Еще из воспоминаний

Валерий Хатюшин
Прежде я уже писал в «Протуберанцах» о мало кому известной страсти Вадима Валерьяновича Кожинова к гитаре. Играл он на семиструнке великолепно! И пел прекрасно и задушевно. В основном классические романсы. Но мог спеть и блатную песенку. Например, «Кирпичики» у него звучали так, что выбивали слезу. Много пел он на стихи Рубцова. Особенно мне запомнилось его проникновенное исполнение романса на музыку А.Лобзова «В этой деревне огни не погашены».
Вадим Валерьянович умел быть душой компании. В 80-е годы я не раз бывал в застольях, где Кожинов пел под гитару. Однажды у кого-то дома мы просидели за столом всю ночь до утра. И Кожинов всю эту ночь нам что-то рассказывал и между рассказами брал в руки гитару, подстраивал ее, пробовал несколько аккордов и начинал петь. Никто из нашей компании не пошел спать, и ночь пролетела как одно мгновение.
Поэзию он понимал и чувствовал профессионально. Как и музыку. Фальшь, искусственность, подделку — замечал моментально. Да, он обладал этим душевным камертоном. Потому и строгим был в оценке. Евтушенко и Вознесенского он не воспринимал как русских поэтов в принципе. Оба они были для него искусственными, вышедшими не из русской культурной традиции, не из русской почвы, не из русских корней. И он открыто писал об этом. Причем нельзя сказать, что он их не любил, презирал или ненавидел, нет, он их просто не воспринимал. Но вот они его, в ответ, именно ненавидели.
Как-то раз в верхнем буфете ЦДЛ, в цветном зале, я оказался за одним столом с А.Вознесенским и ныне полузабытым стихоплётом, эпигоном Вознесенского — Петром Вегиным, позже эмигрировавшим в Израиль. Я сидел с графином водки. Свободные места оказались только за моим столом, и они подсели ко мне с чашечками кофе. Я не был им знаком. Слово за слово мы разговорились. Я предложим им водки, но они отказались. Разговор, естественно, перешел на тему поэзии, и Вознесенский неожиданно стал последними словами поносить Кожинова, который, по его словам, ни бельмеса не смыслит в поэзии, отстал от современного ее развития, но при этом берётся о ней рассуждать. Причем говорил он со страстным, искренним возмущением и закончил своё словоизвержение такой фразой: «Кожинов — это критик с тухлым взглядом». Уже не помню, как мы в тот вечер расстались, но через несколько месяцев мне попала в руки книга Вознесенского «Прорабы духа». И в этой книге присутствовала та самая, уже знакомая мне фраза, правда, без указания фамилии: «критик с тухлым взглядом». Назвать фамилию он постеснялся. Мол, догадывайтесь сами… Подловатость и трусоватость всегда были присущи «либеральному» стану псевдотворческой «элиты».