Последнее дело Шерлока Холмса

Фантасмагор
Не часто сталкиваешься с пьесой-пародией, пьесой-стёбом. Работа Андрея Галамаги и Михаила Попова "Последнее дело Ш.Х." ошарашивает читателя не сразу. Поначалу думаешь, что авторы написали ещё одну "классическую" новеллу из жизни Шерлока Холмса и доктора Ватсона для постановки на российской сцене. Ну, продолжают же другие писатели Маргарет Митчелл, Роджера Желязны и т.п. И "фишка" пьесы заключается в том, что читательский самообман вскрывается не сразу. Хотя намёки на пародию можно почувствовать уже в самом начале. Контаминация романов Достоевского и новелл Конан Дойля намекает нам на игровую стихию нового драматического произведения. И всё это - хорошо мотивированные действия. Например, и там (в "Братьях Карамаховых"), и там (в "Собаке Баскервилей") преступниками оказываются незаконорожденные дети.

Несмотря на то, что развенчание Шерлока Холмса кажется нам странным и неожиданным, скрепя сердце, признаем, что произведения Конан Дойля дают богатую пишу к такого рода толкованию. Ну очень много театра во всех сюжетах! Все эти переодевания, проникновения, провокации... Трудно представить себе настоящего сыскаря недоучившимся студентом театрального вуза. Галамага и Попов используют классический приём "театра в театре". Как в булгаковском "Иване Васильевиче": "А царь - не настоящий!" Какое разочарование для любителей детективов! Они этого не переживут.

Невзирая на стёб-ореол, окружающий в пьесе Галамаги и Попова фигуру Шерлока Холмса, мне кажется, проницательный читатель может почерпнуть в произведении двух авторов море позитива. Например, я очень порадовался за великого русского писателя Фёдора Достоевского. Сюжет о трёх братьях, страшно непохожих друг на друга, действительно имеет мировое значение. Плюс четвёртый брат, тайный, незаконнорожденный - Смердяков. Ну прямо три мушкетёра и д`Артаньян! Кто читал "Братьев Карамазовых" и не понял смысл романа, может открыть для себя многое в пьесе Галамаги и Попова. Пьеса написана с неподдельным английским юмором, отчего настоящий её жанр угадывается постепенно, по мере продвижения к финалу. И это - ещё одна творческая находка авторов!

Казалось бы, высмеяв и дискредитировав романы Конан Дойля. авторы пьесы делают то, чего от них никто не ожидал. Они... признаются в любви великой холмсиане! Один из актёров настолько вживается в роль, что взаправду кончает жизнь самоубийством. Это ли не признание магической силы сюжетов о Холмсе?! Галамага и Попов отважились состыковать, казалось бы, несочетаемое, - и преуспели в этом. Браво!