Не подскажете, как пройти в Москву?

Наталия Журавлёва
Дождь. Слякоть. Ветер. Нормальная питерская осень, привычная погода. Привычная-то привычная, но гулять по такой погоде совсем не тянет. А куда денешься – собака обязывает! И ещё сегодня надо ехать в другой район, знакомой обещала лекарство привезти… А погода дрянь… Погружённая в свои мысли, я не сразу заметила впереди на дорожке невысокого молодого мужчину в вязаной шапочке и с рюкзаком за плечами. Он прижимал к уху мобильник и растерянно оглядывался по сторонам – ну, как бывает, когда не знаешь, куда идти. «Простите! – бросился он ко мне. – Не подскажете, как пройти в Москву?»  В Москву? Что тут у нас есть поблизости с названием «Москва»? Ничего не припомнив, я решила уточнить: «Вы имеете в виду - город Москва?» «Да, - радостно закивал парень, - город! Мне в Москву надо.» И с надеждой заглянул мне в глаза. Ничего себе! А и правда, как отсюда, с Комендантского проспекта города Санкт-Петербург пройти в Москву?..  Молодой человек, видя мою растерянность, поспешил мне помочь: «Мне говорили, что надо попасть в район аэропорта, не помню, как он называется…» «Пулково», - машинально произнесла я. «Точно! Пулково! Московский проспект! - обрадовался мой собеседник. – Как пройти?» И тут меня осенило. Мобильник! Интернет!! Карта!!! И вот уже мы рассматриваем карту города, склонившись над моим телефоном под мелким упорным дождиком. К счастью, новый знакомый хорошо разбирался в картах, свой маршрут он наметил уже через 2-3 минуты. Честно говоря, я ему позавидовала… Мне можно дать десять карт, и я успешно заблужусь в собственном микрорайоне – топографический кретинизм, что поделаешь!
Странный путешественник счастливо улыбнулся, поблагодарил меня и, замявшись, просительно произнёс: «А Вы ведь местная, да? С собакой гуляете?» «Ну, да, местная. Гуляю… А что?» «Простите, если Вас не затруднит, и если Вы уже погуляли… Не могли бы Вы выкинуть мне в окно бутылку с горячей водой?» Наверное, вид у меня был обалдевший, потому что парень торопливо стал объяснять: «Знаете, я ночью, когда в город ваш пришёл, с ментами познакомился. Хорошие ребята, добрые! Они мне варежки подарили, надавали много пакетиков с чаем и кофе растворимым, а вот воды горячей у меня нет! Не могли бы Вы меня выручить?» Вот как бы вы поступили на моём месте? Отказать промокшему и замёрзшему человеку в бутылке горячей воды?..
По пути к дому я не выдержала и спросила-таки его, что за странная идея - идти пешком в Москву? История оказалась простая и грустная. Владимир приехал из Красноярска на рок-фестиваль (в какой город – как-то я пропустила мимо ушей, мой пёс, наверное, отвлёк меня). «Туда-то я приехал на поезде, - рассказывал молодой музыкант, - а на обратную дорогу собирался заработать сам, пением. Это у нас обычная практика. И тут, раз – у меня украли гитару! А что я заработаю без гитары? И ведь никто не одолжил мне ни денег, ни гитары… Вот и шагаю пешком! Не очень-то люди любят подвозить, два раза только повезло… Мне менты сказали, что до Пулково 47 километров, часов за десять дойду.»
Я оставила его ждать в подъезде, около почтовых ящиков, хотя велико было искушение пригласить бедолагу домой, накормить, обогреть. Но я приструнила своё не в меру распоясавшееся милосердие и пошла греть чайник. Три бутылочки по 0,6 литра горячей воды завернула в газеты, нарезала колбасу, хлеб, в контейнер насыпала сахарного песка, в пакетик сложила зефир… Как назло, больше ничего не было. И денег наличных – ни рубля! Пришлось опустошить банку, куда я кидаю монетки по одному и два рубля: внуку очень нравится выгребать оттуда накопившееся!
Вышла на площадку и протянула пакет парню, терпеливо меня дожидавшемуся. «Ой, спасибо!  - заглянул в пакет. – Зефир! Я его обожаю! Могу сразу упаковку съесть. А можно, я возьму всё вместе с пакетом? Мне он пригодится, я ногу промочил, так пакетом обмотаю.» Мне стало смешно. «Стойте тут, - велела я гостю нашего города, - пойду возьму кошелёк. Сейчас до сбербанка прогуляемся, сниму для Вас немного денег.» «Да что Вы! - запротестовал он. – Вы и так, вон, внука обнесли! И так спасибо Вам!»
Щедрый банкомат выдал мне тысячу рублей, и, выйдя из банка, я протянула деньги своему протеже. Он растерялся, спрятал руки за спину. «Зачем… Зачем так много?!» «Вы считаете, что в Вашем положении тысяча – это много? - усмехнулась я. – Берите, пригодится.» «Да я, - захлебнулся словами парень, - да я же на эти деньги… Да я же электричками! По сто рублей контролёру… десять электричек, и я дома, в Красноярске! Умоляю Вас, облегчите мою совесть, запишите мой номер телефона! Вы мне позвоните, и я эти деньги на Ваш номер положу, когда до дома доберусь.» Я внесла номер в свой мобильник, хотела тут же позвонить, но – увы! – его телефон окончательно разрядился… А Владимир убрал деньги и нерешительно спросил: «Скажите, а как здесь люди отнесутся к тому, что я сяду во дворе на скамейку и всё, что Вы мне дали, сожру?» «Ешьте на здоровье! – рассмеялась я. – Никто Вас прогонять не будет. И – удачной дороги!»
Я не знаю, пришлёт ли мне Владимир деньги. Если честно, я с ними уже распрощалась, мне их не жаль. Да и не в них дело. После этого случая я задумалась над тем, что с нами сделало наше время… Мы перестали доверять людям! Попавшему в передрягу человеку никто не одолжил ни денег, ни гитары – ему не поверили. Его почти никто не согласился подвезти, и не потому, что людям жалко своей машины, нет, – страшно. Страшно посадить к себе в автомобиль незнакомого человека. Я не пригласила его домой, потому что тоже – страшно! Я не имею права так рисковать!

 А ведь в пору моей молодости, лет 25-30 назад, таких мыслей просто даже и не возникло бы…

28.10.2016

Прошло три дня. Сегодня я хотела было позвонить Владимиру, но передумала и удалила его номер из телефона. Почему? Страшно. Страшно оказаться жертвой своей всё ещё живой веры в людей...

31.10.2016.