Сад камней Рёандзи

Анатолий Плюйко
               
Пятнадцать камней у меня –посмотри,*
       за долгие годы я их собирал
в долинах  родных и на склонах Горы ,
  с которой всю жизнь я однажды связал.

И каждый из них выбирал я Душой :
      рукою ласкал их  я , слушая Даль.
Когда отозвалась она тишиной ,
     я  камень свой Сонным Покоем назвал…

А светлая грусть вдруг коснулась  Души ,
          когда мне напомнило что-то о Той ,
встречался с которой в полночной тиши –
         находку назвал я Ушедшей Весной…

Мне Даль посылала звук пения птиц-
        мой камень назвал я Рассветной Зарёй ,
что только успела коснуться ресниц,
        напомнив : День новый взошёл над Землёй…

Повеяло холодом , будто метель
        укутала вновь снежной пылью меня…
Свой камень назвать я  иначе  хотел-
       сложилось названье - Очаг Без Огня.

Однажды в Дали стук копыт различив 
        и камень заметив, что светел и чист ,
 назвал его Встречей , печаль позабыв-
        я понял – он радость свиданья сулит…

 А как-то пытался услышать, но знал -
    сегодня меня не обрадует звук,
 и камень серый ,что в руке   держал,
    в тот грустный  день назвал Печаль  Разлук  …

Журчанье ручья после знойного дня
        из Дали послышалось мне  как-то раз ,
и камень , который в руке у меня ,
    Глотком После Жажды назвал я в тот час  …

Сверкание молний и гром из-за туч
         сулила мне Даль –что поделать я мог,
  чтоб  камень ,  скатившийся вдруг с горных круч,
     назвать не иначе как  Спутник Тревог…

А если   светилась сиянием Даль
      из детства волшебною  доброю Сказкой,
и дней, что ушли навсегда, стало жаль,
     я  камень назвал в память Матери Лаской.

Порой непростым был мой выбор пути,
    и вряд ли бы кто дать смог дельный совет,
но вдруг посчастливилось камень найти,
    который назвал я  Отцовский Завет.

В моём одиночестве скрасил мой быт
  друг детства, свершив мне немалую службу-
я понял вдали вовсе я   не забыт!
  В тот день камень назван был Верною Дружбой.

Когда же томление стиснуло  грудь-
      не  в силах узнать , что же шепчет мне  Даль,
не в силах понять звуков трепетных суть ,
      и сердце – то глина , то твёрдая сталь…
 
То холод в руках ,то волнуется кровь,
           покоя ни ночью, ни днём не найти
волшебный в руках моих камень- Любовь,
           как чистый родник у меня на пути…


Так снова и снова в свой Дом приносил
          для Сада Камней я  все эти Дары ,
  в обитель души вроде полные сил
           и Дали неблизкой и близкой Горы…

Пятнадцать камней у меня собралось-
     раскладывал их я в неспешном труде ,
 навек позабыв Праздность ,Зависть и Злость,
     любуясь Природы Красою  везде! 

И в общей Гармонии форм и цветов
     мой Сад успокоился в свежей траве,
и я был Душой возродиться готов ,
     но что то мешало для этого мне !..

Я камни свои ,оглядев , сосчитать
     пытался -четырнадцать  их предо мной…
С другой стороны я зашёл , но опять
    четырнадцать видел их перед собой !..

И как ни ходил я кругами в Саду ,
       и сколько все сразу ни думал узреть –
пятнадцать все сразу никак не найду
       и с этим придётся – увы !- умереть ...

Так жизнь моя после текла и текла-
      то нет в ней Покоя , то вновь весела ,
то вместо Зари потемнел небосвод ,
      то вместо Любви Жалость в Сердце живёт…

............
*Сад Рёандзи
Сухой сад  или сад камней построен, как считается в 1499 году мастером Соами. Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.

Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зелёный мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
....................

Иллюстрация автора стихотворения.