По конкурсу Эпитет, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/09/26/9489 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/11/10/8154 - Итоги конкурса

Для меня серия Тропы, и в частности 1 тур этой серии - "Эпитет", оказались чрезвычайно интересным и очень полезным. В ходе подготовки к нему, а особенно в процессе приема заявок и чтения принятых произведений я узнала много того, на что прежде особо не обращала внимания. Всем, что я открыла для себя, охотно поделюсь, пусть даже для некоторых наших великих мастеров поэзии что-то  здесь изложенное покажется очевидностью.

Итак, ТРОП - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Умелое применение в стихах тропов превращает зарифмованную информацию в поэзию. Троп - это то художественное средство,  которое весьма полезно  для написания литературной прозы, но просто жизненно необходимо для поэзии, потому что именно в ней  - особый (поэтический) язык, позволяющий  сколько  СОЗДАТЬ ОБРАЗ и  передать ощущение от предмета или человека - всё то, что явно не сказано автором.  В этой особенности речи стихов их главное отличие от языка информативной  прозы - именно в ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ, а вовсе не в одной только рифмовке строк и даже не в ритмике, хотя и рифмовка, и ритм - очень важные для поэзии средства исполнения.

Разные  специалисты - филологи и лингвисты, описали великое множество разных тропов, которые в чем-то смыкаются, пересекаясь друг с другом, более того, некоторые тропы могут быть составными частями других - более сложных тропов. Так например, эпитет очень часто является составной частью метафоры или сравнения, а троп сравнения очень легко спутать с другими тропами, потому что ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ВСЯКИЙ ТРОП- по смыслу сравнение чего-то с чем-то... Вступать в спор по определению названия тропа - занятие пустое, нам в нашей конкурсной серии необходимо прежде всего разобраться с базовыми понятиями - с типичными конструкциями каждого тропа, на которых строятся наши стихотворения и не путать их с другими. А для этого, как минимум, полезно почитать сопроводительную статью, рекомендованную для каждого тура серии "Тропы". Их ссылка (ссылки) всегда стоит в объявлении о приеме произведений на конкурс.

Самое простое - не всегда самое используемое. Количество заглянувших (явно или анонимно) в рекомендуемую статью (а я всегда интересуюсь этой информацией!) в разы меньше числа участников конкурса. Допускаю, что виной тому мое неумение толково излагать теорию, отчего авторы предпочли собственные источники информации о тропах, но, видимо, и там им не повезло: при подаче заявки мало кто понял, на что нужно обратить внимание при выборе стихов на конкурс.  Мы ведь как привыкли: если стихи наши удались и даже победили где-то на других конкурсах, значит "прокатит" и тут - лишняя победа не помешает! А что касается эпитетов, которые я зачем-то просила в тексте выделить заглавными буквами - так вот же они - краса на красе, не речь - а сказка, журчит словно реченька, вся в образах!

Сознаюсь: я немного слукавила:  просьба выделить эпитеты мне нужна была с единственной целью - привлечь внимание автора к пониманию, сколько и каких именно эпитетов  у него есть  в выбранных им стихах и  будут ли они конкурентоспособны, если выбор лучших стихов в данном конкурсе  в первую очередь определяется качеством эпитетов и мастерством их использования в поэзии. Причем, не тропов вообще (тропы - это здорово!), а именно эпитетов!

Сразу выяснилось, что одни авторы  вообще не представляют, что именно им нужно выделить в тексте, другие выделили всякие тропы, в которые чисто случайно попали и эпитеты тоже, третьи спутали эпитеты с информацией о предмете, выраженной в предложении определением. Были и такие, у которых в предлагаемом стихотворении после удаления ошибочного выделения ВООБЩЕ не оказалось ни одного эпитета (с чем же побеждать???) Абсолютно правильно выделили эпитеты не более 10 процентов участников.

Чтобы не морочить голову команде Жюри, я убрала из пакета все выделения  эпитетов, произведенные участниками, и сделала их сама. Это оказалось непростой задачей. Более того, я тоже кое-где ошиблась: некоторые из эпитетов  пропустила, а иные при более внимательном рассмотрении было бы правильнее отнести к другим тропам - к сравнению, олицетворению, метафоре, какие-то были скорее информацией о предмете, чем его художественным образом!  При этом многие, абсолютно законно выделенные эпитеты были настолько банальны и часто используемы, что автор вряд ли мог  рассчитывать на успех, предлагая их на конкурс!

Догадывались ли об этих трудностях авторы? Мне кажется, в большинстве своем, нет. Стихи на конкурс отбирались по критерию "удачные" и "уже побеждавшие", но никак не по качеству эпитетов, поэтому большинство номинантов 1 тура - скорее  случайное попадание в задание, чем продуманность. )))

Еще раз разберемся, что такое Эпитет.

(Можно не разбираться: все сказанное далее уже  есть в предварительной статье, но ее не читали, как, впрочем, не прочтут и эту статью тоже, но я продолжаю надеяться - вода камень точит...)

Выделю (по-простому!) три приметы эпитета:

1. Отвечает на вопрос - КАКОЙ?
2. Указанное качество - ПЕРЕНОСНЫЙ смысл, а не буквальный.
3. Это ОБРАЗНОЕ определение. Определяет индивидуальное, самое характерное     качество чего-либо, а не просто информирует.

Сразу же натыкаемся на  разные сложности. Одно и то же слово в стихах иногда может быть эпитетом, а иногда -  не быть. Иногда  какое-то определение  - не эпитет, хотя и троп (только другого вида), иногда - не троп вообще, а просто информация, а иногда - это эпитет, хотя и  составная  часть, входящая в другой троп. Запутаться легко, есть и о чем поспорить и обсудить, и в каждом отдельном случае  надо разбираться конкретно, чем мы и займемся ниже на примерах.

Но в любом случае главное - не как назвать, а как использовать эпитет в стихах, как привлечь наше собственное внимание к сознательному включению эпитетов в наши стихи взамен столь любимых нами притяжательных, ложащихся в ритм ("свой", "мой", "твой" - по десятку раз на стихи!) или к поиску эпитетов не просто красивых и редких (заполняющих строку и украшающих), а СОЗДАЮЩИХ конкретный образ - работающих на содержание, а не на набор очков по оригинальности украшений!

Сразу скажу - это непросто. Доказательством этому - статьи с разбором тропов Анны Ахматовой и Марины  Цветаевой - у них нет ни одного случайного тропа, все - способы рассказать о чем-то, а не украсить что-то формально. Искать такие тропы  очень непросто, но очень интересно и полезно. Куда полезнее для нас, Чайников, чем написание любых игровых форм с заданной рифмовкой или видом АКРО.

Как приучить  себя к использованию умных тропов? Учиться у классиков. Причем, поэтов - читать, а обучаться практически - у прозаиков: в качестве тренировки техники вдумчиво перелагать на стихи  их небольшие отрывки с описаниями чего-либо или кого-либо - это великолепная ШКОЛА мастерства.

(Для этого на ТМА постоянно действует Литературная конкурсная серия "Русские классики" - приглашаю !!!)

А теперь вернемся к нашим баранам - к  разбору стихов 1 тура. Постараюсь показать вам как можно больше стихов участников 1 тура (не только номинированных судьями!), но для сокращения объема статьи иногда буду давать только фрагмент стихотворения - тот, где есть эпитет. Причем в этот раз все стихи оцениваю не  в целом, а только с точки зрения качества эпитетов.

Комментарии даны не ко всем стихам участников (затруднительно разобрать все 75 принятых произведений!)

Номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами выделяю в тексте ТРОПЫ ВИДА ЭПИТЕТ(только эпитет, а не слово, которое он определяет)

***************************************************

2. Осеннее. Елена Графская 2 (фрагмент)

ОПРОКИНУТЫЕ лица
        в безразличности дождя,
отдыхает жёлтый листик 
        на залысине вождя.
Разрубинились рябины -
        маникюр БОСЫХ ветвей,
зацепились паутины
        хмуротучием бровей.

"Опрокинутые лица " - создает образ настроения попавших под дождь, а "босые ветви" интересны с точки зрения поддержания  более полного образа - ягоды рябины как  маникюр босых ветвей.

3. Капельное. Леди Дождик

Мерцают сосульки – замёрзшие слёзы зимы –
И солнечный свет отражают АЛМАЗНЫМИ гранями.
Украсил апрель полосой ЛЕДЯНОЙ бахромы
Карнизы подъездов, балконов, окошек с геранями.

Мой город, мечтая о солнце, промок и продрог,
Конечно, от долгой зимы бесконечно устали мы:
От серых снегов, темноты и от скользких дорог.
Шумят воробьи, собираясь ВЕСЁЛЫМИ стаями –

Кричат о весне, обещая тепло и капель,
Смеются над нами, что ходим, шарфами укутаны.
Но в парке cтряхнула заснеженный шлейф карусель
И почки деревьев сидят СО ЩЕКАМИ НАДУТЫМИ.

КОКЕТКА-ольха примеряет над лужей серьгу,
Завидует вербе, НОСЯЩЕЙ НА ВЕТКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ.
Капель вышивает своё «ришелье» на снегу,
Но тают под солнцем остатки февральского кружева.

Понравилось "почки ... со щеками надутыми" и "верба, носящая на ветках жемчужины"

5. Гроза. Любовь Левитина

Яркой ломаной линией тёмная высь исковеркана,
жёлтозубо оскалились ЗЛЫЕ ОПАСНЫЕ сумерки.
беспокойного смутного сна искривлённое зеркало
не впускает твоё отражение - может быть, умер ты?
В подсознании время стоит заболоченной заводью,
стиснув сердце, беснуются СТРАННЫЕ ЧЁРНЫЕ ангелы,
и не верится в новый рассвет, предначертанный загодя
БЛЕДНЫМ клёнам, что кружатся в СУМРАЧНОМ танце - не танго ли?
Две грозы, что внутри и снаружи - меж ними и шага нет -
оболочку незримую рвут и сливаются заревом.
НЕПРИСТУПНЫЕ тучи висят над землёй аю-дагами,
извергаются ливнем и шепчут знакомое, заново:
"Что ты мечешься, дурень, и плачешь, и молишь, и каешься?
Ты своё получил по заслугам, так что ещё? Что ещё?"
БЕЗЗАЩИТНО ДРОЖАЩУЮ душу лишают пристанища,
заливают дождём твой титаник, БЕЗВРЕМЕННО ТОНУЩИЙ.

Удачный эпитет: "беззащитно дрожащую душу"

9. Акварельные фантазии. Реджина 80               

ЛЕССИРУЮЩИЙ март берёт с собой  этюдник,
и с таянья снегов начнет весны разбег. 
Луч солнца заглянул в сиреневый багульник.
Согрелся дряхлый пень и выпустил  побег.
 
Весна идет, надев кокетливо беретик, 
вакциной  от тоски  полмира  исцелив.
А вешний ветерок несет тепла букетик,
тюльпановой пыльцой  букашек  накормив. 

По улицам весна работает на славу,
палитрой, не скупясь, раскрасит парки в цвет.
По мокрой акварель играет снегом талым, 
штрихом пурпура вновь скользит по иве свет.
 
Дыханием весны оттаял старый домик.
Он сказочно красив – апрельский макияж.
Дождался детвору дождем УМЫТЫЙ дворик,
оставив по краям из льдинок резерваж.

Семь красок у весны, и каждая прекрасно
напишет на земле роман свой с ручейком.
зелёный малахит без лакового глянца
в серёжках у осин  трепещет за окном.            

Привычно взяв мольберт, индиго, охру, красный,
идет встречать весну  сосед акварелист.
И кистью по сухой, подсушивая краски,
пронесся с ветерком лихой мотоциклист

В стихах много специальных терминов, понятных тем, кто учился живописи - именно терминов, а не эпитетов, так как они использованы в прямом, а не в переносном смысле, хотя и входят в состав тропов. Непосредственно эпитетов здесь очень мало. Достоинством стихов служит единая система образов (в данном случае - олицетворение природы с  художником), которая проходит по всему стихотворению. Стихи имели бы бОльший успех в теме "олицетворение", а не "эпитет".

10. Комната. Любовь Голейчук Коэн Белл (фрагмент)

Ты НЕБЕСНУЮ твердь в ТЁМНЫЙ цвет перекрасил,
И обеих медведиц кормлю я с ладоней...
А сейчас мы войдём в этот дом. Он прекрасен.
Посмотри, как в ПРЕДСМЕРТНОМ движеньи балконы
Наклонились к земле, словно просят пощады.
Но не сбудутся эти СЛЕПЫЕ надежды.
Наши окна в потресканных рамах дощатых
Хороши ослепительно. Только невежда
Не поймёт глубины, не нащупает смысла
В их РАССЕЯННОМ взгляде. Как хочется чаю!
Ты снимаешь с меня руки, рифмы и мысли
Я же тихо и дерзко тебя облучаю.

Ты боишься? На плечи накинь от ожогов
ЗВЁЗДНЫЙ плащ или рыжую пыль штукатурки.
На НЕВИДИМЫХ волнах танцует пирога -
Наша комната. И МИЛЛИОННОГО тура
Круговое движенье рождает усталость.
И не в такт СОННОЙ речи дрожит занавеска.
Разрушение зданий - ЗАБАВНАЯ малость,
Лишь бы были слова притягательно вески.

Интересные эпитеты: "предсмертное движение балконов" и "рассеянный взгляд окон"

11. Грустью немолодой. Екатерина Падукова  (фрагмент)

Грустью НЕМОЛОДОЙ – 
Осень в мою ладонь…
Хочешь, забудь – утрой 
Боль мою… ЛЕДЯНОЙ
Мимо пройду, не тронь –
Тронешь, растаю…

Струйкою дождевой, 
ПЬЯНОЙ водой, листвой
Осень – в моё вино… 
Хочешь, забуду… но
Не оглянись – с собой
Не совладаю…

Интересное звучание, интересные эпитеты "пройду мимо ЛЕДЯНОЙ" и "ПЬЯНОЙ водой".

12. Умиро(рас)творение. Андрис Сайнио 

Когда под вечер город с первым снегом
Укутывался белым одеялом,
ЛЕНИВАЯ РАЗМЕРЕННАЯ нега
Рассудок мой умиро(рас)творяла.

ПУШИСТО-МНОГОКРЫЛЫЕ снежинки
Слетались к окнам в полутемном зале.
Ложась на стекла, крохотные льдинки,
неслышно растворяясь, исчезали.

Они беззвучно, тихо умирали,
Даря природе умиротворенье.
Казалось, в этой ЛАСКОВОЙ печали
Был акт любви и самоотреченья.

Оригинально обыграно нововведение " умиро(рас)творяла", а по части эпитетов понравился эпитет "пушисто-многокрылые снежинки"

15. Потаённое небо… Владимир Сорочкин 

ПОТАЁННОЕ небо вишнёвого цвета
Разольёт осторожно – волна за волной –
Тёплый чай УТОНУВШЕГО В ЗЕЛЕНИ лета –
Терракотовый, терпкий, ТУГОЙ, травяной.

Что за тени толпятся за нами, пугая?..
Ничего ты не скроешь: таи – не таи...
Как горьки на БЕСПЕЧНЫХ губах, обжигая,
РОДНИКОВЫЕ, ГЛУПЫЕ слёзы твои.

Улыбнись! – и не будь так строга и предвзята. –
Уходя, я навек забираю с собой
Глаз БЕСЦЕННЫХ твоих АКВАРЕЛЬНУЮ мяту,
смолянистый чабрец, золотой зверобой.       

Последняя фраза - метафора, где "смолянистый и золотой" - скорее информация о траве, а вот акварельная мята - эпитет, только несколько надуманный: почему автор так назвал мяту? Красиво, но непонятно... Зато понравились создающие образ персонажа эпитеты "беспечные губы" и "родниковые, глупые слёзы". Еще удачно  использован эпитет "тугой" о вкусе чая, все прочие определения чая - в буквальном значении, а значит,  не эпитеты.      

17. Дождливое. Виктор Колесников 6   

Дожди соединили небо с нами,
И нас в себя вобрали берега.
И ВЛАЖНЫМИ БЕЗДОННЫМИ очами
Смотрело небо в мокрые луга.

И всё плыло, и всё слегка качалось.
И плеск был мерным, словно плеск весла.
И никогда, казалось, не кончалась
ПЛАКУЧАЯ сиреневая мгла.

И стала твердь пучиной ВАТНЫХ облак,
В которых нет ни вех, ни глубины.
И были мы, как мухи между стёкол,
Обречены.

Понравилась "пучина ВАТНЫХ облак"

18.Д емон и Ангел. Селена Ка 

Снег РАССЫПЧАТЫЙ лилий белей. Ангел  мертв, и поломаны крылья.
В тишине  оголённых полей Демон  шепчет слова от бессилья:
«Опоздал, не успел, не сберёг!  Это хуже проклятья  и кары.
Где же был твой возлюбленный  Бог? Он смотрел, как ты билась о скалы.
Мне  бы близко  к тебе, да нельзя. Мне б дыханьем коснуться едва лишь.
Заглянуть в НЕЗЕМНЫЕ  глаза, что  как солнце без ТУСКЛОЙ печали.
Мне бы тенью твоей  на века, невидимкою  стать, лишь бы рядом…
Твоё сердце нежнее цветка, а  моё – червоточина с ядом.
Я бы мог  свою душу отдать, да, как сажа, темна  сердцевина.
Кто  я? Демон. Почти Сатана. Грех сполна осквернил моё имя.   
Я не чувствую боли и слёз. Только что-то в груди замирает…
Мёрзнут ландыши в прядях волос – не жалеет их мгла ГОЛУБАЯ.
Твои губы  –  как розы во льдах, а душа –  как НЕМАЯ  лампада.
Не проснёшься уже никогда.  Смерть коварнее рая и ада.
Я тебе не успею сказать, что и ТЁМНАЯ сила – живая,
Словно ночь, что нужна небесам…
Но она никого не спасает».

Больше всего понравилась "тусклая печаль" - создает образ состояния души, а вот "немая лампада" - не радует: лампада обычно и так не издает звуков, в чем тут смысл этого словосочетания? Рассыпчатый снег? Если это образный переносный смысл - то в чём он? Скорее вставка для заполнения строки. Остальные эпитеты - часто используемы.

19. Осенняя грусть. Галина Шестакова 4

Оттенками алой опавшей листвы
Прикрылась земля, словно шалью.
Последние отблески лета, увы...
Окутаны сном и печалью.

В лесу тишина. Уж дыханье зимы
Окрасило купол ЛАЗУРНЫЙ.
Застыли ЯНТАРНЫЕ слёзы сосны
От грусти-тоски БЕСПРОБУДНОЙ.

А в храме лесном на ТУМАННЫЙ алтарь
Под звук СЕРЕБРИСТЫХ дождинок
Сочится сквозь тучи ЛИЛОВАЯ хмарь,
Да ягоды сыплет рябина.

Стихи хорошие, а эпитеты слабые, известные. Разве что "серебристые дождинки" - свежий эпитет.

20. Утро осеннее. Альмира Камалова 

Утро осеннее - с грустью повенчано,
Серым туманом печально окутано.
Ветви берёзы безжалостно спутаны
Ветром НАПОРИСТЫМ, В ЗЛОБЕ ЗАМЕЧЕННЫМ.

Тучи ТЯЖЁЛЫЕ низко над городом
Виснут КОСМАТЫЕ И КРУТОБОКИЕ,
Солнце закрыли собой ЗЛАТООКОЕ,
Кружат пугающе, СУМРАЧНЫМ вороном.

Гром разразится и вспорет без жалости
Чёрные тучи кинжалом из пламени.
Ливнем прольются над городом КАМЕННЫМ -
Сморщится небо, как будто от старости.

Тоже достаточно ожидаемые эпитеты, лучший из всех  -"златоокое солнце" и "тучи косматые и крутобокие".

22. Простолюдинка. Ольга Альтовская

Говорил, не глубокая, ПЛОСКАЯ
У меня, мол, поэзия стала.
Приводил мне в пример Маяковского.
Ну а я возражала устало:
Маяковский - МАЯК, ЭТАЛОН. а я -
МАЯЧОК ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ, ибо
Не поэт, а ПОЭТКА САЛОННАЯ.
И по силе сравнится ли с глыбой
АКВАРЕЛЬНО-СИРОПНОЕ детище:
Полотно - и смешная картинка?
Он - поэт. МОНУМЕНТ. Человечище.
Я – посредственность. Просто-людинка.
Льдинки слов разбивались и таяли,
Были недостижимы высоты,
Улетали желания стаями,
И тоска заполняла пустоты.
И кружились вороны над кронами,
Будто прятали вечер в кулисе.
И глядели глазами ЗЕЛЁНЫМИ
Вглубь меня ГОЛУБИНЫЕ выси.

Стихи под Маяковского, хотя и со своим сюжетом. Эпитеты - сказуемые, выраженные существительным:  "я- поэтка салонная, маячок, просто-людинка (!!!)", "Маяковский - монумент, человечище." Понравилось и "акварельно-сиропное детище".  Еще хочу обратить внимание на эпитет "глаза зеленые" - здесь это именно эпитет, а не информация о цвете, т.к. этим цветом "глаз" создается образ крон деревьев, сквозь которые видны "голубиные выси" - тоже удачное определение чего-то более возвышенного, чем "кружащиеся вороны".

24. Река жизни. Соэль Карцев (фрагмент)

Вернёшься ты из этой долгой муки,
Меж небом и землёй!
Растопит луч ЛИТЫЕ льды разлуки —
БЕЗЖАЛОСТНОЙ зимой.

Опять подражание, только теперь уже - форме стихов  Цветаевой. Я бы особо  выделила здесь образующий образ эпитет "ЛИТЫЕ льды  разлуки" (разлука - леденит, но она - продукт  деятельности  человека  -литья).

25. Утренняя импрессия. Анна Сабаева               

Узкие улочки древнего города
Напоминали большой лабиринт.
Запахи свежего хлеба и солода,
Трав свежескошенных, МЯТНОГО холода
Смешивались, будто МЕДЛЕННЫЙ винт               
Утренний воздух слоями прокручивал,
Гневно хрипел и натужно кряхтел.

И от усилий гиганта могучего
В нос забирались потоки КОЛЮЧЕГО
ТЕРПКОГО воздуха, словно горел
Лес - там, где заросли рощи оливковой,
Где колобродит от ветра трава,
От паутины касания ЛИПКОГО
Освобождаясь движением гибкого
Стана на кромке глубокого рва...

Стихи очень понравились и авторскими эпитетами, и единством образов (последовательное сравнение города и пейзажа с механическими устройствами). Помешало номинировать и испортило впечатление выражение "будто МЕДЛЕННЫЙ винт утренний воздух слоями прокручивал" Что это за медленнЫЙ винт? Другое дело, если бы заменить на "медленНО винт .... воздух ...прокручивал".  Из удачных эпитетов - "мятный холод" и "липкое касание"

28. Опять с небес, где звёзды и орлы... Василий Толстоус (фрагмент)

Опять с небес, где звёзды и орлы,
в закатный час, к исходу воскресенья, 
слетел октябрьский вечер и поплыл      
над городом, над улицей осенней.
По-летнему ЛЕНИВЫЕ ветра
несли ТЕПЛА НЕВИДИМУЮ россыпь –
туда, где стайкой мчалась детвора,   
отряд лихих разбойников КУРНОСЫХ.
.........................................

Стихи хорошие, а эпитетов по тексту очень мало. Из тех,   что есть, наиболее понравились только "разбойник курносый" и "тепла невидимая россыпь".

31. Волна. Борис Поляков 2   

Вoт  и  схлынула  вoлна,
мoй  дружoк  СТЕПЕННЫЙ,
облепив  меня  спoлна
мусoром  и  пенoй.

Нo  всё  чаще  снится  мне,
мoй  дружoк  НЕСПЕШНЫЙ,
будто  в  той, другoй  вoлне –
глубина  и  нежнoсть.

И  стою  на  берегу,
мoй  дружoк  ЛЮБИМЫЙ,
ту,  другую  стерегу –
а  oна  всё  мимо...

Стихи мастерские, но мне показалось, выбраны они не на тот конкурс. Тропы тут есть, но  они касаются волн, которые в строфах умело обыграны в переносном смысле: относятся к персонажу, а не даны сами по себе. А вот то, что очень условно можно отнести к эпитетам - "друг степенный, неспешный, любимый" - как раз даны  автором не в переносном, а в информативном смысле, более того, они никак не раскрыты содержанием строф, а просто использованы для поддержания рифмы - заполняют строку. Можно сказать, что тропа "эпитет" здесь, как такового, совсем нет.

33. О тебе. Виктория Хлыстунова

Мне с тобой безумно интересно,
И, на редкость, очень сложно жить.               
Ты приходишь музыкой и песней.
Мне с тобою некогда грустить!

Ты МОЯ ОСЕННЯЯ ПРОСТУДА,
Ты ЗАБОЛЕВАНИЕ ДУШИ.
Я не знаю, взялся ты откуда,
Где же, до меня, и как ты жил?

Для меня всегда ты ЭЙФОРИЯ
И сейчас, по правде, говоря
От тебя в груди тахикардия
И, конечно, кругом голова..

Ты МОЯ ХРОНИЧЕСКАЯ РАДОСТЬ,
И моё МОЛЧАНИЕ В НОЧИ.
А ещё ты БОДРОСТЬ, И УСТАЛОСТЬ,
И, конечно, СОЛНЦЕ, ДЛЯ ДУШИ.

Все дело портит неправильное с точки зрения русской речи, построение фразы " И, на редкость, очень сложно жить", из-за которой данные стихи не подлежат номинации. Что касается эпитетов - они интересны (снова являются сказуемым, выраженным существительным) : ты -(какая?) - простуда, заболевание души... эйфория... молчание в ночи и т.п. Сказать, что очень понравилось, не могу, но как пример использования эпитета - интересно. А по содержанию и по стилю речи - мне было мало  одних перечислений качеств персонажа для законченного лирического стихотворения.

34. Золотые дожди сентября. Фрида Полак
 
Осыпается клён придорожный,
Ветер треплет рябиновый куст,
Осень в двери стучит осторожно,
Наделяя смятением чувств.

Дарит кронам янтарь да румяна,
А во взоре блистает огонь.
Лист кленовый письмом долгожданным
Опустился, кружась, на ладонь

И, моим поцелуем согретый,   
Зашумел, как ИГРИВЫЙ прибой,
Возвратив из ушедшего лета
СУМАСБРОДНЫЕ ночи с тобой.

Там, в аллеях цветущего сада,
Отзвучал гармоничный дуэт,
И любовь унесло листопадом,
Превратив наш роман в сухоцвет.

За СЕДЬМЫМИ горами-долами
Скрылось лето, упрятав тепло.
Поразвесив туманы меж нами,
Время пасмурных дней подошло.

Листья шлейфом ложатся на плечи,
Неутешны, как слёзы мои.
Но ПРИГОЖЕЙ красой душу лечат         
Ранней осени яркие дни.

В облаках лебединые стаи
Величальною песней парят,
И палитру земли дополняют
ЗОЛОТЫЕ дожди сентября...

Стихи сами по себе отличные, но для данного конкурса невыигрышные. Эпитеты есть, но они не особо яркие, местами ожидаемые. "Пригожая краса" вообще показалась "маслом масляным", а "за седьмыми горами" (намек на фразеологизм типа "тридевятое царство") заставил усомниться в целесообразности такого новообразования. Самый удачный, на мой взгляд, эпитет - "золотые дожди сентября"

36. Тёплой мыльною водою... Ольга Рачицкая 

КАШЕМИРОВО ПОСЛУШНА
И МОХЕРОВО МЯГКА.
КОЛЫБЕЛЬНО ПРОСТОДУШНА
УТОНЧЕННА, КАК ШЕЛКА

Тёплой мыльною водою...
Не выкручивать, не жать.
Созерцательность покоя,
Чур, ничем не нарушать.

С НЕЖНО-НЕРВНОЮ душою
НЕ ИЗ ДРАПА И СУКНА...
Ты прими меня такою.
Я устала быть одна.

Очень интересные стихи - они остроумно и лаконично построены практически на одних эпитетах и исполнены в единой системе образов: персонаж описывает себя через сравнение с качествами разных тканей. Понравились все эпитеты - авторские и точно выбранные по смыслу.
 
Продолжение следует   (Вопросы, возражения, мнения в отзывах - приветствуются!)