Театр уж полон, ложи блещут...

Мария Торгашева
Что приходит Вам на ум, когда вы слышите слово "театр"? Какая картинка первой вспыхивает у Вас в голове? Может быть, черно-белые портреты актеров и актрис на стенах фойе? Или мягкий бархат и стертое дерево кресел в зрительном зале? Задумайтесь, прислушайтесь, прикройте на минуту глаза. Театр... Слышите шорох платьев и скрип вееров? Аромат "кёльнской воды"? Сколько всего повидали эти мудрые старые стены!
Признаюсь честно: назвать себя настоящей поклонницей театра я не могу. Я не слежу за премьерами и не могу с ходу перечислить спектакли, в которых тот или иной актер играл главную роль. Но редкие походы в театр с родителями всегда воспринимались мною как праздник. Пожалуй, это ощущение, хоть и в меньшей степени, остается у меня и по сей день.
Каждый раз как впервые изумляешься великолепию зала, бархатным креслам и гладкому дереву подлокотников. По стенам горят фигурные бронзовые светильники, люстра на потолке сверкает тысячью хрустальных огней. Полутемные ложи сверкают темным узорным золотом из-под складок скрывающего их красного бархата. Далеко впереди на черные доски сцены, отполированные множеством ног, падает полоска света из-под занавеса. Потихоньку заполняется зал, и видишь их: красивых женщин с высокими прическами, можно сказать - дам, и сопровождающих их кавалеров... 
Но всё ли так чинно и пристойно, как кажется на первый взгляд?
Если не уверены, выйдите в фойе, где собралось уже много народу. Присмотритесь. Прислушайтесь.
Вы увидите на лестнице мужчину и женщину, с ничего не выражающими лицами проталкивающихся сквозь толпу. Увидите возмущение в глазах тех, кого нечаянно (или нарочно?) толкнула эта пара. Услышите несколько совсем не лестных слов в их адрес от безупречно одетой пожилой леди - слов, сказанных пусть вполголоса, но вполне внятно. Увидите, как совсем юная девушка на высоченных шпильках совершенно осознанно подпихнет модной сумочкой-клатчем протиснувшегося мимо нее мужчину.
Вы заметили, какое у этой девушки сделалось лицо?
Послушайте, что обсуждают две женщины, сидящие прямо перед Вами. Своих супругов? Детские болезни? Куриные ножки, которые завтра они сварят на обед? Кажется, Вам еще повезло, что перед Вами сидят не восьмиклассники, которых привела в театр учительница по литературе.
Никак, это Вы, читатель! А я и не узнала Вас сначала. Вы сидите по правую руку от меня и болтаете вполголоса со своей сестрой. Вы ведете себя вполне пристойно, и придраться мне и вправду не к чему. Но когда звучит просьба отключить мобильные телефоны, Вы и бровью не ведете. Вы, наверное, не ждете срочного звонка или сообщения и уверены, что ваш телефон ну никак не может зазвонить во время спектакля. Но вдруг... Вдруг я сильно задержусь после антракта, в темноте не смогу сразу найти свое место и, не подумав, наберу Ваш номер, чтобы Вы мне помогли?
Столько пьес было написано о людях, под маской интеллигентности совершающих совсем не интеллигентные поступки. Столько спектаклей в разное время было поставлено по этим пьесам. Однако, чтобы увидеть примеры подобных поступков, совсем не обязательно смотреть спектакль. Достаточно просто прийти в театр и понаблюдать за людьми.
Но вот гаснет свет... Дрогнул тяжелый занавес. Сквозь шквал аплодисментов дрожащей золотой нитью прорывается голос скрипки... В этот миг всё неприглядное в нас бессильно отступает куда-то вглубь, падает ниц перед волшебной силой искусства. И лично я склонна оправдать тех из нас, кто всей душой успел почувствовать эту краткую минуту преображения и нашел в себе силы не потерять это ощущение.

2015