В поисках Деда Мороза

Ольга Сафарова
В поисках Деда Мороза (сюжет Всеволода Сафарова)
   
 Оставалось 3 дня до Нового года, и четвероклассник  мальчик Федя возвращался из школы домой со своим рюкзачком на одном плече, - ему так больше нравилось, чем как у всех – за спиной.  И хотя он был очень серьёзный и почти взрослый человек, - как ни как 11 лет! -  он с увлечением поддавал ногой льдинку по запорошенному асфальту и заглядывался на уличные новогодние украшения.  Но от этого увлекательного  занятия он отвлёкся:  засмотрелся  на дерущихся за корку булки воробьёв, которых разогнали 3 голубя, а тех потеснили  две большие важные вороны; а воробьи вернулись и храбро таскали крошки из-под самых клювов у голенастых ворон.
   Федя подумал, что вот какие молодцы воробьи, - маленькие, да удаленькие. Потом он пошёл дальше и стал думать, что вот ведь скоро Новый год и Рождество, и подарит ли ему Дед Мороз в этом году боксёрскую грушу, о которой Федя мечтал с тех пор, как начал ходить в секцию бокса. Вообще-то туда принимали с 12 лет, но Федя был высокий и сильный, и его взяли. Хорошо бы, если Дед Мороз догадается, а может быть написать ему письмо? И тут Федю одолели сомнения: а есть ли вообще Дед Мороз на свете! Он вспомнил прошлогодние таинственные переглядывания и улыбки родителей и как-то засомневался: может, родители письмо его прочитали, а сказали, что это Дед Мороз тогда ему робота-трансформера подарил. Спросить их напрямую? А они скажут – да-да, мол, конечно, а как же, ты вот был хорошим мальчиком и Дед Мороз, конечно же подарит…
    От этих всех сомнений Федя даже остановился, его серые глаза под тёмными бровями невидяще уставились на голые ветки большого куста недалеко от автобусной остановки, куда он как раз и шёл. Из задумчивости его вывело девчачье хныканье и бормотанье: - «…куда же он делся, кошелёк, как же я поеду то…» у куста топталась девочка помладше Феди и отгребала ногой в сапожке редкий снежок под кустом, искала что-то. Федя подошёл поближе:
 - Её, малая, ты чего хнычешь, потеряла что-то?
 - Да кошелёк потеряла,… кажется, вот только-что был здесь, - она взглянула на Федю большими испуганными светлыми глазами, - мама с маленьким братиком,…. не может сама, вот меня в химчистку послала за зимним одеяльцем для него, мы в секондхенде покупили братику, так мама в чистку сдала… А я кошелёк с проездной карточкой….  и деньги там на молоко ещё, мама сказала купить, а я потеряла вот,… да хорошо ещё, – что вот квитанция здесь, в другом кармане,… хорошо - не потерялась, а как ехать-то теперь,…и молоко… - и девчоночка заплакала.
 - Да ладно тебе, - сказал Федя  солидным баритоном, по-взрослому, - мне тоже на автобус  - до дома три остановки, заплачу я за тебя, от завтрака деньги остались. А эта химчистка, которая рядом с моим домом в торговом центре? Да довезу я тебя, не реви…Звать-то тебя как? Маша? – ну, а я Федя.
   Маша залепетала что-то благодарственное, Федя даже засмущался, стянул с головы вязаную шапку, полез пятернёй в русые вихры и решительно сменил тему:
 - Маша, а как, по-твоему, Дед Мороз есть на свете, или взрослые нам сказки рассказывают?
 - Ну, есть, наверное, я его в прошлом году в письме туфельки просила, с пряжечками, так и вышло,…такие, какие мечтала, под ёлкой и были…
  Федю это как-то не убедило, « она же маленькая ещё, лет 8 ей, вот и верит всему…» - подумал Федя. А Маша смотрела на него доверчивыми ясными глазами полными веры в Деда Мороза и смущённо улыбалась.   «А может, и правда, - есть он…» - опять засомневался Федя и вслух сказал:
 -  Вот и автобус, Маша, залезай, давай… - и Федя подтолкнул хлопающую светлыми ресницами Машу и сам поднялся следом на ступеньку.
   В полупустом по дневному времени автобусе  было свободно, и кондукторша дремала на своём кондукторском кресле. Федя подошёл к ней показать свою ученическую проездную карточку и заплатить за Машу, которая доверчиво держалась за уголок его рюкзачка и улыбалась уже посмелее. Федя протянул карточку и 30 рублей:
 - Тётенька, вот за девочку, а у меня ученический…
 Кондукторша вздрогнула, резко выпрямилась, - и вся-то мелочь, да и купюры – так и вывалилось всё из её сумки, -  да на пол, да под  кресла много закатилось и в том числе рулончик крупных купюр под резиночкой. Кондукторша ахнула и кинулась подбирать, а ей никак под сиденья-то : - шубейка на ней, да шарф намотан, да сама толстая, не согнуться. Ну, Федя скинул рюкзачок с плеча, сунул Маше подержать, и собрал всю эту денежную россыпь и рулончик сторублёвок и отдал кондукторше, та его похвалила- поблагодарила, к Маше повернулась:
 - Вот  какой у тебя брат-то хороший, вежливый парнишка! Вот на Новый год Дед Мороз ему подарков-то надарит!
 - Да он и не брат мне, просто он добрый… - пискнула Маша так тихо, что её ни Федя, ни тётенька-кондуктор не услышали, тем более, что Федя как раз в это время солидным взрослым баритоном вопросил кондукторшу:
 - А как вы думаете, тётенька, Дед Мороз разве есть на свете?
 - Да как тебе сказать… - потянула с ответом кондукторша, но тут на остановке вошли пассажиры и отвлекли её и загородили собой от Феди, и ей уже было не до разговоров. Автобус наполнился и поехал, покачиваясь, дальше.  А вот и их остановка, и Федя с Машей вышли.
Вон Федин дом виднеется, вот  и Торговый цент, а через дорогу чуть подальше маленькая церковь.
 - Ну,… - начал Федя, и тут прямо на них с Машей из-за угла выскочила небольшая лохматая беспородная собачка и завертелась, как-то странно подскакивая. Маша ухватилась за Федю:
 - Ой, я собак так боюсь, на нас с мамой и братиком как-то здоровенный наскочил.  страшный, добер…как это? – доберман что ли…так напугал тогда…
 -  Да не бойся ты, она же в поводке запуталась, нога обмоталась, вот она и мечется, - Федя наступил на волочащийся конец поводка, собачка тявкнула и завиляла хвостом. Федя осторожно погладил лохматые ушки и высвободил  лапу из петли, собачка радостно взвизгнула и завертела хвостом, как пропеллером. И тут из-за угла  послышался тонкий  отдышливый  крик:
 - Жужулька, Жужулька, ты где, мне  не угнаться, постой, моя хорошая… - из прохода между домами, отдуваясь и прихрамывая, вышла кругленькая маленькая старушка с палочкой и увидев прыгающую свою Жужульку, Федю с поводком в руке и пугливую Машу за Фединой спиной, запричитала:
 - Жулечка, что же ты сбежала, мне же не догнать… Ах, мальчик, это ведь моя собачка, радость моя единственная…
  Федя отдал старушке поводок:
 - Держите, она в поводке запуталась, а какая она у вас игрунья!
 И правда, собачка, увидев хозяйку, принялась, как на пружинах подпрыгивать на месте, лая, вертя хвостом и хлопая ушами. Старушка слезящимися глазами посмотрела на детей:
 - Ой, спасибо детки, что остановили мою Жужулечку, а то бы – мне-то не догнать и потерялась бы она, дай вам Бог здоровья, и чтобы Дед Мороз вам, всего чего вам хочется понадарил!
 - Бабушка, а он есть ли на свете, Дед Мороз-то! – опять вопросил сомневающийся Федя.
 - А как же, и не сомневайся, милок… - донеслось из-за угла, куда резвая Жужулька уже почти уволокла за поводок семенящую старушку.
 А Федя посмотрел на всё ещё испуганную  Машу и почувствовал себя её покровителем. И это было ему неожиданно приятно: как же, - вот он такой почти взрослый, а она такая маленькая, худенькая и испуганная и ещё он сообразил, что ведь надо дать ей денег на обратный автобус. И он сказал:
 - Пошли в твою химчистку, а потом я тебя на автобус посажу и на билет надо ведь тебе обратный… - и он смущённо ковырнул ногой сугроб – пошли, давай, вон она, химчистка…
  В помещении химчистки стояла небольшая толпа и сильный недовольный гул голосов. Шум постепенно нарастал, и слышались отдельные выкрики:
 - …да что это за безобразие, праздник на носу, а она вещи не выдаёт! Нам какое дело, что компьютер завис, выдавай,  давай по квитанциям!...жаловаться буду!...а вот в инспекцию по надзору!...Да мы тебя…
 Особенно буйствовал какой-то нетрезвый дядька, размахивая банкой пива. За стойкой у компьютера металась девушка  в локонах и круглых очёчках. Глаза у неё были тоже круглые от испуга и растерянности, щёки пылали, а губы и руки тряслись. Рядом с нею мыкалась очень пожилая дама, администратор, что ли, и тоже невразумительно кудахтала, всплёскивая руками. Она лепетала:
 - …так по квиткам этим не найдём мы ничего без базы данных…ах, ну я не знаю, так вот, завис  он,… а мастеру звонили, так он на другой точке,……Ну, когда придёт…
  Федя оставил Машу со своим рюкзачком в уголке, зашёл за стойку к девушке, потому, что  он очень хорошо разбирался в компьютерах, и дома папа ему многое показывал и в школе в компьютерном классе он был любимчиком учителя за свой живой интерес ко всей этой электронике. Он сказал девушке-приёмщице:
 - Давайте помогу, я знаю, как… - и нажал что надо, выключил, включил, перезагрузил. И вот – пожалуйста! Вот вам ваша база данных! И всё заработало, выдача наладилась, а посетители зашумели:
 - Молодец парень, отпустите его без очереди. Заслужил…
 Маша отдала квитанцию девушке, и та вынесла стёганное детское одеяльце, положила в большой пакет и вручила Феде. А нетрезвый дядька даже предложил ему пивка, но Федя деликатно отказался, но спросил:
 - Дяденька, а Дед Мороз есть на свете?
 - Ты что, пацан, большой же парень, сам-то как думаешь?
 - А мне хочется, чтобы был… - мечтательно сказала девушка-приёмщица, встряхивая и складывая чей-то костюм, и очёчки её засверкали.
 Маша и Федя вышли, перешли на другую сторону улицы, направились к остановке. Федя нёс свой рюкзак на плече и Машин пакет в руке, и задумчиво говорил то ли сам себе, то ли Маше:
 - Дааа, одни говорят одно, другие – другое, или эти взрослые врут все, хотя не все, наверное, кто-то из них правду говорит, а на самом деле, есть или нет?
  Они теперь шли  мимо церкви. Из дверей церкви вышел пожилой сухонький священник в чёрной стеганой куртке поверх рясы и седыми прядями волос из-под скуфейки. Он тоже пошёл в сторону остановки автобуса. Маша дёрнула Федю за рукав:
 - А я его знаю, – и показала на священника, -  он моего братика крестил, и на причастие мы  с мамой к нему ходим, это отец Фома, он очень добрый, спроси у него про Деда Мороза, он же священник, он врать не может…
Они догнали его у остановки, Маша застенчиво поздоровалась и сказала, ухватив Федю за рукав:
 - Отец Фома, вот это Федя, он вас об одном очень важном спросить хочет, можно?
 - Да, конечно можно, а это тоже твой брат? Я и не знал что у тебя, Маша, и старший брат есть, помню, что маленького с полгода назад крестили.
 - Нет, это не брат, он просто мне помог… -  и Маша сбивчиво рассказала, как они познакомились.
  - Понятно, так о чём ты хотел спросить, Федя? – выцветшие голубые глаза отца Фомы добродушно глянули на Федю.
 - Отец Фома, вы же врать не можете, вы священник, а то одни говорят одно, другие – другое, кто-то, значит, говорит неправду…- и он выпалил, - Дед Мороз есть или его нет?
  Отец Фома доброжелательно и внимательно смотрел на Федю:
 - А кто и что тебе говорил по этому поводу, и как у вас разговор зашёл, почему  и кого ты спрашивал про Деда Мороза?
  Они сели на скамейку на остановке; подмораживало, Федя снова надел вязаную шапочку, поднял Маше воротник  курточки и рассказал отцу Фоме все сегодняшние приключения и как он всем участникам событий задавал свой вопрос. Отец Фома очень серьёзно выслушал и сказал:
 - Да, Федя, Дед Мороз есть! И это – ты, ты и есть Дед Мороз.
 Федя вытаращил глаза  и так разгорячился от удивления, что снова снял шапочку и пробормотал:
 - Как это – я?!
 -  Ну да, именно – ты.Но ты не единственный Дед мороз, есть и другие, у каждого свой. Ведь Дед Мороз дарит людям радость, помощь, подарки и дружбу, исполняет их добрые, заметь, не злые, а именно – добрые желания, а ты сегодня помог Маше, утешил её и довёз куда нужно, помог тётеньке-кондуктору собрать деньги, поймал и вернул старушке её друга-собачку, помог приёмщице в химчистке,  возмущённым посетителям помог стать добрее. Ты и есть самый настоящий Дед Мороз  для всех, с кем сегодня встретился. А вот идёт наш автобус, Маша, нам по пути, поехали. Федя, не волнуйся, я за неё заплачу. И на Новый год и Рождество, Федя,твой Дед Мороз тоже исполнит твои желания.
  Федя помахал им вслед и пошёл домой; сегодня он очень многое понял и стал немного взрослее.