Радость пророка

Вит Ассокин
Когда я сплю, не поминая Бога
В безвольных сновидениях своих,
То — сотворяя мало ль, или много
Грехов —  имею в тех же снах за них
Законно беды. Только много боле
Я наяву и в мыслях согрешал,
Но в жизни производит силой воли
Работу над ошибками душа
По милости Господней, если разум
И сердце исправления хотят, —
И радостные духи раз за разом
Прощеньем покаяние святят.
     Тем паче рад бывает тот пророк,
Что смерть сулил, а зрит, что благ итог.*

3.12.2016

*Предвещание у них (у пророчествующих не от Бога) — не вследствие добродетели, как у нас, а посредством какой-либо хитрости; те прорицают о богатстве, болезнях, войнах, имея при этом в виду не добродетель, а порок; а у нас (предсказывается будущее) для исправления нравов и перемены к лучшему. Те должны исполниться (на деле), а эти — не всегда. Какая польза от предсказания, делаемого для блага души, если предсказанное в точности исполнится, не допуская никакой перемены с нашей стороны? Бог, предсказывая, указывает и способ избавиться от бедствий, если мы хотим покаяться. В этом и состоит польза пророчества. Если (люди) остаются без всякого изменения (к лучшему), то оно исполняется. Те, в некоторых случаях явившись согласными с событиями, оказались большею частью ошибочными. Те (кроме того) требуют (особых) орудий, мест, времен и денег. А Бог свободен от этого. Таковы божественное и дьявольское пророчества.
       (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Иеремию. Предисловие.)