Символика в картине Михаила Хохлачёва

Елена Зигаленко
"Звучащее молчание"
Картины современного художника Михаила Хохлачёва, известного за рубежом как Michal Cheval,поражают воображение.
Вот одна из них, под названием "Звучащее молчание", постоянно приковывает моё внимание. Художник пишет картины в жанре абсурда. И "Звучащее молчание" не исключение.
Кому-то может показаться абсурдным и нелепым нагромождение различных предметов, явлений и состояний. Но это только на первый взгляд.
В этой кажущейся нелогичности заключён глубокий смысл.

Нередко можно услышать, что миром правят любовь и страх, а кто-то уверен, что всем заправляют деньги и ложь.
А вот художники-сюрреалисты, да и не только они, убеждены, что миром правят символы.
Абсурдную живопись характеризуют как перевёрнутую реальность. Но кто может с точностью сказать, какова на самом деле реальность?
Каждый видит её по-своему.Уровни восприятия у каждого свои. Поэтому в картинах Михаила Хохлачёва каждый найдёт что-то для себя.

Но символы - это некий всеобщий язык, способ передачи закодированных понятий. Вот таким зашифрованным посланием явилась для меня картина "Звучащее молчание".
Расположенный в её левой части таинственный объект создаёт сильный психологический эффект. Это образ Судьбы, Фатума, Рока, Доли - как ни назови, всё будет правильным.
Не имеющее полового различия Нечто, непознанное, всеобъемлющее и независимое от человеческой воли, - ни увидеть его, ни потрогать!
Недаром на этом Фатуме надета маска - застывший слепок бесстрастного лица с букольками. И что скрывается за выражением лица-маски? То ли доброжелательность, то ли безразличие...
Но Судьба не считается ни с кем! Мы ей абсолютно безразличны, и в то же время, она касается каждого из нас. Поэтому и глаза у маски не глаза, а щели: то ли дремлет, то ли вообще слепая...

Художник тщательно прорисовал воротник Фатума. Это не просто декоративное украшение. В старину такие воротники назывались "мельничный жернов". Так и есть! Жернова Судьбы перемелют всё подряд в пыль, которую сбросят в бездну небытия.
Вон она, там, внизу, в своей ненасытной мрачности... И бездну эту обрамляют стеблеподобные завихрения, своей прихотливой игрой символизируя виражи нашей жизни.

Исследователи выделяют пять функций судьбы: Распределитель, Игрок, Режиссёр, Заимодавец, Судья. В данном сюжете Судьба выступает в трёх последних ипостасях.
О том, что это Судья, свидетельствуют белые перчатки как символ неподкупности и высокого положения. Но суд происходит не по земным законам, а по небесным.
Две функции Режиссёра и Заимодавца сливаются вместе.
Фатум в маске находится  по другую сторону клавира. Такое расположение подчёркивает, что это другая сторона реальности.

Вот Судьба нажимает на клавишу. И это нота "ре" ("rerum" - материя),символизирующая строгий патетический Марс. Связь с небесной сферой подчёркнута тем, что на клавиатуре отражаются звёздные россыпи.
В музыкальной символике нота "ре" означает жертву и долг.

В качестве Заимодавца Судьба более благосклонна к человеку. И об этом говорит нам выражение лица-маски, а вернее, губы. Уголки губ не опущены. Поэтому есть надежда на некую гуманность.
Заимодавец одаривает человека талантом с обязательным условием правильно им распорядиться.
Всё стало на свои места.Нота "ре": жертва и Судья, долг и Заимодавец.

Сверху маску Судьбы прикрывает граммофон с долгоиграющей пластинкой. Грампластинка в реальной жизни - это один из первых носителей звука. На картине её можно рассматривать как символ Книги Бытия, где записаны все судьбы.
Граммофон символизирует овеществление голоса. Но ведь картина называется " Звучащее молчание"! В самом названии зашифрован тайный смысл. И заключается он в том, что в Великом Храме кажущегося вселенского безмолвия только очень чуткое сердце может понять музыку сфер.
Наше ухо может не услышать, но услышит душа и войдёт в состояние гармонии с сердцем и разумом.

Из трубы граммофона вырываются вместе с музыкой сфер кленовые листья как знак мощной силы воли, несокрушимости духа. Хороший это подарок от Заимодавца. И опять сплошные символы. Можно провести аналогию с медными фанфарами, т.е. нравственными испытаниями популярностью. Второе значение - это медь как средство усиления магических способностей, верности и любви.
И несётся листва в безудержном порыве...Это ветер судьбы, ветер вдохновения.

Так для кого же невидимая рука Режиссёра, Судьи и Заимодавца нажала клавишу с нотой "ре"?
Клавиатура плавным изгибом уходит вдаль. Она напоминает хрупкий мостик. На этом музыкальном мостике мы видим грациозную женскую фигурку в бальном наряде: пышное платье и балетные атласные туфельки. Может, это душа человеческая? Но души изображают в виде эфемерных созданий. Обращает на себя внимание то, что хоть и балетные туфельки на героине, но ступает она на всю стопу, вполне по-человечьи. Это образ земной женщины.

Как осторожно она идёт! Ещё бы! Ведь у этого моста нет перил. Одно неловкое движение - и всё...внизу бездна!
Может показаться, что фигурка застыла в нерешительности. Но нет! Она просто слегка замедлила шаг и оглянулась назад, словно бы сверяя свой путь с тем указующим перстом.
На её лице нет маски. О чём это говорит? Ведь мы частенько вынуждены надевать маски. А если её нет, значит у этой женщины чистые помыслы.

Вихрь жизненного потока может подхватить эту хрупкую фигурку и сбросить с клавира. Но не зря же ведь художник изобразил кленовые листья, которые в своём символическом значении помогают обрести душевное равновесие, уверенность в себе. Ведь конечная цель этого пути скрылась в туманной перспективе. И только лоскутки ясного неба проглядывают где-то высоко.

Моё вИдение может и не совпадать с замыслом художника Михаила Хохлачёва. Но в мире абсурда каждый может погружаться в свои иллюзии.
Для меня смысл картины - это стойкость в борьбе со сложностями жизни. И если женщина на картине не может уклониться от предопределения ни влево , ни вправо, то всё равно она старается  писать свою музыку жизни.

И как считали древние китайские философы, познавая все "веления Неба", надо следовать только правильным. Научиться бы различать, где правильные, а где неверные и под музыку сфер двигаться к своей цели.