Памятники святому Владимиру

Наталия Веденеева
Перед нами (см. иллюстрацию) три памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

1. Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Один из неофициальных символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы).

2. Памятник князю Владимиру во Владимире.  Появление скульптуры было приурочено к 1000-летию со дня смерти крестителя Руси. По соседству с памятником планируется возвести храм, посвящённый князю. Своё благословение на строительство храма дал лично Патриарх Кирилл во время своего визита во Владимир в сентябре 2014 года. Торжественное открытие состоялось 29 августа 2015 г. в рамках празднования дня города Владимира. Авторы памятника, московские скульпторы Пётр Панченко и Алексей Крайнов, художник Евгений Баранов.

3. Памятник Владимиру Великому — монументальное сооружение, установленное на Боровицкой площади в Москве по инициативе Российского военно-исторического общества и правительства города. Церемония открытия состоялась 4 ноября 2016 года.
Является одним из крупнейших памятников на территории России. Его возведение, наравне с другими строительными работами в охранной зоне Московского Кремля и на его территории, ставит Кремль под угрозу исключения из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

О планах установить в Москве ко Дню народного единства 4 ноября 2015 года памятник князю Владимиру Святославичу, приуроченный к тысячелетию со дня его кончины, стало известно в начале 2015 года. 11 февраля 2015 года Российское военно-историческое общество обнародовало информацию о том, что оно провело конкурс, на который было представлено 10 проектов — комиссия во главе с архимандритом Тихоном тайным голосованием остановила свой выбор на одном из двух проектов мастерской народного художника РФ Салавата Щербакова (архитектор Василий Данилов).

Церемония открытия монумента состоялась в День народного единства 4 ноября 2016 года. На церемонии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, члены Правительства, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства. Памятник освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

**

А теперь просто рассмотрим все три памятника на предмет соответствия, так сказать, исторической правде.

Что бросается сразу в глаза, и на что прошу обратить особое внимание: это КРЕСТ, который держит князь.

В первом и третьем варианте перед нами ЛАТИНСКИЙ крест! А вот, во втором варианте – крест НАСТОЯЩИЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ!

Вспомним легенду «выбора веры» князем Владимиром, там ясно указано на то, что князь отверг латинскую веру, а также, мусульманскую и иудейскую, остановившись на ПРАВОСЛАВИИ, то есть, на вере «греческой», главной особенностью которой был ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ крест.

Поэтому, только второй вариант можно считать в этой части достоверным.

Памятник, поставленный в Киеве в 1853-м году, относится к периоду «безпатриаршества», когда делами церкви заведовал Священный Синод. Поэтому, становится понятным отступление от канонического изображения князя Владимира, держащего в руке латинский крест. Формализм, допущенный Синодом, говорит о тяготении русской Церкви того времени к западным образцам. Возможно, это было продиктовано компромиссными соображениями в отношении униатов, составлявших большую часть населения Малороссии.

Вопрос: почему же сейчас, при восстановленном патриаршестве, при живущем и здравствующем патриархе, опять нам являют статую Владимира с латинским крестом? Что это? Невежество РПЦ или снова знак компромисса в отношении украинской церковной власти?

Нельзя не отметить и странного облачения князя… Если в первом и втором вариантах он предстаёт в традиционно княжеской одежде, то в третьем – на князе развевающийся балахон, похожий на одежду монаха. Левая рука князя почему-то сжимает меч – жест довольно нелеп: уж если меч в ножнах, он должен висеть на поясе (как во втором варианте), но князь держит его почему-то за ножны, а рукоять торчит свободно, в виде другого креста, уже помельче. И эта двойственность крестов весьма озадачивает…

В первом варианте князь стоит с непокрытой головой и его взор обращён к Небу. Левой рукой он держит шапку. И такая поза отвечает его статусу апостола. Во втором варианте образ князя скопирован с иконы, он предстаёт в виде царя земного (в короне), но поднимает над головой православный крест. И такая поза тоже соответствует апостольской. А теперь посмотрите на третий вариант. Князь в шапке и держится правой рукой за латинский крест, а левой за меч, как за палку. Довольно нелепая фигура, в нелепом облачении и странной позе. И невольно напрашивается вывод: или патриарх у нас не сведущ в делах канонических, или… тяп-ляп, и так сойдёт?

Не знаю, в чём состоит политическая цель возведения этой нелепой фигуры… Подчеркнуть преемственность власти Москвы от Киева? Но это лишь часть нашей истории. На самом деле, истоки Русской государственности кроются не в Киеве. Киев – это лишь «перевалочный пункт». Давайте вспомним, как всё было в действительности. Не знаю, что на сей счёт говорят учебники истории, а вот что говорит сама история.

**

Столицы Руси представляли из себя резиденции великих русских князей, но официального статуса столицы не имели.

Ладога (862-864 гг.)
Ладога многими историками считается первой столицей Древней Руси. Согласно «Повести временных лет» Рюрик осел в Ладоге и правил там с 862 по 864 года, пока не перебрался в Новгород.

Новгород (864-882 гг.)
Главенство Новгорода над остальными русскими землями в тот период подтверждают даже арабские летописцы. После смерти Рюрика в 879 году, великим князем стал Олег и правил там еще три года, после чего захватил Киев, и перенес столицу туда. После этого Новгород оставался вторым по значимости среди городов русских.

Киев (882-1243 гг.).
После принятия христианства Владимиром Великим Киев стал не только резиденцией князя, но и русского митрополита. Именно в это время на Руси начинает формироваться понятие «столицы» - стольный град, первопрестольный. Олег же назвал Киев «матерью городов русских». Мать городов – это дословный перевод греческой «метрополии», и по сути означает столицу. Так Олег сравнил Киев с Константинополем. Киевские князья стали получать титул «всея Руси», а позже это титул перешел и к великим князьям владимирским и московским.
В 1240 году Киев был разрушен Ордой, и борьба за него прекратилась. Старейшими стали великий князь владимирский Ярослав Всеволодович и Александр Невский. Киев перешел к ним, но столицей стал Владимир, а Киев надолго превратился в провинцию.

Владимир (1243-1389 гг.).
Владимир был основан Владимиром Мономахом в 1108 году. Андрей Боголюбский отстраивал Владимир по образцу Киева. Стал считаться столицей Руси официально в 1243 году, хотя фактически это произошло раньше. К концу XIV века московское и владимирское княжества практически слились и во Владимире стали править московские князья. Василий I стал последним князем, прошедшим коронацию во Владимире, а его сын Василий II уже был коронован в Москве, куда за ним переехала и столица. Владимир же окончательно превратился в провинциальный город.

Москва (1389-1712 гг.).
В правление Ивана III и Василия III завершилось объединение Руси со столицей в Москве. Иван III стал тогда первым суверенным главой, когда отказался подчиняться хану Орды. Преемником великого князя московского Ивана III стал Иван IV, который в 1547 году принял царский титул и стал Иваном Грозным, который завершил формирование суверенитета Государства Российского.
На Иване III заканчивается история князей и государства Руси, и начинается история Русского царства, а затем – Российской империи.

**

Таким образом, памятник святому равноапостольному князю Владимиру не может являться политико-государственным. По логике, этот памятник – чисто церковный, дань  русского христианства своему «крестителю», и только. И если подобный памятник в Киеве формально имеет право на существование, то памятник в Москве – это бутафорская нелепость, приблизительно такая же, как и памятник Петру Первому на берегу Москвы-реки.

Ну что ж… Вот так президент Путин отметил свой след в истории, возведя монумент своему духовному покровителю. На свой «аршин», так сказать…

PS

У меня задача очень простая! Обратить внимание на то, что наши духовные иерархи, вкупе с земными властями, на данном историческом этапе - совершенно невежественны, и творят то, что им подсказывает их "левая нога".

Если уж я (обычная "кухарка") вижу несуразицы, то значит, дело подошло к самому краю...

Перед нами - три памятника, три взгляда, три этапа: начала веры, развития веры и упадка веры. Но все три свидетельства - глубоко невежественны и убоги. И становится стыдно, глядя на эту помпезную бездарщину.

Касательно 3-го варианта, последнего памятника, это факт отступления от всех канонов и понятий - исторических и духовных.

1. Апостол Православия должен опираться на архиерейский жезл, а не на меч.
2. Апостол Православия должен держать в руке Православный (восьмиконечный) крест.
3. Апостол Православия должен стоять с НЕПОКРЫТОЙ головой, в знак открытости духа перед Богом. И только если апостолом является представитель государственной власти (царь или князь), он может быть изображён в титульном венце (короне), как символе преемственности Божественной власти.
4. Апостол Православия, князь Владимир - не монах, он венценосный глава Русского государства. И его облачение должно соответствовать его статусу.

Теперь смотрим на 3-й памятник. Крест - не тот. Вместо жезла - меч (князь держит меч висящим в воздухе, а он должен ОПИРАТЬСЯ на жезл). На голове князя - шапка (отдалённо напоминающая шапку Мономаха), простой, бытовой атрибут. А тем временем, апостол должен быть образцом для подражания для всех христиан. И в этом смысле, в 1-м варианте князь стоит с непокрытой головой - это самый верный образ, потому что православный христианин всегда обнажает голову перед Богом. И наконец, хламида, в которой предстаёт князь в 3-м варианте, это что-то, напоминающее языческое одеяние - смесь туники с монашеским иезуитским плащом (вспомним плащ Дарт Вейдера из "Звёздных войн").

И все эти ляпы - образец нашей постмодернистской эпохи, образец невежества и безвкусия.

**