Рембо

Янис Гриммс
                Тане -
                звезде первой величины в созвездии СНЫ КАРИАТИДЫ
                http://www.stihi.ru/avtor/vtoraiajizn

1.
Запахи, звуки, цвета
слиты в волшебной стихии
слов и волнительных снов
пьяных во сне кораблей.


2.
Бедное эго – оно
словно под царственным ногтем
вошь, испустившая дух…* –
так обошёлся он с ним.


3.
Гений метафоры, он,
маг с золотыми мозгами,
вдруг ополчился, бунтарь,
против поэта в себе.

Золота восемь кг
в пояс зашил…**  Этот пояс
впятеро превосходил
вес истощённых мозгов.


4.
Лето в аду проведя,
он распрощался с поэтом –
с гением юным своим,
с лучшим из всех его «я».


A propos (1). –
К вопросу об адском наваждении

«Одно лето в аду» – единственная  книга  Артюра Рембо, изданная при его жизни в 1873 г. Из тиража в 500 экземпляров не был продан ни один. Лирический герой этой фантасмагории – предтеча ницшеанского Заратустры, ставшего культовым героем эпохи. Первый, в отличие от второго, – на стадии преодоления своих комплексов представителя «низшей расы». За десять лет до явления миру Заратустры Рембо писал:

«Возвращенье языческой крови… От начала времен я низшая раса… В путь! Движенье, тяжелая ноша, пустыня, гнев и тоска… Кому служить? Какому зверю молиться?... Чьи сердца разбивать я буду?.. По чьей крови мне придётся ступать?.. Я проглотил изрядную порцию яда… Это – ад, вечная мука! Взгляните: поднимается пламя!.. Ах, вот что! Часы жизни остановились. Я – вне этого мира… Иисус шагает по багряным колючим кустарникам, и они не гнутся. Иисус шагал по рассерженным водам… Я сорву покровы с любой тайны, будь то религия или природа, смерть, рождение, грядущее, прошлое, космогония, небытие. Я – маэстро по части фантасмагорий… Всеми талантами я обладаю! – Здесь нет никого, и кто-то здесь есть: мои сокровища я не хотел бы расточать понапрасну. Хотите негритянских песен или плясок гурий? Хотите, чтобы я исчез?.. Хотите, золото стану делать?..»

И ещё о золоте, которое для рембовского героя, в отличие от ницшеанского, стало навязчивым мотивом:

«Я вернусь с железными мускулами, с тёмною кожей и яростными глазами: глядя на эту маску, меня сочтут за представителя сильной расы. У меня будет золото: я стану праздным и грубым…»

И – невероятная, на грани дьявольской, прозорливость насчёт собственной, не столь уж счастливой, как виделось в года голубые, судьбы:

«…Женщины заботятся о свирепых калеках, возвратившихся из тропических стран».


A propos (2). –
К вопросу об адских муках

Последние месяцы своей жизни Рембо провёл в страшных мучениях, с ампутированной ногой, изводя жалобами ухаживавшую за ним младшую сестру Изабеллу.


A propos (3). – 10 ноября 1891 г.

Вышла в свет первая книга стихов,
                «Реликварий»,
                но в муках
умер несчастный поэт,
                автор её, в тот же день.



A propos (4). – Цитируя книгу Ж.Карре «Побеждённый»

«Прохожие с удивлением останавливались, глядя на странную процессию: кто этот покойник, забытый всеми друзьями и близкими? Только две женщины в чёрном молча следовали за погребальной колесницей: мать и сестра».

*Ср.: «Под ногтем царственным раздавленная вошь...» (Артюр Рембо / Искательницы вшей. Перевод  Б.Лифшица).
**Злые языки говорили, что бедствовавший в юности поэт разбогател в Африке, промышляя работорговлей, но фактами этот слух не подтвержден.