Красный Штурм

Виктория Дорошенко
Эта южная ночь…Вязкий запах магнолий
Фонари, заплутавшие в дебрях листвы.
В черноте светит окнами нам санаторий,
Вдоль дорожки - самшита и лавра кусты.

Осязаемо море, поблизости  дышит,
Надвигаясь в пугающих звуках ночИ.
Мы торопимся. Окна светящие ближе,
А вокруг темнота. Тут кричи - не кричи.

Будет утро потом, чайки, радость и море,
Край обрыва - и замок в тени, среди пальм!
Просто мама меня привезла в санаторий –
Оказалось, что в сказку, в «неведому даль».

Был последний «заезд» перед зимним ремонтом,
И работал лишь этот из всех корпусов,
Где из башенок видно, что за горизонтом
Солнце прячется в море, как будто в песок.

И больные детишки, забыв о болезни,
Больше месяца жили без мам и без пап!
Эта аура сказки намного полезней,
Чем микстуры для слабых измученных чад.
***

Очень многое в памяти стёрлось - забылось,
Только я благодарна шутнице-судьбе:
Та путёвка случайно досталась, как милость.
«Красный Штурм», санаторий, спасибо тебе!



"Владельцем этого «замка» был полковник жандармерии Андрей Валерианович Квитко.
В Турецкую войну тяжело ранен при взятии Гривицкого редута, за отличие при котором награжден георгиевским оружием (золотым). Вышел в отставку в чине подполковника. Участвовал в Японской войне и вторично вышел в отставку в чине полковника. Умер в Риме в 1932 г.
На земельном участке в 12 десятин в 1905 году из местного серого камня им была построена дача по проекту его дочери, которая была художником.
По воспоминаниям старожилов, жена Квитко была итальянкой, носила большую белую шляпу с большим белым бантом. Они разъезжали на черном итальянском Фиате – открытой машине, за рулем всегда был глава семьи, с черной повязкой на глазу (как у Кутузова). Рядом с женой была маленькая белая болонка с большим белым бантом.
На даче в гостях были Шаляпин Ф.И. и певица Н.В. Плевицкая.
После революции дача была национализирована и стала принадлежать Ростовскому ЧК (ОГПУ, НКВД, МГБ).
В 1921 году на даче отдыхал Ф.Э. Дзержинский. С 1922 года здание передано Наркомпросу на два года под детскую трудколонию им. Луначарского.
В конце 20-х годов Квитко приехал из Италии на яхте за своим имуществом. И один грузчик, житель Хосты, спросил его: «Вам не жалко расставаться с «замком»?». На что Квитко ответил: «Жалко! Но у моей жены в Италии есть еще два замка!».
В гражданскую войну Воронцовский партизанский отряд двигался по Сухумскому шоссе из Хосты в Сочи. Впереди шла разведка, которая доложила, что навстречу из Сочи идет армянский карательный батальон. Партизаны засели за крутым поворотом у дачи Квитко и когда каратели подошли к повороту, бойцы с криком «Ура!» внезапно напали на них и обратили карателей в бегство. После этого случая «замок» был назван «Красным штурмом», в котором в 1924-25 гг. был создан дом отдыха на 60 человек.
В 1931 г. он был передан ГПУ под санаторий, затем НКВД. В 1956 г. санаторий «Красный штурм» стал филиалом санатория им. Дзержинского. С 1960  – специализированный детский санаторий. Но после постройки детского санатория «Юность», дачу превратили в дом отдыха для семей.
В 90-х годах дача подверглась разграблению: выломали дубовые двери и окна, вынесли всю сантехнику, крышу, покрытую оцинкованным железом, растащили местные жители.
Так она и стоит сейчас без крыши, окон и дверей.
Сейчас является  памятником архитектуры. Требует реставрации."(Из интернета)


Когда я посмотрела фото, которые есть в интернете - просто стало невыносимо больно, как разрушили эту красоту... Какая бесхозяйственность.  Этот замок не хуже "Ласточкиного гнезда" был. Я нашла более или менее приличное фото. И то виден вандализм...