1812 Величие России ч 158

Валерий Жуков 2
ч158
Величие России

Величие России ощущали все Ценой Величия Потерь,
Предугадав в моленьях Дух Исхода,
Вождя наметив в ставке заменить , меняя цель,
На государя возлагая всю надежду Рода.

Сложившего на плечи двух , карающий противника ответ,
Деливших в спорах право будущей победы,
Из Петербурга освящая Вечности Завет,
Взойти в исток любви к Отечеству и веды.

Достоинством принять,идущую к сердцам беду,
Собрав все силы для отпора и стремленья,
Вести в потерях меньших для себя войну,
Готовя Верой в Родину Победу Духа Роду во спасенье.

На старшинстве заслуг,вменяя планы в речи,
Принять Кутузова единственной судьбой,
Слезой любви ,сопроводив все результаты встречи,
И подписи поставив твёрдою и честною рукой.

Кровь павших в битвах,положив на представленье,
Царю в поклоне ,ниспослав решение страны,
Превознести народа верное и точное решенье,
Доверить лучшему творение Величия Отечества Сутьбы.

Вскормлённой Славой Чести Русской Армии и Воли,
Рождённой службой Рода у Великого Петра,
С Екатериной утвердив границы Вечной Доли,
Святою  Верой ,освящая путь Победы Русского Орла.

Российскую Империю вознёсшего над миром войн и славы,
На просвещение направив лучшие Отечества умы,
Всех принимая Верою Величия Державы,
И начиная мирно жить заботами страны .

Раскинувшей границы вечного рассвета,
Шагнув на континенты щедрою рукой,
Землёй владея с радостью обета,
Вершить добро ,творя везде Христа устой.

Хранящего Голгофой ,память воздаяний,
Ведущих Род нести его Любви Божественной Завет,
Творить покой и счастье Мира верою призваний,
Несущих Счастье Вечной Жизни всем из Русских Вед.

             17 августа (5 августа по ст. стилю) на особом совете было принято, а 20 августа (8 августа по ст. стилю) подписано царем "Постановление чрезвычайного комитета о назначении М.И. Кутузова главнокомандующим армиями". Приводим подлинный текст документа, содержащего подробные доводы в пользу этого назначения, которое, как показывает сама история, стало одним из главных решений для победы России в войне.

1812 г. августа 5 - Постановление чрезвычайного комитета о назначении М.И. Кутузова главнокомандующим армиями
Комитет, составленный по высочайшему повелению из председателя Государственного совета генерал-фельдмаршала графа Салтыкова, главнокомандующего в С.-Петербурге генерала от инфантерии Вязмитинова, из председателей Государственного совета действительных тайных советников князя Лопухина и графа Кочубея и министра полиции Балашева, имел в доме председательствующего сего августа 5-го дня пополудни с 7 до 10 1/2 часов собрание.
По высочайшему повелению предложены были сему комитету генералом от артиллерии графом Аракчеевым получаемые на имя его императорского величества от главнокомандующих армиями рапорты: от военного министра генерала Барклая-де-Толли с отбытия государя императора из армии по 30-е прошедшего июля, а от генерала князя Багратиона со дня атаки его под Могилевым до вышеписанного же числа; равным образом предложены были и полученные партикулярные письма: князя Багратиона, генерал-адъютантов графа Шувалова, графа Сент-Приеста и барона Винценгероде и исправляющего при 1-й Западной армии должность генерал-квартирмейстера полковника Толя.
По выслушании всех оных бумаг все единогласно признали, что бывшая доселе недеятельность в военных операциях происходит от того, что не было над всеми действующими армиями положительной единоначальной власти, и сколь в настоящее время невыгодно сие власти раздробление, столь, напротив того, необходимо общее оной соединение.
Истина сего основывается как на положении вообще нынешних обстоятельств, так и на том, что по действию разных армий на столь значительном пространстве армии сии обязаны всегда соглашать все свои движения и действия одна с другой; а посему члены комитета и находят необходимо нужным назначение над всеми действующими армиями одного общего главнокомандующего, основывая сие равным образом и на следующих примечаниях.
Нынешний главнокомандующий 1-ю Западною армиею, соединяя вместе с сим постом и звание военного министра, имеет по сему случаю распорядительное влияние на действия прочих главнокомандующих; но как он, будучи в чине моложе их, то может быть, и сие самое стесняет его в решительных им предписаниях. Притом же, заметив и из последних его донесений сделанные им перемены касательно предложенной Военным советом (и им самим утвержденной) атаки на неприятеля, утвердительно находят, что звание военного министра, соединенное с постом главнокомандующего, производит различные неудобства в достижении желаемой пользы.
После сего, рассуждая, что назначение общего главнокомандующего армиями должно быть основано, во-первых, на известных опытах в военном искусстве, отличных талантах, на доверии общем, а равно и на самом старшинстве, посему единогласно убеждаются предложить к сему избранию генерала от инфантерии князя Кутузова. Военному же министру Барклаю-де-Толли полагают предоставить на волю остаться при действующих армиях под командой князя Кутузова; но в таком уже случае сложить ему звание и управление Военного министерства. В противном же случае предоставить его же воле сдать командование 1-ю Западною армиею кому от князя Кутузова приказано будет, а ему возвратиться по должности военного министра в С.-Петербург.
Генералу князю Кутузову полагают предоставить на волю употребить под своим начальством в действующих армиях генерала от кавалерии барона Беннигсена по собственному его усмотрению.
Постановленную власть положением полевого военного уложения большой действующей армии надлежит при соединении армий предоставить уже одному общему главнокомандующему князю Кутузову.
Звание командующего внутренним ополчением в С.-Петербурге члены комитета полагают препоручить, вместо князя Кутузова, генерал-лейтенанту князю Горчакову, потому более, что и самые регулярные войски входят в состав сего ополчения.
Заметив из разных донесений государю императору, что главнокомандующие армиями между прочими причинами, удерживающими их от наступательных действий, поставляют себе правилом выиграть время для приуготовления внутреннего ополчения, то члены комитета полагают нужным дать предписание во все губернии, где образуются сии ополчения, дабы начальники оных доносили главнокомандующему князю Кутузову о успехе сего вооружения с означением мест, где собраны уже силы.
Наконец, заключают тем, что в обоих случаях, если бы военной министр Барклай-де-Толли согласился остаться в действующей армии или возвратился бы в С.-Петербург, то все [же] следует уволить его от звания военного министра, предоставя в обоих случаях полное управление сим министерством управляющему уже и ныне департаментами оного генерал-лейтенанту князю Горчакову.
Граф Н. Салтыков
Сергей Вязмитинов
Князь Лопухин
Граф Аракчеев
Граф В. Кочубей
А. Балашев
- М. И. Кутузов: документы / под ред. Л. Г. Бескровного. - Москва : Военное изд-во, 1950-1956. - (Материалы по истории русской армии. Русские полководцы: сборники документов) Т. 4, ч. 1: (Июль-октябрь 1812 г.) - 1954.
- Краткие записки Адмирала А.Шишкова, Издание второе, Санкт-Петербург. В типографии Императорской Российской Академии. 1832.

Дух старшинства и умудрённой в жизни воли,
Обрёл в реалиях Отечества черты,
Вознёсшие в умах творение известной доли,
Входящей на просторы сотворения страны.

Готовностью принять свершение задачи,
Единством , отворяющим восторги декабря,
Считать возможности вождей плодом удачи,
Заложенной , в основы веры , дух любви творя.

И промысел Божественного слова ,
Предвосхитил сияние дворцов,
Дав большинству победные основы,
Принять из уст Отечества Творцов.