Власть Модель 3 Иерархия Власти

Шолохов Виталий
Питирим Сорокин еще в середине прошлого века, в своей триадологической «Социальной и культурной динамике» (1937–1941 гг.) утверждал, что мир естественным образом вступил в эру доминирования Интегрального Типа социокультурной суперсистемы, промежуточного между полярными Материалистическим и Идеациональным {Принципиальные положения Биокосмологического развития}.
В статье П.Сорокина "Три главные тенденции нашего времени" он пишет: "новая интегральная теория человеческой личности ... более четко формулирует триадические концепции человека ...Эти концепции рассматривали человека как создание, имеющее три формы бытия: а) бессознательную (рефлексивно-инстинктивный механизм тела), б) бессознательную /рациональный ум/, и с) сверхсознательный творец ("Нус", "Пневма", "Дух", "Душа", "Божественное Я“). В рациональном и бессознательном свойствах человека лежит ответ на древний вопрос: "Что есть человек, что ты заботишься о нем?“ (Питирим Сорокин. Три главные тенденции нашего времени. Интегральная теория человеческой личности. P.A.Sorokin, Social and Cultural Dynamics (New York: Bedminster Press, 1962). II, 141 ff; P.Sorokin, Society, Culture and Personality (New York: Cooper Square Publishers. 1962,) pp. 570-572)).
Следует подчеркнуть, наличие иерархии власти есть одно из первейших условий существования и общества в целом, и отдельных его подсистем.

Модель 3.
В самом общем смысле под властью понимается способность и возможность для индивида, группы, организации осушествлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение и сознание других людей или других организаций, незавсимо от их согласия или несогласия. Таким образом, власть - это определенное отношение между людьми, социальными группами, организациями и даже государствами, из которых одни являются властвующими, т. е. обладают властью, а другие - подвластными, т. е. подчиняются власти. По своему содержани: власть - это подчинение деятельности, поведения и сознан подвластных воле властвующих. Такое подчинение может быть полным или частичным, сознательным или неосознанны, с согласия или при отсутствии согласия подвластных. (РАГС. Учебник по философии)
Вместе с тем власть соблазнительна и коварна. Борьба за власть на всех уровнях общественной пирамиды занимала главное место во всей человеческой истории, во всех странах, всех континентах.
Примем за основу уровни иерархической модели Бытия: «Популяции – Парцеллы – Биогеоценозы», которые  использованы в этой кибернетической иерархической модели живой природы, которая была создана С.Н.Гринченко и опубликована им в монографии «Метаэволюция». [] Выделим из них вертикальный срез: человек, государство, культура.
Анализ модели 3.
Модель Питирима Сорокина – отвечает требованию «триединства». В то же время, модель 3 должна имеет очевидную иерархическую структуру. А разделения на партии, группы и так далее не проявляются абсолютно. Напротив, они имеют место в любой части модели. Такая модель, очевидно, отличается от Моделей 1 и 2. Эти различия обуславливают необходимость в пересмотре «принципа триедичности», точней, в его уточнении.
Уточнение принципа триадичности
Начнем с цитаты. «The formula of Biocosmology – Bio-3/4
Цифра «3» в формуле отражает Триадичность любого жизненного (Органицистского) явления и процесса. Т.е., всегда есть два полюса (имеющих Материальное и Анти-Материальное выражение своей деятельности и эффективности; отрицающего и утверждающего ведущее значение целедвижимых причин), как и всегда есть промежуточное фундаментальное основание, которое содержит (в равном значении) принципы жизнедеятельности, принадлежащие обоим полюсам, т.е. включающее противоположные механизмы регуляции процессов жизни (выражаемых в противоположных причинных понятиях c.efficiens и c.finalis), что единственно и позволяет поддерживать интервал показателей «золотой середины» (в физиологии – гомеостатических показателей).»
Такими образом, цифра «3» также означает Триадическую эволюционную цикличность.» [Хруцкий Константин Станиславович, Доцент НовГУ, Секретарь БКА «Биокосмология – как форма научного Органицизма», 20 декабря 2012г.]
Хруцкий К.С. также пишет, что Биокосмология принимает «в качестве универсального основания... изучения жизненных процессов» принцип Триадичности, «и именно на основании использования универсального принципа Триадичности» - четырех-причинность – «основные космические /Аристотелевские/ причины /движущие силы/: causa Materialis, c. Formalis, c. Efficients, c. Finalis.» (Биокосмологияю Цели и сфера деятельности В таком выборе мы видим противоречие. Если четырех-причинность определяется Аристотелем как «основные космические причины», то логичней было бы именно с них и начинать. Правда, в этом случае мы получили бы не один, а четыре «принципа Триадичности». Действительно мы можем выбрать из «основных космических причин» четыре комбинации по три причины. Такой выбор кажется формальным, но мы имеем намерение показать, что это имеет смысл, если мы все это применим к социологии. Выбор трех причин в виде триединной группы эквивалентен тому, что мы намерены изучать дополнительную четвертую причину. В том случае, если нам необходимо исследовать материальную реальность, то мы должны понимать, что она есть функция остальных трех из четырех причин. Действительно, все четыре причины образуют систему. И нельзя определить какую нибудь из них, не приняв в качестве независимых переменных остальных причин. Такая же ситуация наблюдается при попытке дать определение одной из сторон диалектического противоречия (Гегель).
Рассмотрением физикалистской причины causa Materialis, мы получим модель деятельности человека, выраженную различными физическими средствами. Обозначим именно этот принцип как принцип «Триадичности».
Когда мы учитываем causa Formalis (ФОРМА – ОРГАНИЗАЦИЯ), мы получаем идеалистическую утопическую реальность, в первую очередь – форму организации труда. Плюс математика и теоретическая физика и, в целом, наука помогают нам методически. Окончательно мы получаем модель деятельности государства.
Когда мы учитываем causa Efficients (ЗАКОН – ВЛАСТЬ), мы получаем механизм физической координации членов общества, свобода действий которых часто вступает в противоречие с интересами других людей и государства, в целом. (*) В этих случаях требуется вмешательство силы, вплоть до применения смерной казни. На языке производительности труда мы имеем дело с коэффициентом производительности труда, равным минус ноль деленный на ноль.
Когда мы учитываем causa Finalis (ЭТИКА – ВЕРА), мы получаем механизм духовной координации, выражаемый моралью, основанный на поощрении духовной деятельности членов общества и учитывающий при этом практическую материальную деятельность людей. Поощряется также и совершенствование добродетелей, которые составляют основу комфортного существования человека. В связи с исследованием феномена власти нас интересует, в первую очередь, социальная стратификация по самым разным основаниям. В том числе, - разделение членов социума по партийному признаку. Цель каждого человека – или корреляция с властью, или критика власти, которая в будущем должна привести к ситуации корреляции с властью. Власть возникла и развивалась в процессе эволюции человечества диалектически.
Уточнение «принципа триединства» позволяет нам перейти к моделе 4 в четвертой части эссе.
12/17/2016