Не стоит село без праведника

Иван Дерюжин
Село тем и отличается от города, что оно более патриархально и архаично. Рождающиеся здесь явления встречают в деревне, часто подозрительно и неприветливо, считая чем-то дурным, идущим не от бога.
Да мне можно возразить, мол город несет не только дурное влияние и что есть в идущем оттуда много положительного, например, того же водопровода, канализации и еще много чего хорошего. С этим утверждением, пожалуй, не стану спорить, ибо рискую затеять ненужную полемику. Хочу сказать вот о чем, эта архаичность не всегда отрицательна: деревенская среда она мягче добрей и наивней всегдашней городской сухости и сама почва для праведной жизни тут немного мягче.К тому же, сама Русь напоминает прежде всего сельскую местность: крестьянин-мужик, баба, земля и вера и т.д. Чтобы не случилось в жизни, плохое или хорошее, а вера прежде всего: забудешь сегодня помолиться, пообщаться с богом, как умеешь, то завтра
обязательно скажешь:«С Богом иди». И так в истории нашего народа
всегда и было ведь, все тысячи лет, от князя Владимира до наших дней. И так было правильно, ибо вера помогает жить в самые трудные времена.
Еще одной чертой нашего многоликого народа является радушие и безобидный нрав.
Суровы к врагам, милосердны к побежденным и готовы снять последнюю рубаху и снести горницу родного дома для просящих. Да это именно про нас и даже самые заядлые наши неприятели с этим утверждением в полный голос соглашаются. Здесь можно перечислить еще множество признаков и черт типичного русского обывателя из сельской глубинки, но достаточно будет сказать, что все они и
перечисленные, и не упомянутые воплощены в образе главной героини рассказаАлександра Исаевича Солженицына созданного в 1959 году «Матренин двор».Героиня Солженицына не первая народная героиня в русской литературе. Это
типичная крестьянка, каких было и в жизни, и в книгах достаточно. Присущие ей черты,такие как трудолюбие и страдания, мы видим в стихах Николая Некрасова, например,написанных веком ранее, однако, на мой взгляд, то что жизнь и гибель Матрены Васильевны, описаны очевидцем, ведь у героини был реальный прототип, дает нам возможность оценить ее праведность, народность и приглядеться к жизни таких: одиноких людей еще ближе не так ли???
В чем же заключается жизненный подвиг Матрены Васильевны и ее праведность??? На мой взгляд ответ на поставленный вопрос, прост: Матрена Васильевна проста и бесхитростна. Не берет денег за труд, в котором по словам автора «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа-работа» не сильно хлопочет за свою пенсию, даром отдает горницу и делает шаг к гибели: своей и своего дома, это тем более контрастно на фоне непонимания, остальной части окружающих героиню людей, о чем и говорит Солженицын в конце рассказа: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая есть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка,фикусы.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся наша земля». Большое место в рассказе уделяется символам, которые очень просты и доступны читателям: так, колченогая кошка — это во многом сама Матрена Васильевна,исчезновение кошки, животного охраняющего дом от мышей, разной нечисти сам по себе дурной признак для дома и хозяев. Сами мыши, которые начали особо сильно шуметь за обоями, это родственники героини, стремящиеся поживиться тем немногим, что осталось после ее смерти. Нельзя упомянуть козу, которая, в данном случае еще и отображение скромности. Но самым главным символом остается разрушение дома и горницы,окончательное искоренение домашнего очага, остатков семейного тепла и воспоминаний
Если сравнить рассказ с историей Ивана Денисовича, то несмотря на явно
автобиографичность обоих произведений, то «Один день…» уделяет куда больше внимания к истории самого Солженицына чем «Матренин двор», где автор лишь свидетель потрепанной, но не сломленной человеческой судьбы (Матрена Васильевна полна решимости жить, хоть и понимает, что не долго ей осталось быть на этой земле) о нем самом известно не очень много, как и автор прошел войну, систему исправительных лагерей, выйдя на свободу ищет себя и учительствует. Сходство Ивана Денисовича и Матрены Васильевны в уважении к труду, в стремлении быть честным перед собой в стремлении жить, различие же в их в социальном положении, в круге их общения и образе
жизни.Игнатич-как называет рассказчика хозяйка дома, уважительно относится к хозяйке,но при этом мало принимает участия в ее судьбе, не принимая участия ни в краже торфа,ни в помощи по хозяйству, ни в огороде, больше примеряя роль, стороннего наблюдателя,что тоже не слишком правильно. Матрена Васильевна Григорьева, простая русская крестьянка, прожившая жизнь в горе, заботах и тяжком крестьянском труде, является одним из символов русского народаи крестьянства. Сама ничего не имея и не желая, она стала жертвой скупости-скупости своего деверя и родни которая оказалась просто неспособной понять праведническуюмиссию этой необычной и сильной женщины.
Солженицын вывел образ сильного духом и чистого сердцем героя, живущего в условиях тоталитарной страны, когда власти мало интересовались судьбой простого народа, во время постоянных притеснений, когда многие люди становятся доносчиками,преступниками и т.д. Героя сумевшего сохранить доброту и душевность.