Гипотермия... случай из практики

Нина Боженина
  1975 год. Семнадцатилетней девчушкой пришла я работать в отделение реанимации областного кардиодиспансера в качестве медсестры- анестезистки.

  Кардиоцентр уже работал, но отделение реанимации только открывалось, комплектовалось кадрами и оборудованием. Тем мы и занимались: таскали на себе кровати, подписывали кастрюли и горшки. Вскоре отделение заработало , начали поступать первые больные. Профессор проводил операции, мы выхаживали больных.
  Уровень операционных вмешательств не устраивал наших хирургов. Они понимали и хотели проводить более сложные операции, но техническое оснащение не позволяло этого сделать.

  Все только и говорили о том, что на " сухом" сердце операции были бы более эффективны и помощь больным была более существенной. За границей подобные операции шли с пятидесятых годов и , довольно, успешно.

  И вот этот "красавец" поступил к нам в отделение реанимации. Все врачи и медсёстры ходили вокруг, присматривались, читали инструкции. Аппарат для проведения кранио- церебральной гипотермии, что- то похожее на стиральную машину с холодильником внутри и душевым колпаком для головы.

  Заведующий , наконец, назначил ответственных анестезиологов и они принялись запускать аппарат. Но никто не мог понять, до какого уровня снижать температуру тела без ущерба для пациента, при этом, создавая лучшие условия для оперативного вмешательства. Вскоре план созрел.
  Осуществить план можно было только вечером или ночью, когда операций нет, да ещё, чтобы до утра, операционную вымыть и простерилизовать.

  И это случилось в моё дежурство. Аппарат был доставлен в операционную, все подготовлено. Не было только " пациента". Вскоре и он был доставлен нашими же врачами- большой пёс, лохматый и грязный дворовый друг, помесь немецкой овчарки Бог знает с кем.
 
  Все- таки врачи не звери, чтобы не мучить псину, накачали его наркотиками. Пёс хорошо " забалдел" лежал и был доволен. Мы доставили " пациента" на каталке в операционную. Дали наркоз.
 
  Начали гипотермию. Сначала врачи снизили температуру тела до 35 градусов. Сняли все показания жизнедеятельности организма. Все шло хорошо. Аппарат лил ледяную водичку на голову псу, мы измеряли температуру под хвостом. Снизили до 30 градусов.

  Анестезиологи поглядывали на осциллографы. Хирурги запросили ещё два градуса. Снизили ещё. Нам говорили, что псу уже все равно конец и теперь только проверяем работу аппарата. Снизили ещё на два градуса. Сердце у " пациента " стало работать не ритмично. У людей до такой температуры снижать не планировалось, аппарат был проверен, опыт получен. Проверили процесс согревания. Аппарат нагревал воду и температура повышалась, но слишком медленно. Термоодеяло на собаке испытывать было нельзя из- за проблем стерилизации.
 
  И наш пёс поехал в реанимацию охлаждённым до 28 градусов. Врачи смеялись над нами, как мы укладывали его под батарею, растирали ему лапы, накрывали старыми одеялами. Бегали смотреть каждые пятнадцать минут. Сердце работало, дыхание самостоятельное, но температура поднималась очень медленно. Врачи заявляли, что у пса случилась децеребрация от низкой температуры и мы плохо делаем, что греем его. Лучше псу умереть. Но как? Мы не могли допустить этого.

  Наконец температура поднялась до 35 градусов и наш " пациент " зашевелился. Все сбежались смотреть на итог эксперимента. Ещё через несколько минут он заскулил, забил хвостом, попробовал подняться. Ноги дрожали, но " охлаждённый и децеребрированный пёс" прямиком потянул в столовую и начал просительно скулить. С радостью налили и суп и кашу положили. Умиляясь, все стояли и смотрели, гладили по голове наш эксперимент.
  Наевшись, довольная псина, виляя хвостом и облизываясь, отправилась в коридор на свои одеяла под батарею- продолжать согреваться. Ни о какой децеребрации или нарушении других функций не шло и речи.

  Утром пёс умчался, как ветер в поле. Эксперимент был благополучно завершен.

Несколько недель спустя, профессор проводил операции с использованием гипотермии. Результат был ошеломляющим. А ещё через несколько месяцев появился знаменитый АИК и гипотермия была забыта. С АИКом мне поработать не пришлось.
  Я поступила в медицинский институт.

************************************

*Гипотермия- охлаждение тела до низких температур : с целью вызвать кратковременную остановку сердца и провести более сложную операцию.

*Децеребрация- гибель коры головного мозга и утрата её функций.

*Кранио-церебральный метод-  охлаждение головы путём поливания холодной водой с постепенным понижением температуры.

*АИК- аппарат искусственного кровообращения.