Суеверие ли, сказка, как тут знать?

Таня Зачёсова
С той поры прошло не мало лет,
Но судачат по сей день старухи,
В лес соваться ночью — не совет,
Пусть смеются, что мол сплетни, слухи...
До сих пор легенда та живёт —
До войны родившись вдруг однажды
Лес обходит вкруг честной народ,
Лес, где нечисть след запутать жаждет.

Деревенька в двух часах ходьбы
И не важно — конный или пеший,
Но в дороге не было беды,
Не водился в местности той леший
До поры... Шёл по лесу Илья,
Вечерело. С песней комариной,
Было слышно даже соловья,
Путь приятный, хоть довольно длинный.

Столько раз по тропке той прошёл,
Столько раз — спокойно, мирно, тихо,
Только в этот раз не хорошо,
И в пути случилось с парнем лихо,
(Это он поймёт уже потом),
А пока мелькнула меж ветвей
И пропала, будто бы фантом —
Девушка, не видывал милей!

Со спины, как пава. А коса —
В руку толщиной, спела как колос,
Поманила за собой краса,
Чтоб её окликнуть, подал голос,
Захотелось рядышком пойти,
Слово молвит — губы не послушны,
Хорошо, что с нею по пути,
Шаг прибавил парень простодушный.

Вновь ускорил шаг, почти бежит,
Не догнать красавицу никак,
Манит за собой, как лист дрожит
Парень и за ней идёт во мрак...
Силы на исходе, тёмен лес,
А она, над ним словно смеётся,
Здесь задуматься б ему: «да, что за бес?»,
Но идёт, что делать остаётся?

Запыхавшись снял рубаху он,
Крест нательный при луне сияет,
Дева впереди исторгла стон,
Но бросать «добычу» не желает —
Обернулась даже. Вот напасть!
Красоты как будто не бывало:
Чешуя на скулах, рыбья пасть...
Мавка ли, русалка ль зазывала*?

Парень испугался, побледнел,
Сжал рукою крестик что есть мочи,
Стал молиться, губы будто мел,
Только Бог прогонит духа ночи!
Как он с той тропинки путь нашёл,
Как отстал от чудища лесного?
По утру в деревню всё ж пришёл
И родным о ночи той ни слова!

Всё гораздо позже рассказал:
Как плутал и как его водила
Два часа, (он два дня пропадал!),
За собой чудовищная сила.
«Отче наш» — не верил в веры мощь,
А молитва жизнь спасла той ночью!
Не способен был никто помочь,
Испугался, вот и верил, очень!

Вот с тех пор, потом была война,
И теперь есть лес, и та деревня,
Песня соловья ещё слышна,
Силуэт мелькает средь деревьев,
Может быть.., но по тропинке в лес
Больше уж не ходят в одиночку!
Вдруг пошутит снова лесной бес?
Даже если крестик на цепочке.

Так плутать не шутка, а урок!
Здесь всерьёз к хозяевам изволь,
Бережёного хранит известно Бог,
У русалок, леших свой пароль.
Леший ли, болотница ли, навь
Захотят — и всяк пойдёт вослед!
Суеверие ли, сказка, как тут знать —
До сих пор не выдал лес секрет.








P.S.: по мотивам реальной истории случившейся ещё до войны в 1938 году.


P.P.S.:  Для одних существование домовых, леших, русалок – это просто сказки, а кто-то искренне верит и даже рассказывает о встречах с ними, описывает их облик и повадки. Наши предки свято верили в существование разных духов и считали, что они бывают самые разнообразные и живут рядом с человеком. И каждому духу отведено своё особое место, где он является полноправным хозяином. Так в лесу властвовал леший, на болоте кикимора болотная, в реках и озёрах проживал водяной со свитой русалок, которые служили ему. А в доме обитал домовой, да и все дворовые постройки были заняты определёнными жильцами. Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба. Они рассказывали про эти встречи с ними, описывали их внешность и повадки, знали, как можно задобрить или обмануть их, избежать неприятностей со стороны духов.
  А мы сейчас считаем все их рассказы сказками, выдумкой, мифами. Наверное, мы утратили так называемый «третий глаз», связь с природой, и эти существа стали недоступны для нашего зрения, ощущения. А может быть они стали осторожнее, ведь человек стал считать себя укротителем природы, и вытеснил всех непонятных обитателей, да и многих зверей в непроходимые места. Может быть, они сами переселились в глушь, где не ступала нога человека и не показываются больше людям на глаза, или вообще исчезли, не вынеся загрязнённого воздуха и отравленной воды рек и озёр..?


* Мавки – мифические существа, которые иногда превращались в красивых дев, завлекая мужчин и потом убивая их.
Русалки — (Криницы, Берегини) водяные девы; также — и души утонувших. Русалки — представители Нави — души некрещенных детей, похищенных у матерей, утопленниц и вообще женщин и девиц пропавших без вести или лишивших себя жизни и непогребенных. А также души девушек, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. 
 Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и что они особенно опасны для людей в русальную ночь перед Иваном Купалой. Славянские русалки рыбьих хвостов не имели. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев.

Источники ознакомительной информации о славянской нечисти:
http://www.yaplakal.com/forum3/st/25/topic1299264.html
http://bogislavyan.ru/category/slavyanskie-bogi-i-duhi/page/35/