Экспертный обзор. Денис Соболев. Итоги года-2016

Большой Литературный Клуб
Высказывая любое оценочное суждение, необходимо начать с тех критериев, на основании которых эта оценка производилась. Как мне кажется, хорошо рифмовать сегодня умеют очень многие, но я не уверен, что это умение является сущностным для поэтической речи в настоящий момент. Поэтому в отдельных стихотворениях я искал, в первую очередь, не благозвучия, а относительно цельного поэтического высказывания или относительной цельности стихотворения как произведения искусства. Это не одно и то же, но в тех случаях, когда то или иное стихотворение соответствует обоим описаниям, вероятность того, что «чудо» поэтического слова, в его отличие от различных форм повседневной и газетной речи, действительно произойдет, становится значительно выше. В подборках я искал большего: расширения (хотя бы и небольшого) привычных границ и возможностей поэтической речи. Такая цель, в свою очередь, обычно требует существования выраженных эстетических связей между различными стихотворениями, включенными в подборку. В обоих случаях для меня была важна индивидуальность поэтического голоса; поэтому «стихотворения под» (Бродского, «крестьянскую поэзию» от Есенина до Рубцова и т.п.) приходилось исключать - даже в тех случаях, когда с формальной точки зрения они были хорошо «сделаны». В этом смысле мне было важно то, что поэзия - еще и искусство видения мира, и себя в мире, а не только искусство построения фразы; но я понимаю, что этот критерий не является самоочевидным.
Как мне кажется, удачных (по крайней мере, в этом смысле) подборок оказалось значительно меньше, чем хороших отдельных стихотворений. Вероятно, составление подборок – это отдельное умение, которое требует несколько иных навыков. Возможно, ему необходимо сознательно учиться. Из подборок мне показалось оправданным выделить подборки*: 1 (за точно выраженные нюансы мгновенного чувства со многими разнородными составляющими), 8 (за выразительную метафорику, достигающую сложных поэтических эффектов), 11 (за получившую новое и остро ощутимое звучание поэтику повседневности с ее, казалось бы, «простыми» деталями), 19 (за воображаемые образы, балансирующие на неожиданной грани аллегорической фигурации и самоиронии), 21 (за новые использования поэтической речи, направленные на интроспекцию и выражение сознания, обращенного, в первую очередь, «внутрь» – даже при рассказывании истории), 24 (за поэтическую реальность, в которой различные пласты поэтической речи перемешиваются, проникают друг в друга и создают новые и неожиданные поэтические переживания). Отдельных хороших стихотворений было много, для шорт-листа из десяти стихотворений пришлось вычеркивать и яркие, и достойные тексты; мне жаль, что не удалось включить в список все стихотворения, которые мне понравились. К сожалению, прокомментировать все хорошие стихи невозможно; про каждое из них можно было бы написать короткое эссе.
Несколько слов о тех вещах, которых ощутимым образом не хватало. Составив первичный список отдельных стихотворений, я исключил из него тексты, неожиданно сбивающиеся в фальшь, клише, штампы или пересказ общих мест. Эта же проблема существовала и в отношении многих других стихотворений. Она существует и в отношении многих из тех подборок и отдельных текстов, которые присылают в журналы, в редколлегиях которых я состою. Она существует на разных языках. Как мне кажется, это означает, что в мире, в котором уже столь многое было сказано, и уже столь много стало штампом, поэт больше не является конечной инстанцией по части оценки своих стихов –важно стараться показать их другим еще до публикации. А еще нам очень не хватает поэтической критики (с прозой дело обстоит лучше). И еще – оказалось, что настоящий момент человеческого существования в том мире, который фактически нас окружает, в относительно малой степени отрефлексирован в поэтической речи – и еще реже удается найти новые поэтические языки, которые бы сделали возможной подобную рефлексию. Возможно, в этом заключается одна из центральных задач поэтической речи сегодня.

ВЫБРАННЫЕ ПОДБОРКИ:

Подборка 1.
ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА  (три шорт-листа в июле-2016)
1. Водовозное  http://www.stihi.ru/2016/04/12/5078
2. Стихийное  http://www.stihi.ru/2016/04/12/11797
3. Карандашное  http://www.stihi.ru/2015/04/30/9602

Подборка 8.
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА (отборочный тур)
1. слово и слова  http://www.stihi.ru/2014/04/02/523
2. две стрекозы, сплетённые любовью...  http://www.stihi.ru/2012/07/06/8446
3. голос  http://www.stihi.ru/2012/04/26/1835

Подборка 11.
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА (отборочный тур)
1. поговори со мною дворник  http://www.stihi.ru/2016/10/07/8918
2. роился снег под лампой  http://www.stihi.ru/2016/10/28/1589
3. бог дал мне всё  http://www.stihi.ru/2016/07/26/7062

Подборка 19.
ЛЮСЯ ПИКАЛОВА (три шорт-листа в марте-2016)
1. Лиса http://www.stihi.ru/2015/01/15/7350
2. медведь http://www.stihi.ru/2014/08/21/7447
3. Шаман http://www.stihi.ru/2016/06/14/5038

Подборка 21.
МИХАЛИНА ДИКОВИЧ (три шорт-листа в январе-2016)
1. Луна во мне http://www.stihi.ru/2016/07/05/5676
2. Скрипачка http://www.stihi.ru/2016/01/01/3180
3. Это такая особая глухота http://www.stihi.ru/2016/07/11/4091

Подборка 24.
СВЕТЛАНА СОЛДАТОВА (ТЭЙМИ ЛИНН) (5-й открытый чемпионат Балтии по русской поэзии - 2016)
1. Гаммельнская крысоловка http://www.stihi.ru/2016/01/20/12191
2. Гадание на хлебных крошках http://www.stihi.ru/2016/01/20/12155
3. На два голоса http://www.stihi.ru/2016/01/20/12311


ВЫБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

5.1.
АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ
Внутренний перенос  http://www.stihi.ru/2016/01/22/8236

6.3
ГАЛИНА ИЗЗЬЕР
Письма, оставленные на Оэле  http://www.stihi.ru/2016/09/15/9571

8.1
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА
слово и слова  http://www.stihi.ru/2014/04/02/523

11.1
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА
поговори со мною дворник  http://www.stihi.ru/2016/10/07/8918

14.2
АЛЕКСАНДР КРУПИНИН
это путь на калище  http://www.stihi.ru/2016/07/24/4999

17.3
ВАЛЕРИЙ ТРОФИМОВ
Холодно в старых домах http://www.stihi.ru/2016/11/05/1406

19.3
ЛЮСЯ ПИКАЛОВА
Шаман http://www.stihi.ru/2016/06/14/5038

20.2
ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА
акулина http://www.stihi.ru/2015/01/18/5246

21.1
МИХАЛИНА ДИКОВИЧ
Луна во мне http://www.stihi.ru/2016/07/05/5676

24.1
СВЕТЛАНА СОЛДАТОВА (ТЭЙМИ ЛИНН)
 Гаммельнская крысоловка http://www.stihi.ru/2016/01/20/12191


-------------------------------
*Подборки стихотворений, включенные в лонг-лист, рассматривались экспертом в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены редколлегией при подготовке обзора к публикации - ГР БЛК.