Нота писателей и журналистов. Нет гос-идеологии!

Максимилиан Гюбрис
От себя, скажу, что, по всей вероятности, это заявление ещё проявит себя в истории; потом, об этом, несомненно, будут ещё вспоминать, даже в современном литературоведении.
Единственно, чего бы желал - это более скорректированной формы выраженной претензии, а иначе, более объективной, в которой должны быть видны сами предметные аспекты претензии, ибо само по себе понятие гос-идеология весьма расплывчато: этак, и более расплывчато оно в гос-ве, в лицемерной действительности, спекулятивно идеологизируемом, практически, поминутно.

Один из многих нижеподписавшихся, МГ.


17 ноября сего года (найдёте в и-нете, в FB, пока ещё ресурс не запретили).

Размещенное здесь Заявление писателей и журналистов посвящено самой важной теме наших дней. Промолчать – значит, признать поражение, покориться. Пока говорим, мы – сила. Присоединиться к Заявлению может каждый желающий (не обязательно литератор). Поставить подпись можно или в комментарии, или поделившись текстом у себя на странице.

Остановить попытку государственного переворота!
Мы, российские писатели и журналисты, выражаем свою озабоченность и тревогу в связи с тем, что в стране открыто и даже демонстративно объявлено о намерении изменить существующий общественный и государственный строй или, иначе говоря, совершить государственный переворот. Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, не раз выступавший в роли уполномоченного провозвестника политических изменений, инициированных сверху, недавно заявил публично, что вносит в Думу предложение установить некую единую государственную идеологию и соответственно изменить статью 13 Конституции РФ, в которой среди прочего говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Было бы наивно сомневаться: если в России будет установлена единая государственная идеология (национал-патриотическая или любая иная), то всякий другой взгляд будет считаться антигосударственным - со всеми репрессивными последствиями. Мы хорошо помним статью 6 Конституции СССР, фактически утверждавшую среди прочего «единственно верное учение» в качестве государственной идеологии. Мы не забыли и о жестоких репрессиях, применявшихся к тем, кто был не согласен.

Нет никакого сомнения: изменить таким образом статью 13 действующей Конституции РФ - значит совершить государственный переворот и сделать еще один, может быть, последний, роковой шаг на пути превращения современной России в тоталитарное государство. Следует отнестись со всей серьезностью к опасности тоталитаризма, закрепленного законодательно. Миронов – полномочный политик, и вряд ли он позволил бы себе несогласованные инициативы такого масштаба. Вместе с тем ни созыв необходимого в этом случае Конституционного собрания, ни даже общероссийский референдум не станут препятствием или сколько-нибудь существенной задержкой для изменения Конституции, особенно при существующем ныне пропагандистском обеспечении и тотальном контроле над СМИ.

Надо понимать: квазизаконные методы изменения Конституции ничуть не меняют сути дела - готовится государственный переворот, крутой поворот исторической судьбы России. Заявление Миронова можно и нужно рассматривать как пробный камень: промолчит общество, значит, так тому и быть, процесс пошел, все готово. Медлить нельзя! Молчать нельзя! Мы хорошо помним судьбы тоталитарных государств прошлого века, помним начальный «триумф воли», реки крови в эпоху расцвета и бесславное, жалкое фиаско в финале. И за все это платит народ – миллионами жизней, десятками миллионов искалеченных судеб. Народы России заплатили достаточную цену за то, чтобы это никогда не повторилось.

Мы понимаем свою ответственность за будущее страны и потому выражаем решительный протест против намерения изменить существующий государственный и общественный строй России и насадить сверху некую «тотальную идеологию». Мы также призываем все независимые СМИ, все независимые общественные организации, все здоровые общественные и политические силы страны сделать все возможное, чтобы не допустить готовящийся государственный переворот.

Лев Тимофеев, писатель, бывший политзаключенный,
Людмила Улицкая, писатель,
Алексей Симонов, писатель, кинорежиссер,
Светлана Алексиевич, писатель,
Ирина Прохорова, издатель, общественный деятель,
Владимир Войнович, писатель,
Лев Рубинштейн, писатель,
Александр Подрабинек, журналист, бывший политзаключенный,
Анатолий Курчаткин, писатель,
Виктор Есипов, писатель.