинул учение о катарсисе, как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела), от страстей или от наслаждений. Из этого следует, что смерть человека, является величайшим событием для человека — катарсисом. Согласно, теории стоиков в греческом религиозном врачевании катарсис является — освобождением тела от какой-либо вредной энергии, материи, и очищения души — от «скверны» и болезненных аффектов. Древнегреческий философ Аристотель разработал учение об «устройстве» внутреннего мира человека и о том, как с помощью искусства можно на него воздействовать, изменять, преобразовывать. Это учение получило название мимесис. Основу искусства подражания — мимесиса составляла теория чувственного катарсиса.
Аристотель анализировал особый вид эмоционального эффекта через сопереживания, который в конечном итоге вызывает у зрителя или слушателя процесс восприятия произведения искусства. Характерно, что не всякое произведение искусства может вызвать сильное эмоциональное потрясение у зрителя. Такое произведение должно «…отражать мир человеческих характеров и страстей, потрясать своей правдой и красотой».
«Можно ли, с помощью катарсиса достигнуть просветления»? — «Отчасти да, но не у всех людей и на очень короткий промежуток времени»! Из этого следует, что гениальные произведения некоторых характерных и харизматичных авторов могут вдохновлять других авторов на написание других не менее гениальных произведений. Мне часто попадают на глаза, подражания одних авторов, других более продвинутых. Можно ли, их отнести к указанной мной категории авторов выше? Конечно же, нет. Если одним автором стянут «за уши» сюжет произведения другого автора, это ещё полбеды. В большинстве случаев, я вижу корявое компилирование, как стиля, так и авторского «почерка» произведения, ярких эпитетов из текста автора, так и оригинальных авторских крылатых фраз. Подобный процесс далек от истинного творчества, что абсолютно очевидно и видно не вооруженным взглядом любому профессионалу.

_______________________________
Харизма (от др.-греч. Harizma — дар (от Бога) — «помазание») — внешние черты, особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способность взывать к сердцам (определение из современного словаря Л. П. Крысина). В словаре Н. Г. Комлева также упоминается: высокая одарённость, личная притягательность. Харизматический — характеризующийся харизмой. Довольно часто данную способность путают с позёрством. Особенно, личности демонстративного типа. Приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в её неограниченные возможности. https://ru.wikipedia.org/wiki/Харизма
_______________________________


Процесс очищения через переживание, сопереживание зрителя называется катарсической разрядкой. Катарсическая разрядка, как правило сопровождается бурными эмоциями, это могут быть слезы, рыдания, смех, чувство восторга, экстаза, которое называется состоянием аффекта. После чего, человек испытывает успокоение, умиротворение, положительные эмоции, просветленное настроение. Произведения искусства (театр, живопись, скульптура, литература и др.) играют определенную роль в моделировании процесса катарсиса. Таким образом, поэтапное очищение души с помощью механизмов катарсиса, предоставляет индивиду возможность определения для себя критериев общечеловеческих ценностей, Которые в последующем, будут служить реперами для ориентирования им в процессе «выбора» в определении направлений мотиваций. «Людей всегда будет покорять настоящее искусство, доводящее их до катарсиса, ибо изначально — оно гениально, через динамику катарсиса в исполнении отточенном до уровня искусства» (comment Swami Runinanda).
 
Сопереживание (эмпатия) — есть характерная и отличительная черта любого живого существа. Сопереживание часто отождествляют с чувством сострадания, но это совсем не так, ибо это отожествление является упрощенным подходом к витальной сфере индивида. Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо конкретной эмоцией (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания с любым эмоциональным состояниям. Сопереживание — является главным инструментом в процессе динамического катарсиса. Выделяются следующие основные виды эмпатии:

   · Эмоциональная эмпатия основана на механизмах проекции и подражаниях моторным и аффективным реакциям другого человека.

   · Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия, витальный сравнительный анализ и т.п.

   · Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.


Согласно работам индийского философа Ошо (Бхагван Шри Раджниша), просветление является высшей точкой духовной самореализации существа, происходящего с существом в результате внутреннего поиска. Ошо сформировал четыре пути развития для достижения просветления:

 
   · Самостоятельный анализ событий, противостояние воздействию всякой идеологии и самостоятельное разрешение собственных психологических проблем.

   · Приобретение собственного опыта «жить полной жизнью», отказ от жизни «по книгами», поиск «причин возникновения страданий, радости, неудовлетворенности».

   · Необходимость вывода наружу своих внутренних и разрушающих психику «затаённых желаний» в процессе духовной самореализации.
«Наслаждаться простыми вещами, как чашка чая, тишина, беседа друг с другом, красота звёздного неба».


Ученый религиовед Б. К. Кнорре считает, что учение Ошо является философией витализма «чистой жизненности», в которой персональные сущностные ощущения и чувства человека — являются более важными, чем любые нормы современного социума.
«Людям свойственно всё непонятное и недоступное для своего понимания, не дожидаясь длительного процесса осмысления, либо упрощать до уровня своего понимания, либо искажать до уровня своего непонимания» (comment Swami Runinanda). Восточные духовная философская мысль кардинально отличается от европейской к вопросу просветления. Часто европейские исследователи смешивают понятия: нирвана, самадхи, сатори, а также самьяму в один котел, например, обобщая их одним словом — дрёма.

_______________________________
Сатори - satory,  сатори; кит.  у; санскр. самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. Дзэн). В медитативной практике дзэн считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином «кэнсё» — яп. , кэнсё:, «видение (собственной) природы». Процесс постижения сатори в традиции дзэн часто рассматривается на примере слов учителя Цинюаня (ум. в 740 г.). https://ru.wikipedia.org/wiki/Сатори
_______________________________


Такое ошибочное понимание восточных духовных практик, как правило приводит к крайне негативным последствиям, равно, как и индивидуальной подход к духовным практиками без наставника. Восточные духовные практики предусматривают обязательное участие ачарьи, ламы, гуру или сенсея, то есть конкретного человека, который уже на практике имел опыт духовных практик. Сатори достигается с помощью многолетних практик восточных единоборств, в начальной стадии усвоения при непосредственном участии сенсея, после усвоения методологий — самостоятельно.


_______________________________
Парампара (санскр. , paramparа IAST, букв. «от одного к другому») или Амная (санскр. , аmnаya IAST) — цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре. В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности». В системе парампары, знание передаётся без изменений из поколения в поколение. По линии парампары могут передаваться самые различные виды знания как в духовной сфере, так и в искусстве, музыке, танцах и образовании. https://ru.wikipedia.org/wiki/Парампара
_______________________________



В религиозной традиции индуизма, парампара также известна как гуру-шишья парампара или гуру-парампара,- цепь духовных учителей или ученическая преемственность, по которой передаётся духовное знание. Согласно «Бхагавад гите» и другим священным писаниям индуизма, эту систему установил Сам Бог и с её помощью знание сохраняется в своём первозданном виде. Парампара подтверждает истинность или авторитетность получаемого знания. Она помогает избежать измышлений и подмены истинных ценностей второстепенными. Каждый гуру, передающий духовное знание, должен принадлежать к цепи от «учителя» к «ученику», когда во главе которой, как правило, стоит Бог, в противном случае нельзя быть уверенным в чистоте и истинности знания, которое он даёт. В некоторых традициях, не может одновременно существовать более, чем одного действующего гуру в линии преемственности каждой школы (сампрадаи). Но последовательный переход от одного гуру к другому возможен, но только в рамках того же направления.
В контексте индуизма, «парампара» — является важнейшим условием существования «сампрадаи», которая представляет собой механизм, обеспечивающий её сохранность путём передачи определённой традиции и знаний через духовную преемственность от гуру к ученику. В последствии ученик становится сам учителем для передаче следующим ученикам своего духовного опыта. «Звеном» парампары может считаться лишь индивидуум, достигший полного контроля над собой, — это является необходимым условием его нравственного и духовного совершенства и предохраняет сампрадаю от искажений. Каждая сампрадая имеет специальные списки «звеньев» парампары, в которых можно проследить её генеалогию. Именно эти характеристики, наряду с принадлежностью к аутентичной сампрадае, часто являются условием традиционности школы или учения в индуизме.


_______________________________
Нирвана (санскр. , nirvana IAST, пали nibbana, «угасание, прекращение, не волнение, успокоение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в круге сансары. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нирвана
_______________________________


Из всего вышеперечисленного можно ли, православных юродивых назвать просветленными? Конечно же, нет! Только с помощью многолетних практик и с непосредственной помощью профессионала учителя. В буддизме учения Тхеравады, бодхи и нирвана имеют сходные значения, как освобождение от жадности, ненависти и заблуждений. В раннем буддизме бодхи было понятием, близким к понятию нирвана, они отличались только словесными описаниями. Под понятием бодхи подразумевалось угасание жадности (рага), ненависти (доса) и заблуждений (моха). Опираясь на персональный опыт, критерием достижения нирваны — выражается в состоянии необычайного спокойствия ума, когда эмоции уходят на задний план в виде их «отражений», тогда человек начинает обладать способностью снимать любые боли без вспомогательных инструментов и средств, как у себя, так и окружающих. Причем снимать боли силой мысли у окружающих значительно проще и легче на несколько порядков, чем у самого себя.


_______________________________
Бодхи (санскр. ) — термин, обычно передаваемый с языков пали и санскрита как просветление, хотя более точным переводом являются слова пробуждение или осознание. Слово Будда означает «пробуждённый». Хотя понятие бодхи принадлежит к буддийской традиции, его можно встретить в различных индийских философских школах и учениях. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодхи
_______________________________


В традиции тхеравады бодхи описывается, как состояние пробуждения, достигнутое принцем Гаутама — Буддой и некоторыми его учениками из его окружения. Это исключительное, полностью свободное, йогическое состояние сознания практикующего. Иногда бодхи описывалось, как состояние всеобъемлющего и совершенного осознания подлинной сущности мироздания. Человек, достигший бодхи, освобождался от круговорота сансары: освобождаясь от страданий, смерти и рождений в следующих инкарнациях (мокша).
Обычно санскритское «бодхи» переводится словом «просветление». Термин связан с озарением и пониманием (совершенной мудростью), достигнутыми Буддой, и близок к понятию обретения святости в христианском мистицизме, что подразумевает слияние в индивидууме человеческого и божественного начал. Однако, этимологически термины «бодхи» и «свет» никак не связаны. Более точнее, бодхи означает «пробуждение». Бодхи — это пробуждение ото сна и осознание себя в действительной реальности. Итак, если более точно можно воспринимать бодхи, как «духовное пробуждение», чем как «просветление» (нельзя не отметить, однако, что образ света весьма распространён во многих буддийских священных текстах, хотя на практике этот артефакт не имеет существенного значения).
Так что же в концов нужно делать, чтобы стать просветленным?! Либо стать одержимым юродивым, как Василий Блаженный и ходить по улицам Москвы обнаженным, или же пойти в православный монастырь и стать монахом? Какой смысл и какой прок для себя и окружающих людей от блаженства и всезнания в состоянии просветленности в тесной келье?! «Современный человек — это существо социальное, и поэтому приспособлен жить только в социуме. Для него уединение на природе в саньясе (систематическая аскетическая духовная практика с соблюдением целибата) смерти подобно» (comment Swami Runinanda).


_______________________________
Саньяса (деванагари: , sannyasa IAST — «отречение» в уединении) — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе саньясы называется саньяси, или саньясин. Необходимое условие саньясы соблюдение целибата. Цель саньясина — мокша (освобождение). https://ru.wikipedia.org/wiki/Саньяса
_______________________________



В саньясе необходимое и неотложное правило — тапасья; для духовной практики не в саньясе также. И так находим необходимое и объединяющее звено всех существующих в мире духовных практик — это тапасья, выраженная через систематический аскетизм. В традициях индуизма аспект тапаса и тапасьи относится к спектру методологий, определяющих рамки аскетизма, ментальной и витальной очистительных практик с переходом в прахарану — к систематической самодисциплине. Практика тапаса, зачастую включает необходимость уединения практикующего (саньяса) и является частью монашеских методов, которые являются средством для достижения «moksha» (освобождение, спасение).


_______________________________
Вандализм — одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры. Происхождение слова «вандализм» связано с названием восточногерманского племени вандалов, разграбивших в 455 году Рим. Следует обратить внимание на то, что «вандализм — состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства». Вандализм — одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры) обращает внимание на то, что «Вандализм — состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства». Некоторые источники обращают внимание на правовой аспект вандализма: «Вандал — тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу». https://ru.wikipedia.org/wiki/Вандализм
_______________________________


Как известно, одним из первых в истории человечества вандалов по отношению к произведениям архитектуры и искусства, был Герострат, сжегший в 356 году до нашей эры храм Артемиды в Эфесе единственно для того, чтобы обессмертить свое имя. Проявления вандализма в любом народе и обществе в любую эпоху, является лакмусовой бумажкой сигнализирующей о серьезных проблемах в данной среде.
16 января 1913 года в залах Третьяковской галереи картине, не защищенной тогда стеклом, нанес три удара сапожным ножом по картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» Абрам Балашов, старообрядец, иконописец любитель, сын мебельного фабриканта. При этом, он кричал: «Довольно крови, слишком много крови!» Удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича. Сам Абрам Балашов был освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных в Петербурге. Максимилиан Волошин в статье «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (Утро России, 1913, 19 января) поступок Балашова интерпретировал так: «Перед картиной Репина за 30 лет впервые оказался человек, принявший и понявший произведение с такой же точно силой и в той же плоскости, в которой оно было задумано. Произошло то самое явление, которое происходит, когда от звука струны из рояля лопается большое зеркало. Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью репинской картины». Согласно, анализа данного акта автор данного эссе сделал заключение: «Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» своей выразительностью и гениальностью вызвала у иконописца Балашова состояние катарсиса, и как следствие помутнение чувств, что послужило причиной совершения им акта вандализма, по отношению к данной картине».
Мне припомнилась история  Алексеевского собора, который располагался на территории под проектирование Алексеевского парка в Самарканде, Я тогда работал ведущим архитектором в проектной группе Городского управления архитектуры и непосредственно занимался проектированием  парка начиная с вертикальной планировки, и кончая малыми формами и  проектом озеленения. Тогда весной 1991 года ко мне пришла зам. главного архитектора Раиса Тарасенко и загадочно тихим голосом сказала: — «У меня к тебе есть очень важное дело,- последовала пауза. И, когда мы уединились тет-а-тет, она продолжила: —  «Мы с тобой должны спасти православный собор, ты конечно уже понял какой»!  Мне то было не знать о здании, используемым администрацией Самаркандского Университета в начале, как склад, а в последствии  для студенческих дискотек! Тогда мне явственно представилась картина вандализма православного собора с разобранной колокольней во времена правления советской власти в лице местных органов и администрации Университета (хотя им самим, все это не представлялось кощунством). Тогда твердо решил и подумал: — «Пришла пора вернуть статус храму, чтобы он работал по прямому назначению»! Было приложено не мало усилий в течении нескольких лет и наконец к нашей радости, ибо мы с  Раисой вошли первыми в список прихожан, храм после основательной реставрации начал работать в полную меру.
 

__________________
Собор святителя Алексия Московского — православный собор Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви в Самарканде (Узбекистан), построенный в 1911 году. Освящён в 1912 году в честь святителя Алексия.

__________________


В некоторых случаях вандализм может выражать протест, не согласие с общественным порядком, где нарушаются базисные права человека, закрепленные международными конвенциями. Например, художник Петр Павленский из Петербурга провел необычную акцию, приуроченную ко Дню сотрудника органов внутренних дел, который отмечался 10 ноября 2013 года , когда мужчина разделся на Красной площади, после чего гвоздем прибил свою мошонку к каменной брусчатке Красной площади в Москве (таким необычным образом, путем вандализма над своим телом он выразил свой протест по отношению к существующей системе правления). Сама брусчатка не пострадала, так как гвозди вбивались в промежутки между фрагментами брусчатки (https://snob.ru/selected/entry/67636).

_______________________________
Pussy Riot — российская панк рок-группа, действующая на принципах анонимности и осуществляющая свои выступления в форме акции в православном храме, исполнив в феврале 2012 года «панк молебен» у алтаря Храма Христа Спасителя в Москве. «Pussy Riot — самая экзотическая рок-группа в мире. Они прославились, не записав ни одной песни, не сыграв ни одного концерта. В общем, много поводов для включения коллектива в книгу рекордов Гиннесса». — Артемий Троицкий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Pussy_Riot
_______________________________



— Можно ли, считать акцию Pussy Riot актом вандализма? Безусловно, нет! Так как, ни какими-либо образом не было нанесено вреда и порчи ни храму, ни имуществу храма.
— Можно ли, считать этот смелый поступок, актом одержимых ненавистью к православной церкви? — Без сомнения, нет, ибо мотивацией этой акции, был гражданский протест обращенный к существующей сиcтеме правления! Было непреодолимое желание обратить внимание общества к конкретным проблемам социума.

Вандализм, как явление в социуме подразделяется на несколько форм и подвидов:

      · Нанесение вреда и уничтожение, произведениям архитектуры, искусства, живописи и так далее.

      · Уничтожение путем сожжения или другим методом книг и рукописей, имеющих историческое значение

      · Осквернение кладбищ, могил и надгробий.

      · Использование храмов и церквей не по назначению, либо их полное уничтожение.

      · Граффити с изображениями и надписями, которые антиобщественное содержание, а также с содержанием противоречащим общечеловеческим       ценностям.

Можно ли считать вандализм, видом одержимости? — Нет! Вандализм — является последствием одержимости человека или группы людей, нечто чем то другим. Например: 26 февраля 2001 года две каменные статуи Будды были превращены в груды камней группировкой движения Талибан. Одна являлась крупнейшим в мире изваянием Будды высотой 53 метра, и была высечена в скале. Возраст статуи был около 1500 лет. Является ли акт разрушения исторических культурных ценностей вандализмом? Без сомнения, да! Но, основная причина акта вандализма в уничтожении объекта исторического наследия заключается в одержимости радикальным исламом, диагноз лаконичен — религиозный фанатизм.

Из моей парапсихологической практики приведу один пример, когда с помощью обряда экзорцизма мне пришлось изгонять из тела молодой женщины психически здоровой и вменяемой, сущность, а если быть точнее дух ее свекрови, который вселился при её непосредственном присутствии на смертном одре старой женщины. После чего, молодая женщина стала быстро стариться и страдать болезнями, даже болями, на которые ей она жаловалась. Во время ночного сна и при введении её мной в глубокий гипноз во время обряда: говорила голосом бывшей свекрови. Могу успокоить читателя,-  мой первый опыт обряда экзорцизма прошел успешно, молодая женщина полностью была избавлена от того, что её беспокоило, это было в 1992 году.
Настораживает невежество, которое внедряется с полного согласия РПЦ в Википедию, например: «...согласно христианским представлениям, обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и тому подобное, является проявлением бесноватости и одержимости»!  Фантастический сюжет Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», по сравнению с этим утверждением, просто отдыхает! Хотя, концепт явно «срисован» с окончательной части романа, где сцена ухода Мастера из психушки по «лунной дорожке» с помощью левитации описан, не автором в спорной редакции! Но мы то знаем, что роман не был дописан Булгаковым, по причине его смерти, а дописывала  концовку романа его вторая жена.

_______________________________
Одержимость — полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию. В 1970-х годах Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488 социальных обществ из разных уголков планеты, и в 360 (74 %) из них присутствовало верование в одержимость в той или иной форме. Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким духам, богам, демонам, дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека. https://ru.wikipedia.org/wiki/Одержимость
_______________________________
 

В эпоху Возрождения  человечества  менялась мораль, право и отношение к созиданию.  Слово «одержимость» люди воспринимали ранее, как имя нарицательное по отношению к какому либо человеку. Но итальянская земля  родила  гения, «универсального человека», это был Леонардо да Винчи, который в порывах своей гениальности был «одержим» живописью, скульптурой, архитектурой медициной, изобретательством никому не известных механизмов, которые значительно далеко опередили свое время.  Эта страсть гения к созиданию была на уровне  «одержимости»  к созданию величайших скульптур, написании  гениальных живописных полотен, и много и много другого не менее гениального. Невероятная работоспособность Леонардо была в течении его продолжительной жизни, только в подспорье. Многие его произведения украшают город Флоренцию в Италии. Разносторонняя гениальность мастера Леонардо да Винчи, до сих пор поражает воображение современников, мое мнение, - в течении истории человечества ничего подобного еще не было. Поэтому, Леонардо да Винчи по праву можно назвать величайшим «одержимым» всех времен и народов!

__________________________
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
(лат. homo universalis). https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо_да_Винчи
__________________________


В течении моей жизни, я не часто встречал и дружил с людьми гениальными и «одержимыми» в порыве творчества, все они были неповторимы в своей гениальности. Например, скульптор Борис Свинин, художники Орлов, Олешко (из Крыма), это по Навои, художники Улько Григорий Ильич и Крикис Андрей по Самарканду, архитектор Бочков Сергей, художник Борис Аксельрод из Тверии.
Сергей Бочков сейчас живет в Москве, но наша долгая дружба имеет продолжение. К сожалению, остальных моих друзей, перечисленных выше, уже нет в живых.




Список используемой литературы:


· Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
· Иванов В. Дионис и прадионисийство. — Б., 1923.
· Аристотель. Поэтика. / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
· Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — Т. 1. — М., 1930. — С. 728—734.
· Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
· Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
· Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.
· Андросов В. П. - Буддийская классика Древней Индии. – М: Открытый мир, 2008. – с. 512
· Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. —ISBN 5-94278-286-5
· Сафронова Е. С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада // Вопросы научного атеизма. — 1989. — № 38.
· Судзуки Д. Т. Очерк пятый. О сатори, откровении новой истины в дзэн-буддизме // Очерки о дзэн-буддизме. Часть первая / под ред. С. В. · · Пахомова. — СПб.: Наука, 2002. — С. 272—317. — 472 с. — ISBN 5-02-026842-9.
· Файнфельд И. А. Динамика сатори в дзэн-буддизме // Европейский журнал социальных наук. — М.: Международный исследовательский институт, 2013. — Т. 1, № 9 (36). — С. 27—30. — ISSN 2079-5513.
· Хоружий С. С. Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии // Философская антропология. — М.: Институт философии РАН, 2015. — Т. 1, № 2. —С. 184—199. — ISSN 2414-3715.
· Штейнер Е. С. Сатори, природа Будды, дхарма: как это соотносится с сознанием и что делает с последним дзэнская практика // Точки — Puncta. — M.: Институт философии, теологии и истории святого Фомы, 2008. — № 1-4 (8). — С. 181—220. — ISSN 1680-614Х
· Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.
· The Popular Encyclopedia of Apologetics: Surveying the Evidence for the Truth of Christianity. — Harvest House Publishers, 2008. — P. 264. — ISBN 9780736920841.
· Махабхарата II. Бхагавадгита, V, 23-26. / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1956. — 360 с. — 1000 экз.
· K.N. Upadhaya, The Impact of Early Buddhism on Hindu Thought. // Philosophy East and West. — Vol. 18. — 1968. — pp.163-173
· Махабхарата II. Бхагавадгита / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1956. — 360 с. — 1000 экз.
· Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Бодхи // Буддизм: Словарь / — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.



* Собор святителя Алексия Московского — православный собор Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви в Самарканде (Узбекистан), построенный в 1911 году. Освящён в 1912 году в честь святителя Алексия.
 


От автора: ссылка из Википедии по понятной причине в основном тексте и ниже в ремарке ушла в shadow (!) ...«пути Господни неисповедимы, а бывших сотрудников Секуритате — не бывает!» © Свами Ранинанда - Swami Runinanda™ http://www.stihi.ru/2013/12/06/7404


Рецензии
300 миллионов патриарха. Кому завещал свои сбережения Алексий II Во Внешпромбанке застряло наследство покойного главы РПЦ
Meduza14:02, 5 декабря 2016
МЕДУЗА ПРОЕКТ
http://meduza.io/feature/2016/12/05/300-millionov-patriarha-komu-zaveschal-svoi-sberezheniya-aleksiy-ii
============================

Согласно материалам Арбитражного суда Москвы, на счетах Внешпромбанка, у которого в начале 2016 года была отозвана лицензия, хранились личные сбережения покойного патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Алексея Ридигера). Сейчас на них претендует наследница патриарха — настоятельница московского подворья одного из эстонских монастырей Александра Смирнова (игуменья Филарета), которая была ближайшей сподвижницей Ридигера с середины 1960-х годов. «Медуза» рассказывает подробности этой истории.
Наследница состояния патриарха Алексия II (Алексея Ридигера), 80-летняя Александра Смирнова, подала заявление в Арбитражный суд Москвы с требованием включить ее в список кредиторов Внешпромбанка (лицензия отозвана в январе 2016 года). Именно там находились счета, на которых лежали личные сбережения покойного патриарха общей суммой около 300 миллионов рублей — 2,92 миллиона долларов, 8829 евро и 9,37 миллиона рублей; Смирнова требует вернуть ей чуть более 305 миллионов рублей.

Согласно судебным материалам (есть в распоряжении «Медузы»), Ридигер составил завещание еще в 1976 году, назначив своей наследницей уроженку Ярославской области Александру Смирнову. Как рассказал «Медузе» источник в РПЦ, Смирнова, в духовной жизни — игуменья Филарета, была ближайшей сподвижницей патриарха, которая провела рядом с ним более 40 лет. Сейчас Филарета — настоятельница московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального (то есть подчиненного непосредственно патриарху) женского монастыря, расположенного в Эстонии.
Игуменья Филарета, настоятельница Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря (справа), и игуменья Серафима, настоятельница Свято-Иоанновского женского монастыря в Санкт-Петербурге
Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, которая не была закрыта властями за весь советский период; более того, туда даже принимали новых послушниц. Одна из попыток распустить монастырь была предпринята в 1961 году (территорию хотели отдать под санаторий), но ее предотвратил все тот же будущий патриарх Алексий, который тогда был епископом Таллинским и Эстонским.

В своей книге «Игумения. За святое послушание» Филарета (Смирнова) вспоминала, что поступила в Пюхтицкий монастырь в 1956-м, когда ей было 20 лет. А через десять лет, в 1966 году, Филарету и ее сокелейницу отправили на послушание к будущему патриарху — тогда Алексий был архиепископом Таллинским и Эстонским, а также управляющим делами Московской патриархии. «Тогда я стала приезжать в Пюхтицу, сопровождая [Алексия]», — писала игуменья. Интересно, что книга ее была выпущена в 2013 году на деньги крупного попечителя Пюхтицкого монастыря Максима Ликсутова, который с 2012-го возглавляет Департамент транспорта Москвы.
В 2005 году в интервью изданию «Газета» Алексий II рассказывал, что послушание в резиденции патриарха несут монахини из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. «Руководит ими игуменья Филарета, которая свыше 40 лет ведет хозяйство. Она и подбирает домашний персонал», — говорил патриарх. Именно Филарета была первой, кто узнал о смерти Алексия II, — она нашла патриарха мертвым 5 декабря 2008 года.
В суде против Внешпромбанка интересы игуменьи Филареты представляет адвокат Кравцов. Он же представляет на процессе интересы сопредседателя «Союза православных женщин России» Анастасии Оситис. Она познакомилась с игуменьей Филаретой и будущим патриархом еще в 1970-х годах в Эстонии, утверждает источник «Медузы» в РПЦ. В интервью «Правде.ру» Оситис вспоминала, что «первое настоящее знакомство с религиозной традицией» у нее произошло в Эстонии: по распределению она попала работать в эстонский город Кохтла-Ярве, где она впервые увидела настоящую церковную жизнь. «Чем было хорошо в Эстонии — там не закрывались храмы», — говорила Оситис. Кохтла-Ярве находится в десяти километрах от Пюхтицкого монастыря, который в то время опекал Алексей Ридигер. Анастасия Оситис и ее дочь Ирина Федулова как минимум до 2008 года были акционерами Внешпромбанка. В приемной Оситис от комментариев отказались.
Центробанк отозвал лицензию у Внешпромбанка 21 января 2016 года. Кроме покойного патриарха там хранили деньги крупные чиновники (например, вице-спикер Госдумы предыдущего созыва Александр Жуков) и их родственники (например, жены Дмитрия Рогозина и Сергея Шойгу). В банке зависли средства многих крупных компаний — девять миллиардов рублей «Транснефти», восемь с половиной миллиардов рублей Олимпийского комитета России, около полутора миллиардов рублей структур Русской православной церкви и так далее.

Свами Ранинанда   26.12.2016 16:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.