Кармен

Елена Кантаржи
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, «подарок Неба» - такую философию за свою длинную творческую жизнь вынесла великая гениальная балерина Майя Михайловна Плисецкая.
А начиналась эта жизнь далеко не гениально. В свои не полные 12 лет Майя осталась без отца. Шел 1937 год, страна переживала политический кризис сверх бдительности: отца арестовали, как врага народа и расстреляли в январе 1938 года. Но об этом семья узнала только в 1989 году, когда вместе со справкой о реабилитации, была приоткрыта тайна гибели Михаила Плисецкого. Бабушка Майи, мать «врага народа» не хотела верить в это, и долгое время сестры Михаила, писали ей письма, яко бы от него самого: «Дорогая мамочка, у меня все хорошо, я скоро вернусь и приеду навестить тебя». Может, эта святая ложь и помогла выжить обезумевшей от горя женщине.
Через год после ареста отца, за ним последовала и мать Майи. Ее целый год пытали в Бутырке, настаивали отречься от мужа, вели себя так, словно он был еще живой. Но она не сломилась, и с младшим братом Майи, была отправлена в казахстанский лагерь. Девочка осталось сиротой. Судьба «приветливо» открыла двери советского детского дома. И если б не родственники, которые приютили 13-ти летнюю учащающуюся  в балетной школе Майю, трудно было бы себе представить последствия этой трагической истории.
Сама Майя Михайловна редко вспоминала об этом. Она танцевала для Сталина и всех последующих вождей. Получала государственные премии, звания, ордена и награды. Единственное в чем она была ущемлена, так это в международных гастролях. Долгие годы М.Плисецкая танцевала только на сценах большого Советского Союза.  Исполняла только балетную классику, которой так гордилась наша страна. Танцевала великолепно, всегда имела огромный успех. Но сама скучала от этого. Уже позднее, она признавалась, что, если б не чувство юмора, которым она наделяла даже самые серьезные партии, танцевать было не интересно. Было такое время, что о другом балете никто и не мечтал.
Кроме Майи. Надо было ее знать. Знать ее свободолюбивый нрав, ее внутреннюю потенцию независимости, ее природное стремление к справедливости, ее жажду самовыражения, что бы  понять, что этого человек не сломает ни художественный совет,  ни политическая машина. Так возникла  идея постановки «Кармен». Муж Майи, Родион Щедрин, уже тогда будучи известным композитором, поддержал ее и создал великолепную музыку к будущему балету. Его знаменитый парафраз к «Кармен» и сейчас звучит как символ свободы, борьбы и любви.  Борьба происходила не только на сцене, но и с министерством культуры, критиками, ретроградами. Руководство Большого Театра, как и руководство страны, не понимало и не признавало ничего нового. Майю Плисецкую называли предательницей классического балета. Но она и здесь не сдавалась, и в 1967 году балет «Кармен» праздновал победу на Московской сцене.
Непокоренность  Кармен – тема всей жизни М.Плисецкой. Кармен отличается от классических ролей: в каждом жесте, движении, взгляде  был смысл. Впервые  были использованы новые элементы хореографии. Говорят, что случайностей не бывает. И именно тогда балерина встретила Альберто Алонсо. На льду Дворца Спорта в Лужниках гастролировал ледовый балет А.Алонсо, и Майя замерла, когда впервые увидела это зрелище. Звучала музыка Ж.Бизе, она была такая танцевальная, что М.Плисецкая поняла, что это – ее мечта. «Вы сделаете для меня «Кармен»?»- спросила  неизвестная балерина знаменитого А.Алонсо. «С удовольствием!»- ответил Альберто. Дружба Советского Союза с Кубой и с Фиделем Кастро сыграла позитивную роль. Балет обошел весь земной шар. Ему рукоплескали в Финляндии, Германии, Болгарии, Италии, Перу, Аргентине, Японии. Он завораживал, восхищал, будил дремавшее в людях чувство свободы. Рауль Кастро, после просмотра балета на Кубе, сказал, что это политический спектакль и в нем много милитаристского. Каждый образ в балете наполнен смыслом. Солдат выполняет свой долг, это – жертва;  тореадор – каждый день готов умереть, это – выбор. Даже бык несет ролевую нагрузку, это - сила судьбы.  Кармен борется за свободу, за себя. Она строит свои взаимоотношения индивидуально  с  каждым персонажем, учитывая тип личности; ценит внутренне заложенный в них смысл жизни. Спектакль тоталитарный, все имеет двойственный смысл. Дуализм, заложенный в него, делает его сложным, но безумно интересным. 
Вольный, никем не усмиренный образ Кармен не долго радовал Москвичей. Балет был снят со сцены Большого Театра. Майю Плисецкую обвинили в том, что она из девицы легкого поведения сделала героиню испанского народа. Е.Фурцева, министр культуры на тот момент, сказала: « Кармен умрет». На что Майя возразила: «Кармен умрет, когда умру я». Много позже Майя Михайловна, вспоминая об этом, добавила: «Я умру, а Кармен будет жить». 
И сейчас, когда в Москве  открыли памятник Майи Плисецкой в этом образе, сама Майя Михайловна останется в наших сердцах неопознанным летающим объектом, тайной Вселенной, звездой первой величины, воплощением любви и страсти.