Мамонты живее всех живых

Юрий Алексеевич Белоусов
Мамонты живее всех живых

Ушморы - племена болотные мещерские по местному преданию ушли с ними на север... со своим зверем-горой… с мамонтами...

Расскажет Баян вам о людях озёрных,
Лесных чародеях, ушморах свободных,
Ушедших на север со Зверем-Горой,
А те, кто остались, хранили покой

На капищах бога змеиного Уру,
Затерянных, где-то в предместье Шатура.
И как не пытались найти их с тех пор,
Упорно хранил свою тайну Шушмор.
«Сказки Мещёры» Юрий Белоусов

   На дворе стоял ноябрь 2016 года. В русской Мещёре выпал снег. Мы продолжали работу в рамках проекта «По следам Евпатия Коловрата». За две недели я с единомышленниками побывал в двух музеях: в Гусь-Хрустальном Владимирской области и в Зарайске Московской области. В первом нам выдали море интересной информации о тотемном Гусе, во втором о самом маленьком в России Зарайском Кремле. Но что то в моих мыслях объединяло эти два намоленных наукой места. Спустя несколько дней, увидев школьный реферат моего среднего сына - пятиклассника Саши, я понял что… мамонты.
   В одном из двух залов не затронутых пятилетним долгим ремонтом историко-художественного музея Гусь-Хрустального я увидел осиротевшую костяную фигурку мамонта и кости гигантских лохматых слонов, выкопанные в окрестностях реки Гусь, одной из основных водных артерий приозерной Мещёры. Эти же гиганты смотрели на меня из современных мониторов хорошо оборудованного государственного музея Зарайского Кремля, а в витринах покоились кости усопших, найденых недалеко отсюда, у реки Осётр. Эти места тоже когда то были Мещёрой, вплоть до славянских земель ныне Восточной Германии. Немецкие ученые до сих пор не могут найти останки германских племен на этой территории. Зато славянские ладьи, а также предметы быта и старой веры обнаружены повсеместно до самой Арконы, которую король датский разгромил лишь в XIII веке.
   Наш приветливый экскурсовод, гордая за современные интерактивные новшества музея, показывала увеличенные резные рисунки на бивне мамонта. Вот косой крест. А это - силуэт мамонта! Ни кошки, ни собаки, а мамонта. По официальной науке эти лохматые родственники слонов жили 2 млн — 9 000 лет назад в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. Их высота достигала до пяти с половиной метров и масса тела до 12 тонн. В сравнении со слонами, мамонты обладали массивным туловищем, короткими ногами, длинной шерстью, меньшего размера ушами и длинными изогнутыми бивнями. Последними они добывали пищу зимой из-под снега. Мамонты были в два раза тяжелее африканских слонов. Большинство гигантов, как пишут в школьных учебниках, вымерло около 10 тысяч лет назад во время последнего Вислинского ледникового периода.
   На сегодняшний день существует две основные официальные гипотезы вымирания мамонтов: истребление охотниками и от изменения климата, повлекшего исчезновению пищи. Есть еще предположения, что лохматые слоны погибли вследствие падения кометы в Северной Америке.
   В переводе с финского языка слово «мамонт» означает «земляной крот». Название связано с легендой о сверхъестественных существах Сихирти. Древние люди Сихирти, когда-то ушедшие в недра земные и поныне там живущие, имеют подземных оленей, которые любят побродить под Луной на поверхности Земли. Но не дай Бог подземным оленям увидеть солнечные лучи - их тот час же настигнет неминуемая гибель! Именно в мамонтах признают легендарных оленей. И в этой фантастической легенде есть доля правды. Дело в том, что иногда на поверхности вечной мерзлоты находят целые трупы мамонтов, нетронутых временем. Шерсть, кожные покровы, внутренности - все сохранилось в идеальном состоянии. Нередко уникальные находки не удавалось сохранить. В считанные дни огромные туши съедались собаками, волками и леменгами. К середине XX столетия в мире было известно уже о нескольких находках останков мамонтов обнаруженных на территории Великой Тартарии: на Аляске и в Сибири. В 1977 году на Колыме, был обнаружен труп маленького 8-ми месячного мамонтенка. Назвали его Дима. у него еще не было бивней. В 2012 году мы с сыном Сашей внимательно рассматривали мамонтенка в Зоологическом музее Санкт-Петербурга. На эмоциях тогда я написал шуточную песню «Мамонтенок Дима»:

А в девять тыщ шестьсот пятнадцатом году до нашей эры
Волна снесла цивилизацию, ну, катастрофа, в целом!
Потом опять все успокоилось, жизнь на земле наладилась.
Вот только мамонтов, мне помнится, с тех пор и не прибавилось.

Магаданский мамонтенок, мамонтенок Дима
Жил себе на Колыме без пробок и без дыма,
Мирно листики жевал позднею весною.
Но откуда ж Дима знал, что снесет волною?

В тот день, погода удалась. Холку тер у дуба.
А у соседей родилась мамонтенок Люба.
Ангел, с хвостиком крючком, с хоботом в ворсинках.
У Димы сразу к горлу ком – любо, как с картинки.

Шестимесячный самец, мамонтенок Дима,
Он не чувствовал пипец, проходящий мимо.
От те на, тушите свет, шевеля промежностью,
Мамонтенок нес букет со слоновьей нежностью.

Подойдя к фрау-мадам – мамонтенку Любе,
Дима, ша, букет отдал и сказал, что любит.
А когда пройдут года, превратится в мамонта,
То готов всего отдать, от хобота и до хвоста.

Папа – мамонт осадил мамонтенка грубо,
Не для него на свет родил мамонтешку Любу,
Чтобы жизни не впитав, что необходимо!
Задний ход он парню дал, мамонтенку Диме!

Дима молча отошел, папу матом кроя.
Только, как-то мат дошел волнами до моря.
Поднялася вдруг волна с именем «Цунами»,
Смыла лихо, опа на, все к едренной маме!

А мамонты, могли бы жить, плодиться и влюбляться
И бивни о дубы точить, а не в земле валяться.
Мысль этой басни такова: «Хоть мамонтом родись,
Но с чувством подбирай слова и впредь не матерись!
01 сентября 2012 г.

   Есть и другая версия об исчезновении мохнатых слонов (Здесь я попрошу не падать!): мамонты жили еще 150 лет назад и были обычным явлением. И фамилию Мамонтов люди носили так же просто как Зайцев, Волков и Медведев. Тогда еще археологи не нашли магаданского мамонтенка Диму на Колыме и мамонтеншу Любу на Ямале. Я думаю, что эти животные вымерли не 9 тысяч лет назад, как нам вещает официальная наука и история, а гораздо позже, в двадцатом веке… А может быть, они сохранились где то и по сей день в безграничной  Сибирской тайге, куда добраться можно только на вертолете. Мы же верим на слово археологам, что мамонты вымерли в последний ледниковый период, так как их остатки были обнаружены в вечной мерзлоте.
   Одним из первых «академических» скелетов мамонта с сохранившимися остатками мягких тканей был найден охотником О. Шумаковым в дельте реки Лены, на полуострове Быковском в 1799 году. И это была большая редкость и удача для науки. В 1806 году ботаник Академии М.Н. Адамс организовал раскопки скелета, и доставил его в столицу. Экспонат собрали и выставили в Кунсткамере, позже перенесли в Зоологический музей Академии Наук, и лишь в 1900 году было создано первое чучело Берёзовского мамонта с кожей и шерстью.
   А вот великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев в рассказе «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника», впервые опубликованный в 1847 году в журнале «Современник» написал: «…”Да вот и я мужик, а вишь…” При этом слове Хорь поднимал свою ногу и показывал сапог, скроенный, вероятно из мамонтовой кожи…». Для того, чтобы написать эту фразу, Тургеневу нужно было знать несколько вещей, довольно странных для середины XIX века в нашем сегодняшнем понимании. Во первых, писатель должен был знать, о таком звере, как мамонт и о доступности его кожи. Ведь, судя по тексту, простой мужик, живущий среди болота, носит сапоги из мамонтовой кожи, для Тургенева это было простым явлением, как лапти из лыка. Здесь бы я хотел пояснить, что свои записки Тургенев писал почти как документальные, без вымысла. В них он просто передавал свои впечатления от встречи с интересными людьми. И дело происходило в Орловской губернии, а вовсе не на Севере, где находят мамонтовые кладбища. Впрочем, и в Тобольском краеведческом музее говорят хранилась упряжь XIX века, сделанная именно из мамонтовой кожи.
   Возвращаясь к русской Мещере, которую местные краеведы называют еще - землей предков, я хотел бы вспомнить легенду об ушморах - местном племени и об их Звере - горе. Так называли люди своих любимцев - мамонтов. Племена болотные мещерские по местному преданию ушли с ними на север в трудные времена:

Расскажет Баян вам о людях озёрных,
Лесных чародеях, ушморах свободных,
Ушедших на север со Зверем-Горой,
А те, кто остались, хранили покой

На капищах бога змеиного Уру,
Затерянных, где-то в предместье Шатура.
И как не пытались найти их с тех пор,
Упорно хранил свою тайну Шушмор.

   Куда ушли ушморы? На Север, в Сибирь, где был более благоприятный климат для их практически одомашненных животных. Здесь хочу заметить, что Мамонты жили в болотах Мещеры! А ученные утверждают, что эти гиганты исчезли, потому что не смогли выдержать сменившийся более влажный климат: они проваливались в болота, их теплый подшёрсток промокал под дождями, толстый слой выпадавшего зимой снега не позволял добираться до скудной тундровой растительности. Так ли это было? Остались ли живы мамонты?
   Сведений о живых мамонтах в мире можно найти предостаточно. Множество разрозненных свидетельств собрал кандидат технических наук Анатолий Карташов в своей работе «Сибирские мамонты – есть ли надежда увидеть их живыми». Он долго и безрезультатно ждал реакции на свои тексты, со стороны учёного мира и вообще, но официальная наука его проигнорировала. Тургенев не единственный писатель 19 века, который написал о вымерших исполинах. Джек Лондон, в своём рассказе «Осколок третичной эпохи», передал историю канадского охотника, повстречавшего живого мамонта. В благодарность за угощение, рассказчик подарил автору свои муклуки (мокасины), сшитые из шкуры невиданного трофея. В конце рассказа Джек Лондон пишет: «…а всем маловерам я советую посетить Смитсоновский институт. Если они представят соответствующие рекомендации и приедут в урочное время, их, без сомнения, примет профессор Долвидсон. Муклуки теперь хранятся у него, и он подтвердит если не то, каким образом они были добыты, то уж, во всяком случае, какой на них пошёл материал. Он авторитетно утверждает, что они сшиты из шкуры мамонта, и с ним соглашается весь учёный мир. Чего же вам ещё надо?..»
   Исследователь предполагает, что вероятно, первым, кто сообщил миру о сибирских мамонтах, был китайский историк и географ Сыма Цянь (188-155 годы до нашей эры). В своих «Исторических записках», сообщая о севере Сибири, он пишет о представителях далекой ледниковой эпохи как о… здравствующих животных! «Из зверей водятся… огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». На эти записки ссылается такой серьёзный исследователь, как М.Г. Быкова.
Есть свидетельство посла австрийского императора хорвата Сигизмунда Герберштейна, посетившего в середине XVI века Московию, и написавшего в 1549 году в своих «Записках о Московии»: «… в Сибири имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж… кроме того, Вес, точно так же белые медведи, волки, зайцы».
   Вес, или Весь - это не что иное, как мамонт! В 1911 году тобольчанин П. Городков написал в очерке «Поездка в Салымский край», опубликованном в XXI выпуске «Ежегодника Тобольского губернского музея» за 1911 год: «…у салымских хантов «щука-мамонт» называется «весь». Этот монстр был покрыт густой длинной шерстью и имел большие рога, иногда «весь» затевали между собою такую возню, что лед на озерах ломался со страшным грохотом»». И еще: «По словам остяков, в Кинтусовском священном бору, как и в других борах, живут мамонты, бывают у реки и в самой реке… Часто в зимнее время можно видеть на льду реки широкие трещины, а иногда можно видеть, что лед расколот и раздроблен на множество некрупных льдин, – все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта: разыгравшееся и расходившееся животное рогами и спиною ломает лед». Получаются ходили у нас мамонты и в XVI и в XX веке!
   Известно же и ещё одно предание о том, что в 1581 году казакам из отряда Ермака на востоке от Уральских гор не только приходилось слышать от местных жителей о «звере-горе», но и самим видеть огромных волосатых слонов в дремучей тайге. По описаниям воинов Ермака, он походил на слона, но был гораздо крупнее. Густая шерсть, огромные бивни, повадки гигантов с хоботами свидетельствовали, что речь шла о мамонтах... О живых ископаемых, которых встречали еще в XVI веке!
   «Газета «Hью-Йорк геральд» писала в начале XIX века, что президент США Джефферсон (1801-1809 гг.), заинтересовавшись сообщениями с Аляски о мамонтах, отправил к эскимосам посланника. Посланник президента, вернувшись, утверждал фантастические вещи: по словам эскимосов, мамонтов еще можно встретить в глухих районах на северо-востоке полуострова. Живых мамонтов он своими глазами, не видел, но привез специальное оружие эскимосов для охоты на них. И это – не единственный, известный истории, случай. Об эскимосском оружии для охоты на мамонтов есть строки в статье, опубликованной не известным мне путешественником по Аляске в Сан-Франциско в 1899 году. Если исполины вымерли 9 000 лет назад, то возникает вопрос: с чего бы эскимосам изготавливать и хранить оружие для охоты на них?
   И вот уже в конце XIX века, по ссылке на журнал «Мак Клюрс Мэгэзин» (октябрьский номер за 1899 год) мамонтов снова видели. В рассказе Х. Тьюкмана под названием «Убийство мамонта» утверждается: «Последний мамонт был убит на Юконе летом 1891 года». Конечно, сейчас трудно найти истину в литературном произведении, однако в то время рассказ сочли за быль».
   «Мамонт по своему нраву - животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое. При встречах с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку», - из записей того же тобольского краеведа П.Городцова (XIX век).
   Исследователь Карташов приводит хронику контактов человека и мамонта в XX веке (по материалам Я. Голованова, М. Быковой, Л. Осокиной): «Альберт Москвин из Краснодара, долгое время живший в Марийской АССР, беседовал с людьми, которые сами видели лохматых слонов. Вот цитата из письма: «Обда (марийское название мамонта), по словам очевидцев-марийцев, раньше встречался чаще, чем теперь, стадом в 4-5 голов (марийцы называют это явление обда-саун – свадьба мамонтов)». Марийцы подробно рассказали ему об образе жизни мамонтов, об их облике, о взаимоотношениях с детенышами, людьми и даже о похоронах погибшего животного. По их словам, добрый и ласковый обда, обиженный людьми, ночью выворачивал углы овинов, бань, ломал изгороди, издавая при этом глухой трубный звук. По рассказам местных жителей еще до революции мамонты вынудили переселиться на новое место жителей деревень Hижние Шапы и Азаково, что находились в районе, который ныне называется Медведевским. Рассказы содержат много интересных и удивительных подробностей, однако складывается стойкое убеждение, что никакой фантастики или даже просто малоправдоподобия в них нет». Это все та же европейская часть России, средняя полоса - Поволжье.
   А вот теперь Сибирь: «В 1920 году два русских охотника в междуречье Оби и Енисея на опушке леса обнаружили следы гигантского зверя. Было это между речками Пур и Таз. Овальные по форме следы имели около 70 см в длину и около 40 см в ширину. Расстояние между следами передних и задних ног было около четырех метров. Об огромных размерах зверя можно было судить и по попадающиеся время от времени приличных кучах навоза. Охотники пошли по следам и через несколько дней догнали двух монстров. С расстояния около трехсот метров они некоторое время следили за гигантами. Животные были покрыты длинной шестью темно-коричневого цвета и имели круто изогнутые белые бивни. Передвигались они неторопливо и производили общее впечатление слонов, одетых в шубы».
   В 1962 году охотник-якут рассказал геологу Владимиру Пушкареву, что до революции промысловики неоднократно видели огромных волосатых животных «с большим носом и клыками». Десять лет назад этот охотник сам обнаружил неизвестные ему следы «величиной с тазик». Одно из последних сообщений в прессе о том, что российские геологи в Сибири видели живых мамонтов, появилось через  16 лет после описанного выше случая: «Было лето 1978 года, - вспоминает бригадир старателей С. И. Беляев, - наша артель мыла золото на одном из безымянных притоков реки Индигирки. В самый разгар сезона произошел интересный случай. В предрассветный час, когда солнце еще не взошло, вблизи стоянки вдруг раздался глухой топот. Сон старателей чуток. Вскочив на ноги, с удивление уставились друг на друга с немым вопросом: «Что это?» Как бы в ответ с речки послышался плеск воды. Мы, схватив ружья, крадучись стали пробираться в ту сторону. Когда обогнули скалистый выступ, нашим глазам представилась невероятная картина. На речном мелководье стояло около десятка Бог весть, откуда взявшихся... мамонтов. Огромные, лохматые животные не спеша, пили студеную воду. Около получаса мы как завороженные глядели на этих сказочных исполинов. А те, утолив жажду, чинно друг за другом углубились в лесную чащу…». Каким-то чудом эти древние животные, вопреки всему, выжили в потаенных безлюдных местах?
   Вот еще одно воспоминание детства охотника - ханта Семена Егоровича Качалова о мамонте: «В тридцатые годы, будучи еще ребенком, ночью вблизи озера Сырковое слышал громкий храп, шум и всплески воды. Анастасия Петровна Лукина – хозяйка дома, – успокаивая меня, сказала, что это шумит мамонт. Мамонты живут неподалеку на болоте в тайге, часто приходят на это озеро, и она не один раз видела их». Историю эту Качалов рассказал биологу из Челябинска Hиколаю Павловичу Авдееву, когда тот был в поселке Салым во время своей самостоятельной экспедиции в район города Тобольска. В легендах, сохранившихся у обских угров, сибирских татар часто встречаются подробные описания северного исполина. Встречали этого «вымершего» великана и в ХХ веке. Западная Сибирь. Мелкое озеро Леуша. После празднования Троицына дня возвращались в деревянных лодках парни и девушки, играла гармошка. И вдруг в 300 метрах от них из воды поднимается огромная волосатая туша. Кто-то из мужиков закричал: «Мамонт!» Лодки сбились в кучу, и люди со страхом наблюдали, как появившаяся над водой трехметровая туша несколько мгновений качалась на волнах. Потом волосатое тело нырнуло и исчезло в пучине. Таких свидетельств много. Например, известный исследователь исчезнувших животных Майя Быкова рассказывала о летчике, видевшем мамонта в Якутии в 40-е годы. Причем последний также погрузился в воду и уплыл прочь по озерной глади. Подобные свидетельства встречи с мамонтом у водоема зафиксировали и в 50-х и 60-х и в конце 70-х годов прошлого столетия.
   Мамонт, это животное у которого практически нет врагов в природе. Допустим, что вместе с ушморами, мамонты ушли из широколиственных лесов Мещёры в Сибирь. С того времени, климат здесь изменился. В хвойной тайге пищи не найдешь. Другое дело - по долинам рек или около озер. Правда, богатые заливные луга сменяются здесь непроходимыми болотами, и удобнее всего к ним подобраться по воде. А что мешает это сделать мамонту любимому животному болотных людей? Почему бы ему не перейти на земноводный образ жизни? Плавать он должен уметь, и неплохо. Здесь мы можем опираться не только на легенды, но и на научные факты. Как известно, ближайшими родственниками мамонтов являются слоны. По последним исследованиям зоологов мы знаем, что эти великаны - прекрасные пловцы. Они не только любят купаться на мелководье, но и заплывают на несколько десятков километров в море! Мамонты - ближайшие родственники слонов. Почему они не могут хорошо плавать? Если вы увлекаетесь биологией, то должны знать, что знаменитые морские сирены - животные, превращенные в мифах в сладкоголосых женщин-русалок - также родственники мамонтов, произошедшие от наземных хоботных животных и сохранившие общие со слонами признаки: грудные молочные железы, смену коренных зубов в течение всей жизни и бивнеподобные резцы. Интересно еще и то, что
слоны тоже сохранили некоторые свойства, характерные для морских животных. Совсем недавно биологи обнаружили, что они способны издавать инфразвуки на частоте ниже порога чувствительности человеческого уха и воспринимать эти звуки. Причем органом слуха у слонов служат вибрирующие лобные кости. Такими способностями обладают лишь морские животные, например киты. Для сухопутных животных это уникальное свойство. Вероятно, кроме этого свойства слоны и их родичи мамонты сохранили и другие качества, облегчающие их переход на водное существование.
   Но вернемся к нам в русскую Мещеру. От жителей селений, расположенных в этом загадочном крае, даже в начале XX века можно было услышать похожее на легенду об ушморах предания о «мамонтопоклонниках». Ими по этой истории, якобы являлось племя Мещёра. На языке этой древней народности, относящейся к угро-финской группе, слово «мещ» означало «ходячая гора». Наверное, так называли гигантских ископаемых. И, согласно легенде, основная часть племени покинула свой край, двигаясь за мамонтами куда-то на северо-восток. Произошло это предположительно во времена появления на Оке вятичей в конце 1-го тысячелетия новой эры. Но по официальной науке, в это время мамонты уже вымерли... Впрочем, почитав вышеописанное, можно конечно же засомневаться в этом.
   Существуют рассказы о том, что у нас на востоке Подмосковья, где-то в окрестностях озера Святое, хранится мамонтов камень. Этот валун напоминает животное с хоботом. Вокруг него якобы совершали обряды люди из племени Мещёра.
   Впрочем, в двадцатых годах прошлого века находились любители древних тайн, которые видели не только мамонтов камень, но и встречали в болотах Мещёрского края следы исполинов. Те же свидетели рассказывали и о загадочных людях, проживающих в глухих лесах, среди непроходимых топей. Может и не ушли ушморы, а хранят свои тайны где то в районе мещерского «Бермудского треугольника», называемого краеведами Шушмор? На одном из краеведческих сайтов я прочитал, что когда одного старика-очевидца спросили, почему он не сообщает о своих наблюдениях и встречах ученым, тот с усмешкой отмахнулся:
- Ну их к лешему! Сказать им, значит - загубить и людишек болотных, и животных. Пусть мамонты гуляют по планете...
   Может, это всего лишь легенды, приукрашенные хорошими рассказчиками? А может эту страницу придется перевернуть нам идущим по следам Евпатия Коловрата, по замечательному краю Матушке Мешёре - самому загадочному месту Руси, всего в 150 км от Москвы.
Юрий Белоусов
2 декабря 2016 г.