По конкурсу Русская классика. Ф. Достоевский

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/10/27/5107 - Конкурсная страница (Достоевский)
http://www.stihi.ru/2016/12/16/3906 - Итоги конкурса

Начало статьи - http://www.stihi.ru/2016/12/17/3234 (Предисловие) и  http://www.stihi.ru/2016/12/19/5872 (Чехов)

Надеюсь, что многие из вас уже прочитали мой разбор конкурсных произведений по прозе А.П. Чехова и вам понятен принцип отбора наиболее удачных произведений.

В организации конкурсов по Чехову и Достоевскому  есть моя ошибка: я с самого начала написала в объявлении о возможности приема на конкурс стихов, посвященных писателю или личным мнениям участников о творчестве классика: жанр поэтического переложения не был заявлен мною, как обязательный. Теперь я понимаю, что это - разные жанры и разные стихи, оценивать которые в одном конкурсе было неправильно. Учту эту непродуманность в  будущих турах литературного конкурса.

Итак, творчество Ф.М. Достоевского.

Он столь же велик и глубок содержанием, как и А.П. Чехов, но совсем не похож на него. Если Чехов всегда краток - большой любитель отсекать все лишнее из своих текстов, то Достоевский куда более многословен. Чехов только погружает нас в мир своих персонажей - очень живых, многогранных, но никогда не осуждает  их и не хвалит, предоставляя все выводы делать нам, то Достоевский постоянно размышляет о человеческой душе, анализирует, мучается сомнениями, задает вопросы, спорит с собой. Причем, не обязательно авторскими монологами - спорят и мучаются все его герои, очень совестливые, бездонно глубокие, противоречивые, которые и грешат, и страдают от своего несовершенства, рассуждают о всеобщем добре и зле куда чаще, чем о  своих частных невзгодах. Достоевского нельзя  читать быстро - он заставляет нас думать, а мы почти разучились делать это. В его произведениях  авторское побуждение к размышлению и осмыслению всегда важнее внешнего сюжета.

Участники конкурса в основном писали свои стихи по двум произведениям Достоевского - "Братья Карамазовы" (по которому я подготовила статью) и "Преступление и наказание" Последнее, как мне  показалось, многие не прочли, поскольку посмотрели фильмы либо 1969г, либо 2007г, откуда и получили о них представление. Никого не заинтересовал и текст "Идиота" (очень непростого во всех отношениях романа!), никто не обратился к петербургским повестям ("Бедные люди", "Белые ночи", "Неточка Незванова", "Униженные и оскорбленные"). То, что авторы не брали для подробного переложения "Бесы" - вполне ожидаемо: это и сложно, и  слишком уж нелицеприятно, потому что  современно. Достоевский вообще во все времена был и будет удивительно современен для России, если, конечно,  обращаться к нашей подлинной душе, а не к внешним, наносным проявлениям бытия.

Поскольку в советское время Достоевского в школе не проходили, а в 90 годы и далее из многих нас целенаправленно и изощренно изгоняли привычку к серьезному чтению и  интересу  к русской культуре, то вовсе не удивительно, что участников конкурса было мало, а взятых за образец  книг - всего 2. И на том спасибо. Могло быть и хуже.

Разбор  конкурсных произведений, написанных по прозе Ф.Достоевского,  я сделаю по образцу разбора чеховского конкурса, разделив все стихи участников на 4 группы. Только примеров будет меньше.  Да и комментировать каждое стихотворение я не хочу  - оцените стихи сами, ибо мои критерии оценки  уже даны в предыдущей части статьи.  Буду очень рада вашим отзывам - рецензиям на отдельные стихи участников, а то меня иногда ругают, что я высказываю в статьях только собственное мнение.

Номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете.

************************************
группа 1. ОБО ВСЁМ СВОЁМ, КРОМЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА.

При написании этой группы стихов  автор не придерживается текста прозаика и вообще почти не касается темы произведения. Это стихи либо о писателе, либо о себе самом, где есть собственные размышления о чем-либо. 

32. О Достоевском. Елена Чернышова Щербакова

Мне лично дорог Достоевский
За ум и сердца глубину.
Вы правы – да, он ошибался,
Но цель имел он лишь одну.

Вы упрекать его хотите
За нервных хлюпиков, за то
Что слишком много веры в бога
Придал он русскому народу,
Что не верна его дорога,
Слова и мысли – всё не то!

Среди надрывов, мрачных красок
Ты не заметил, человек,
Что как никто в своих героях
Он отразить стремился век.

А мы, в невежестве глубоком,
Умом блеснувши недалеким,
С презреньем бросим пару слов
О Достоевском. Мир таков…

Ведь звезды, много ярче солнца
Нам не видны, увы с земли.
И коль понять вы не смогли
Его надежд, его любви –
Так вы её не заслужили!
Ведь он в сомненьях прожил жизнь,
А вы - спокойно слишком жили!

31.  Бесам всех времен и народов посвящается. Андрис Сайнио

Я, размышляя, ярко представляю:
На сцене жизни – разыгралась пьеса,
И вдохновенно роль свою играют…
Бесы

Они давно доподлинно решили,
Что будет лучше в наших интересах,
И не поймешь – они святые… или
Бесы

Живут они на жизненном пределе,
Но не питая к жизни интереса,
Своих абстрактных достигая целей…
Бесы

Они людскими судьбами играя, – 
Уверенные, бойкие повесы –
Ведут их в дверь придуманного рая…
Бесы

Своею жизнью с легкостью рискуют
Во имя идеалов и прогресса,
Но также просто – жертвуют чужую…
Бесы

42. По «Братья Карамазовы». Александр Петрович Злыгостев   

О вечном размышляем на Стихире:
Что движет миром? Что - добро и зло?
Как в древности, так в современном мире –
Не решено и от души не отлегло.

Объять романы Достоевского едва ли
В стихах коротких просто и легко.
Как айсберг этот гений перед нами.
Не смею тронуть пОходя его.

В анализе коротком преуспеем…
И для себя мы много обретём…
Вопросы вечные задать сумеем…
Задумаемся: - Так ли мы живём?

Достигнем совершенства богомазов.
Свой облик мы возвысим до высот
И станем, как Алёша Карамазов:
«…Он… не заботился, на чьи «средствА» живёт…»*

группа 2. СТИХИ - КАК КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНЧЕННОЙ ЧАСТИ  ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАПИСАННОЕ СВОИМ ЯЗЫКОМ.

Такие пересказы прозы стихами почти никогда не имеют успеха и, в общем-то,  никому не нужны: было бы странно многостраничный объем романа или повести, или даже отдельной его главы   превращать в краткий  зарифмованный сюжет, где язык не авторский, а фабула - заимствована. Если не удаётся сохранить стиль речи и дух произведения, то не стоит и браться за переложение ТОЛЬКО СЮЖЕТА.

33. Притча о луковке По  "Братья Карамазовы" Авраменко Наталья

 «Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел»/Ф.Достоевский/.

Проживала когда-то на свете
Злая баба, на редкость сварлива.
Проживала до самой до смерти
Жизнью, может быть, даже счастливой.

Но покинула бренное тело
Эта злая душа в одночасье,
И, конечно же, очень хотела
Обрести и небесное счастье.

Только Богу она не угодной
Оказалась без доброго дела,
Ведь искала всю жизнь поудобней
Положенье для бренного тела.

Ни молитвы какой, ни смиренья
Не нашёл в ней Господь милосердный,
Но лишь Ангел с завидным терпеньем,
Предлагал ей защиту усердно.

Он летал над жилищем старухи,
Он заглядывал в окна соседей,
И в молитве протягивал руки,
Приближаясь к духовной победе.

Злая женщина мучилась Адом,
В диком озере огненном выла.
Пролетая однажды над садом,
Ангел вспомнил: "А доброе было!

Отдала подопечная как-то
Старой нищенке луковку даром.
Хватит, милая, рваться да плакать,
Истязаясь греховным пожаром!

На, держись, я тяну что есть силы,
Эта луковка будет спасеньем,
И восстанешь из мрачного ила,
И настанет твоё воскресенье!"

Уцепилась старуха за хвостик,
Но другим тоже в Небо охота,
И схватились за бабкины кости,
Чтобы вылезти с ней из болота.

Заорала бабище истошно:
"Не для вас я тот лук подавала,
Отпустите, противные рожи!"
И как только такое сказала,

Оборвался тонюсенький хвостик,
Полетела старуха обратно.
Не спастись ей от собственной злости,
Не жалея сестру или брата.

Ангел - бабий Хранитель заплакал,
И всемилостив Бог, да не в силах,
Укрощая греховное пламя,
Воскрешать злых людей из могилы.

группа 3. СТИХИ,  НАПИСАННЫЕ ПО МОТИВАМ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ГДЕ РЯД МЫСЛЕЙ  ПРИВНЕСЕНО АВТОРОМ СТИХОВ 

34. По "Братья Карамазовы" . Алена Шарифова

Душа не принимает рая
И видит ад, живя в раю.
И  в слово : "Рай вам подарю!"
Не верит, суть не понимая.

У искалеченой души - глаза слепы,
Не слышат уши,
В борьбе за обладанье Грушей,
Изъели мысли, словно вши.

Не разумеют жизнь они
Нечеловечески паучью,
И размышляя: "есть ли крючья
В аду..." - проводят свои дни.

И есть ли Бог? И есть ли грех?
И как прожить, чтобы не жалко
Им умирать...
А в небе ярко
Горит звезда - одна для всех!

35. По "Братья Карамазовы". Алеша. Попова Наталия Борисовна

На землю слабым юношей он пал,
Иссяк у Алексея сил запал,
Целуя и слезами обливая,
Защиты он искал, земного рая,
И ангел света душу посетил,
В ней мужа благородного взрастил.

Творца возносят мощь за веком век
Вся красота, вся цельность мирозданья,
Божествены природы начинанья,
Ищи в природе силы, человек!

36. По "Преступление и наказание". Нелли Мершон

Ночной полёт из глубины подушки
И в темноту чахоточную век
Какие - то безглавые старушки
Кишки мотает семенящий бег

Раскольников фамилией расколот
На до и после… смерть Елизавет
Ущерб попутный, ну… попутал холод
Всегда дающий ледяной совет

Впиталось оплывающее тело
В матраца мякоть... и поехал стул
И почему - то захотелось плакать
Стена твердела… Взяв на караул
Обвисшая гардина поседела
Когда квартиру паралич разбил
Ну, почему... всем до всего есть дело
От месяца… до рвущихся перил

39. Раскольников По "Преступление и наказание".Людмила Ревенко

- Так имею право я  убить?..
Мы в России.
         Жизнь по Достоевскому.
Словно Гамлет:
         быть или не быть,
Что проходит по проспекту Невскому.

Сколько их проходит - там и тут,
У кого
         угасла искра божия…
Их потом конвоем поведут,
Им то что, а близким горе множится.

Не осушишь, если право взял.
Ни одной слезинки,
         даже маленькой…
Если духу сердца ты не внял,
То и дело не в Алёне старенькой.

группа 4. ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ  ОТРЫВКОВ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ  СОХРАНЕНИЯ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА И  ДУХА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

К этой группе стихов относятся все авторы,  которые  пытались поработать с конкретным отрывком и старались проникнуть в его лексику и замысел писателя , не подменяя их собственными.

37. По "Преступление и наказание"Соня Мармеладова. Ольга Альтовская 

Да, преступила! Сердце надрывая,
Вновь продаюсь. И мне цена – гроши.
Какая я: живая, неживая –
С надрывами измученной души?

От липких рук, от взглядов похотливых
Отмыться ли? Забыть ли свой позор?
Мне места нет средь гордых и брезгливых.
Но как идти судьбе наперекор,

Когда работа мерзостно-доходна,
Когда паденьем кормится семья?
Лишь искупать порывом благородным
И жалостью к униженным, как я.

Лишь верить: не напрасны наши муки –
Бог любит нас, услышит и простит,
Он грешные целует наши руки…
И пусть мой путь поруган и разбит –

Он к Богу, к милосердию – до края.
В сочувствии к несчастным – до конца.
Душа жива:  надеется, страдая,
И утешает бедные сердца.

38. Монолог Вел. Инкв.-1. По  «Братья Карамазовы» гл. V Николай Сыромятников 

« ...Зачем же Ты пришел нам мешать? Ибо Ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто Ты, и знать не хочу: Ты ли это или только подобие Его, но завтра же я осужу и сожгу Тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал Твои ноги, завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к Твоему костру угли, знаешь Ты это?...»

Мне привели тебя... Но слишком долго
Ты шёл сюда, мой милый Гость, - здесь всё сбылось! -
Пятнадцать сотен лет! – не малый срок небось, -
Но нынче - не  клокочет наша колба, -

Покой! ... и нету бунта, злобы, торга, -
Всё улеглось, поверь... и все довольны всем,
Мне бунт противен, он совсем – невыносим,
Здесь – благодать, - скажу об этом гордо!

Как тяжело ответственности бремя!
Не правда ли, мой непокорный Гость? - во лжи
Весь мир, - его хоть так, хоть эдак положи, -
Все постулаты врут, а теоремы, -

Не видят, право, никаких решений...
Но я нашёл... Здесь выход гениально прост, -
Пускай растёт везде и ширится нарост,
И сам страдает от своих смещений,

Пузырь созрел, - всё здесь, ему не лопнуть,
Пускай ликует лоно, чрево, естество, -
Ему простительны, и лень, и хвастовство, -
Успеть бы всюду, - жизнь так мимолётна!

Всесильны только равенство и сытость,
Покой душевный и обилие хлебов,
Отсутствие усилий... лишних здесь богов, -
Не действенны ни домыслы, ни святость ...

Поэтому – уйди!... Оставь в покое...
Возьми своё себе... Я так тебя люблю! -
Зачем противоборство вековое? -
Не смей мешать! -
Иначе –
Я
Тебя
Спалю...

40. По "Братья Карамазовы". Монолог Вел. Инквизитора. Николай Сыромятников

Небо над Россией - сгусток смысла,
Нимбы в нём ютятся, топоры,
Тройки мчатся с гиканьем и свистом
Черти и святители Петры...
Бог молчит, одолевают бесы,
Со звездой звезда не говорит,
На глазах - повязка, муть, завеса,
Вечности не ясен габарит,
Громыхая криками проклятий,
Язвами пугая, сея страх,
Разнесчастный, сам почти рогатый,
Человече - с думой о кострах
Адских, о идиллии небесной,
О добре... неистребимом зле, -
Пресмыкаясь гадом, слёзной песней,
Плачет на заплёванной земле...
Жалкий, непонятливый, лукавый,
Жмётся неуклюже, - всюду хлам,
Пламя, страх, окалина и лава,
Зло и святость всюду пополам...
Где опора? - всюду смрад и копоть! -
Хохот, поклонение тельцу,
Адский визг, утопия и топот, -
Кровь и грязь размажут по лицу:
« ...Бог не прав, Великий Инквизитор, -
Тоже! – вероломен, зол и лют! -   
Кто же я? - не более чем зритель, -
Сам себе я буду абсолют...
Плюну в небо пошлое отныне, -
Ницше прав, - вся вера для тетерь...
Воля и свобода - вот святыни! -
Я туда пинком открою дверь.

41. По "Братья Карамазовы". Ника Лавинина

Старик своих не любит сыновей.
Он думает, что любит Аграфену –
Светлову Грушу. Досаждает ей:
Боится вероломства и измены.

Глаза её заманчиво глядят,
Да только руку я ей не целую…
Гляди-ка, Груша, Митя очень рад:
Он и блудницу любит – как святую.

Не думала, что ты пойдёшь за ним –
На каторгу, в Сибирь, морозом греться,
Что жить, дышать ты будешь им одним,
Что на любовь способно твоё сердце…

Алёша Карамазов – добрый брат
И кажется посланником от Бога.
Но нет – он тоже чувствует распад.
И слишком «карамазовщины» много

На эту душу Божьего раба:
«Иван, как можно говорить такое?!»
И демон карамазовского лба
Алёшу всё сильнее беспокоит.

Вдруг в царствие небесное билет
Не примет брат Иван и усмехнётся:
«Я жизнь люблю, Алёша. Только нет
В ней Божьей правды. Вечное сиротство,

Как слёзы, не осушит ведь Творец,
Заставив мать с убийцей примириться
Замученного сына. И конец –
Такой – ужасен, как присяжных лица.

И никакие листики весной
Не смогут примирить меня с судьбою.
Ты знаешь, что такое жить с виной –
Безумца, Карамазова, изгоя…»

43.  По "Братья Карамазовы" Напутствие  о.Паисия. Ирина Ревякина

Помни неустанно, юный,
Что теперь в последний век,
Всё святое мир учёный
Разобрал. И человек

Разуверился в святыне,
Изучая по частям,
Что завещано святыми,
Суть ища лишь в мелочах.

Целое же просмотрели!
А оно нам – на века!
И его не одолеют
Даже адовы врата.

Удивления достойно
До какой же слепоты,
Рассуждая жёстко, вольно,
Мир дошёл, как до черты.

Но незыблемо! Ведь в душах
Облика Христова суть.
Кто пытается нарушить,
Выбрали неверный путь.

Высший образ человеку
И достоинству его
Дан Христом. И мудрость века
Не изменит ничего!

Мир в соблазнах! Не забудешь
Слов напутствия моих.
Млад еси. Потом рассудишь,
Но не хватит сил твоих.

44. Илюша. По "Братья Карамазовы". Тамара Гаврилова 5   

Устав от слёз, он провалился в сон.
Белели  руки, тонкие, как плети,
безжалостной  болезнью истощён,
он был под одеялом чуть заметен.

Он часто и прерывисто дышал –
во сне опять вползала  по-паучьи
на грудь к нему тяжелая душа
загубленной его руками Жучки.

Он звал её, прощения просил,
кричал ей: - Выплюнь хлеб! Внутри иголка! –
и просыпался, и лежал без сил,
и вспоминал, и плакал втихомолку.

Отец ворчал: - Смотри, как похудел.
Попей хоть чаю с пряничком, Илюша,
и не терзайся, ты ведь не злодей,
а просто зря дурной совет послушал.

Молчал Илюша, опустив глаза,
облизывая ссохшиеся губы,
и думал, повернувшись  к образам:
«Быть может, пощадит и не погубит».

И вот – сюрприз: в морозный ясный день
привёл собаку Коля - друг Илюши,
он рассказал, что несколько недель
учил её служить и быть послушной.

Она вбежала в комнату, как вихрь,
в ней было столько радости и жизни,
что даже Коля вдруг на миг притих,
а после с нарочитой укоризной

проговорил: - Внимательно смотри:
и глаз кривой, и  уха край закручен…
И сердце гулко прыгнуло внутри,
Илюша закричал: - Да это… Жучка!

Он побледнел, потом напрягся весь,
внезапно обнял голову собаки,
лицом нырнул в её густую шерсть
и, обомлев от счастья, чуть не плакал…

Он спал спокойно в эту ночь, без слёз,
во сне он видел тёплый серый камень,
свою могилку между двух берёз…
И улыбался бледными губами.

46. По "Братья Карамазовы". Мари Полякова

Оно случилось. Всё произошло –
Слова исторглись горьким бурным ливнем,
И резали, как битое стекло,
Студили душу, как морозный иней.
Любила? Нет! Не нужен ей Иван,
Держала при себе лишь для отмщенья
За Дмитрия и за его обман,
И за измены, и за оскорбленья.
И гордой женщине не нужен друг,
И, что Иван любил, совсем неважно.
В изломанной судьбе любовь-недуг,
Как в горле иссушающая жажда.
Любила Митю? Нет. Была верна
И только тешила свою гордыню.
Простив за унижения, она
Обиды сберегала, как святыню.
Нет продолженья. Это, как обрыв,
Где не дождешься никакой пощады.
И невозможен больше сей надрыв!
Никто не ждет от той любви награды.

Примеров достаточно.

Скажу сразу - отнесение стихов к 3 и 4 группам условно: подобрать точные отрывки к каждому поданному стихотворению  у меня нет ни времени, ни сил. Трудно сказать, насколько близко к оригиналу написаны каждые стихи. Еще одна моя ошибка - я не потребовала текста оригинала  от участников конкурса на приеме заявок. Учту свой недочет в следующем туре.

Не сердитесь, что я не комментирую в этот раз ваши стихи. У меня сложилось ощущение, что мои бессонные ночи ради подборки текстов к конкурсным стихам и все мои кропотливые разъяснения к стихам  - нужны только мне самой. Может быть, без них даже лучше? 

Читайте, думайте, присылайте свои мнения: вы ведь все - писатели и поэты, издающие свои произведения, имеющие звания и регалии, имеющие свое авторитетное мнение и  побеждающие в престижных для вас конкурсах, а я - рядовой любитель поэзии, энтузиаст, но  даже не филолог по образованию.  Успехов!

Ваша АлКора.20.12.16.