Борис Бурмистров. Чтобы выстрадать разлуку...

Соколова Надежда
В название предисловия к книге Надежды Соколовой я вынес строку её стихотворения. Что-то есть в этих словах, обращённое к нам: мольба, призыв - примиритесь, возлюбите друг друга до разлуки, до расставания!

Откуда берётся начало осмысления своего пребывания в этом мире? От слова, идущего от сердца… от чувств, которые тревожат нас. Поэзия – это и есть то состояние, где проявляется душа Человека во всей откровенности и открытости.

«Не знает дух оков,   
Строка рекою льётся.
Как можно без стихов,    
Как можно жить без солнца?»

Солнце – начало всех начал. А поэзия есть начало Любви на Земле, и это Надежда Соколова понимала - и творила свою Любовь! «Стану тихо вдыхать пряных слов аромат…», «Как кружево сплетаются слова»…  Даже дыханием она чувствовала красоту и волшебность этого мира, «деревьев шум – язык певучий».  А как она по-своему, по-женски любила:

«Наугад, наудачу, вслепую – 
Отмолчу, отмолю, отвоюю   
У судьбы, у небес, у разлуки…
Перед счастьем возьму на поруки».

В рукописи у Надежды Соколовой много точных, ярких образов, передающих её внутреннее состояние, её чуткое ощущение радости, печали – всего того, что тревожит её и окружающий мир: «Вслед за зимой – какое искушенье – Всё заново, да с чистого листа…»… И снова о любви – с грустинкой и печалинкой: «И поцелуи запивать берёзовым студёным соком», «Я тихонечко подую на ожог твоих тревог»…  Она понимала не только душу, характер взрослого человека, но и душу ребёнка, писала стихи для детей:

«В этих строчках нет обмана,
Сомневаться погоди.
На жужжащую поляну
сам приди и погляди…»

Трепетная, нежная, ранимая душа… Это чувствовалось и в общении с Надеждой – кротость виделась мне в её натуре, в её отношении к окружающему миру. Но это не та кротость, которая позволяет потакать ею, а та глубинная, русская, сдерживающая ненужный гнев, сердитость, обиду… Чтобы раскрыться во всей своей чувственной доброте навстречу близким своим, она просила: «Минуты и года повремените…»  Она написала книгу своей жизни. Коротко, но ясно, цельно прожита жизнь. Хотя, что это я всё в прошедшем времени. Вот её стихи, вот её молитвы – она живёт в этом пространстве дня и ночи. Поэты не уходят… Их жизнь продолжается в стихах:
 
«Нам не знать охлаждений, сгораний,
Лишь на память видение мне:   
Как алеют в горшочках герани               
На твоём ненаглядном окне…»