Сентенции философии

Дмитрий Корляков
Сентенции* философии

           «В Писании сказано:
           "Погублю мудрость мудрых,
           и разум разумных отвергну".
           И где тот мудрец? Где тот знаток?
           Где теперь мыслитель этого века?
           Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира?»
           «Если кто считает, что он уже достиг знания,
           он знает ещё не так, как ему следовало бы знать»
                Апостол Павел
                (Первое послание Коринфянам 1:19,20; 8:2).


"Я мыслю, значит существую", —
Провозгласил Рене Декарт, *2
Низвергнув в пропасть вековую
Религии былой стандарт.
Нет смысла больше слепо верить,
Идя по следу миражей.
Всё мОжно опытом измерить, —
Мы мера всяческих вещей! *3
Всё доказать на деле можно,
И даже Бога бытие!
Не так уж вовсе это сложно,
Он нами постижим вполне.
Мы ограничены, казалось,
Но есть о Безграничном мысль
В сознанье где-то нашем, сталось
Её дал Бог — и в этом Смысл.

Чуть позже Оксфордский профессор,
С известным именем Джон Локк, *4
Для философского прогресса
Добавил свой учёный слог.
Он согласился моментально
Что опыт к знанию ведёт,
Но опыт экспериментальный,
Практический во всём подход.
А значит знать о Боге можем
Мы только лишь одну деталь,
(Эксперимент над ней возможен), —
Незримый Бог — это Мораль.
Мораль мы можем соизмерить
Практичным, опытным путём.
В такого бога можно верить,
Был обезличен правда Он…

Затем в развитие событий
Добавил слово Дэвид Юм, — *5
Причинно-следственные нити
Не может объяснить наш ум.
И мысли рационализма
На время выбились из сил,
Но внёс потоки оптимизма
Профессор Кант Эммануил. *6

Не без мудрёных словостранствий
Он сделал вывод, что достичь
Мы можем время и пространство,
И всё, что в них, легко постичь.
Но если Бог вне категорий
Пространственных и временных,
Среди библейских всех историй
Нет истин точных и святых…
И далее без словопрений
Философ Бога удалил
Из всех взаимоотношений,
Чтоб только в разуме Он был.
«Бог есть и этого довольно!» —
Провозгласил Либерализм. *7
На этих умственных раздольях
Родился Высший критицизм… *8

Подвёл мыслителей к Омеге
Познания «первооснов»
Наимудрейший Георг Гегель — *9
Философ всех былых веков.
Ни с кем не споря, не переча,
Он заявил, что Бог создал
Весь этот мир из безупречных
Диалектических начал.
Противоборствующий синтез
К саморазвитию ведёт,
Из тупиковых лабиринтов
Он к высшим сферам переход.
Всё объяснимо, даже войны.
Всё то, что будет вокруг нас
Воспринимать должны спокойно:
Рождение и смерти час.
В конечном счёте всех постигнет
Закономернейший итог —
Всё человечество достигнет
Того, что называем Бог…
         ______________

За всеми этими словами
Мне слышен шёпот сатаны,
О том, что станем мы богами, *10
Ступая Богу вопреки…

17-18.11.2016
________________
* Сентенция — нравоучительное изречение.
*2 Рене Декарт — французский философ и математик (1596-1650). Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма, как универсального метода познания. Среди прочего выдвинул теорию, что человек рождается с врождёнными идеями. Раз у ограниченного человека есть идея о безграничном Боге, значит эту идею ему вложил Бог, следовательно Бог есть.
*3 Декарт соглашался с Протагором, сказавшим, что человек есть мера всех вещей.
*4 Джон Локк — английский философ и педагог (1632-1704). Вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что у человека нет врождённых понятий, но все они приобретаются опытом.
*5 Дэвид Юм — шотландский философ (1711-1776). Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма, в части гносеология, носит характер скептицизма. Юм особо подчеркивал ограниченные возможности ума.
*6 Эммануил Кант — немецкий философ (1724-1804). В понимании Канта Бог выше мира людей, и как следствие Его запредельности вытекает ненужность в церковных структурах, обрядах и молитвах. В существовании нравственности он видел проявление Бога и считал нравственный опыт как бы окном, в котором можно Его увидеть.
*7 Богословский либерализм выборочно подходит к принятию тех или иных библейских догматов.
*8 Согласно высшему критицизму, Библию нельзя приравнивать к Слову Божьему. Писание — это не столько Слово Божье, сколько уникальная летопись духовных опытов, в которой Иисус Христос является высшим проявлением Богосознания и величайшего нравственного примера. Высший критицизм исключает возможность сверхъестественных откровений или вмешательств, таких как предсказательные пророчества или чудеса, предлагая изучать Библию как любую другую древнюю литературу.
*9 Георг Гегель — немецкий философ (1770-1831), для которого философия представляет собой высшую форму теоритического знания о мире и его познания, так как по его мнению только философия способна разбираться в том, что такое истина вообще, и только философия способна к созданию учения об Истине. Гегель писал: «В культе Бог находится по одну сторону, я — по другую, и его назначение заключается в том, чтобы я слился с Богом в себе самом, знал бы себя в Боге как в своей истине и Бога в себе — это и есть конкретное единство» («Философия религии», Т.1, М.: Мысль, 1977, С. 379).
*10 «И сказал змей жене: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги"» (Книга Бытие 3:4,5).