Стихотворение месяца-47 - обзор Николая Бошинцева

Тм Гуси-Лебеди
1. "Наш придуманный мир"

Наш придуманный мир всё чудливей и странноватее.
Я рисую каракули рамкой вокруг "The End".
Твой характер — аналог латентной социопатии.
Если станешь маньяком, звони мне. Я твой клиент.
Ты считаешь, мне лучше клиентом психиатрической.
Я бы с радостью, правда. Но знаешь ли, mon ami,
К превеликому горю моих раздвоённых личностей
Медицина не лечит синдром пустоты внутри.
Я зашла в её храм. Хоть казалось бы вроде, нафиг мне?
Там зелёные двери и фикус в тупом горшке -
Тошнотворно. Мне дали талон на флюорографию.
Доктор тоже не верит, что проблема в моей башке.
А представь: вот окажется, в лёгких нет больше воздуха,
Только тлен вперемешку со смолами Winston Blue.
Доктор скажет своим безразлично-унылым голосом:
«По прогнозам, вы сдохнете где-нибудь к февралю».
Впрочем, вот он февраль, замурованный в скользких лестницах
И проклятьях водителей в адрес залитых свеч.
Номер два априори был самым паршивым месяцем.
Всё логично. Прощай. Или лучше — до скорых встреч.
*****

"К превеликому горю моих раздвоённых личностей
Медицина не лечит синдром пустоты внутри"

ЛГ явно обратилась не по адресу. Медицина это не лечит, и не только потому, что не умеет.
Здесь нужно не лечить, а корректировать. Начиная с понимания того, что внутри – не пустота, а простор для центральной личности, управляющей всеми остальными,
и ей, этой личности, остаётся лишь верно идентифицировать себя.

А выделенные строчки запомню. Пригодятся ;-)

Техника: 5. Художественность: 5.


2. "Колбасный спасательный"

Недоволен, губу закусил,
На диван повалился без сил,
С искривленным лицом паралитика
Телевизор включил, там политика:
Кто-то ссорится в Индокитае,
А любимый лежит и страдает...

Я тебя, мой хороший, спасу,
В гастрономе куплю колбасу
Всех сортов от полтавской до ливерной -
Отвлеку от Дамаска и Ливии.
Выплывай к заскучавшей подруге
На колбасном спасательном круге.
*****

С первых строк может показаться, что речь в стихотворении идёт от первого лица. Досадное заблуждение...
И колбаса, как правило, для спасения не годится, скорее наоборот: Вот, прочтите: http://www.stihi.ru/2012/11/22/9468
Кроме того, у стихотворения, в отличие от круга колбасы, должна быть концовка. Здесь её нет.

Техника: 4. Художественность: 3.


3. "Какой стремительный уход"

Какой стремительный уход - сбежали солнечные листья.
Танцуют сказочный фокстрот рябина с ледяным дождём.
На бесконечных облаках лежат написанные письма,
Они к нам скоро прилетят, и мы их снегом назовём.

Потом, листая день за днём страницы стылых откровений,
Мы снова будем вспоминать отпущенные в небо сны.
За старым письменным столом читать стихи, что создал гений,
Искать созвездье новых рифм в холодном отблеске стены.

Простуженные, чуть дыша, мы будем пить шотландский виски,
За правило возьмём себе срывать листки календаря.
А наша летняя душа сбежит, как осень, по-английски,
И, перепутав адреса, замёрзнет в дебрях января.
*****

Ай, красота-то какая! Лепота!
Однако, давайте разберёмся.

"Танцуют сказочный фокстрот рябина с ледяным дождём"
Видел ли автор деревья после ледяного дождя? Тут не до танцев...

"На бесконечных облаках лежат написанные письма"
Какую полезную информацию несёт определение "написанные"? Могут ли ненаписанные письма лежать где бы то ни было?

"Мы снова будем вспоминать отпущеннЫе в небо сны"
То есть письма – сюда, а сны – туда? Встретятся ли они или пройдут друг сквозь друга? Сбой ударения.

"За старым письменным столом читать стихи, что создал гений"
Небо голубое, морковка красная, а стихи гений написал. Действительно, стылое откровение, тут автор прав.

"Искать созвездье новых рифм в холодном отблеске стены"
Это эвфемизм к выражению "Взять с потолка"? Похоже на то...

"ПростуженнЫе, чуть дыша, мы будем пить шотландский виски"
"Чуть дыша" скорее ассоциируется с душевным состоянием, а не с простудой. Сбой ударения.

"За правилО возьмём себе срывать листки календаря"
Ну что Вы, автор, всё себе да себе. Другим тоже хочется листки срывать. Сбой ударения.

"А наша летняя душа сбежит, как осень, по-английски,
И, перепутав адреса, замёрзнет в дебрях января"

То есть у пары ЛГ в наличии, как минимум, две души на двоих, причём потеря одной из них никак не отражается на обоюдной целостности?
Хочу успокоить автора стихотворения №1: его случай вовсе не безнадёжен ;-)

Техника: 3. Художественность: 3.


4. "Город спит"

Город спит при свете полумесяца,
Снег взмахнул серебряными крыльями.
И по небу ковш "Большой Медведицы"
Разливает сумерки чернилами.
Спящих птиц дыхание горячее...
Звёзды на дежурство в ночь отправились.
Фонарей-верзил глаза кошачьи
Неподвижно в темноту уставились.
Словно ищут в лабиринтах города
Что-то сокровенное, любимое,
Глядя в небо, скованное холодом,
На асфальт со снежными морщинами.
*****

Совершенно кошачее, муррррняуууу... Так бы и спел...

Техника: 5. Художественность: 5.


5. "Черенок"

Простым черенком размножается тополь.
Всего "два вершка от горшка" черенок,
Воткнёшь его в землю весенним потопом -
И выстрелит смелый апрельский росток.

Пойдёт подрастать за неделей неделя,
За месяцем месяц, за годом - года,
Прикроет листвою ребячьи затеи,
И место отыщет грачам для гнезда.

Поставят столы под разросшейся кроной
И будут стучать в домино мужики,
И новые дети, с весною синхронно,
Отломят и в землю воткнут черенки...
*****

Вспоминается старая компьтерная игра, "Дюна" первая. Там, помнится, целую пустынную планету озеленили.
Понимаете, о чём я? Тополь прикрывает листвой ребячьи затеи (??), бывшие дети садятся за домино, а "новые дети" (??)
дружно отламывают черенки, втыкают их в землю, и черенки (или всё-таки недели?) "пойдут подрастать" (???)
Терраформирование, однако. Не думаю, что автор добивался такого эффекта, но...

Техника: 3. Художественность: 3.


6. "Да сбудется!"

Рубеж за рубежом
Вдвоём берётся нами —
За пядью пядь.

Что было миражом,
И выдумкой, и снами —
Сбылось опять.

И снова нам с тобой
То зыбкою, то строгой
Мечтой гореть.

И станет путь любой
Победною дорогой —
Сейчас и впредь.
*****

"Отречёмся от старого ми-и-и-ра..."

Весьма странный пафос. Получается, "мы" ЛГ – объекты, а рубежи – субьекты? Их же два, рубежа, один за другим идут.
И они сами берутся, а "нас" используют в качестве инструмента? Вспоминается старый анекдот про солонку ;-)

"Что было миражом,
И выдумкой, и снами —
Сбылось опять"

"Никогда такого не было, и вот опять" © Виктор Степаныч


Техника: 4. Художественность: 3.


7. "Мечты о небе"

Над нами кружатся стрижи.
Мы им завидуем немного и,
пресмыкаясь, как ужи,
скользим вперёд своей дорогой.

Я, как и все хочу летать,
свободу, ощутив в полёте.
Весёлой ласточке под стать
в мечтах о славе и почёте.

Хочу, чтоб покорилась высь.
Как мне безвестность опостыла
и шпорой бью, пуская в рысь
свою крылатую кобылу.

Карабкаясь, как скалолаз
совсем забыл закон природы:
чем выше вознесёт Пегас,
тем меньше будет кислорода.
*****

Ай, браво! "Как" и "уж" в одном флаконе! А "каков"-то, "каков" сколько!
Вот что бывает, когда вместо Пегаса кобылу подсовывают. О её масти уж как-нибудь умолчу ;-)


Техника: 3. Художественность: 3.


8. "Перекрёсток"

На перекрестке двух дорог -
Вчера и завтра,
Гуляет смерти ветерок
И жизни запах.

Создаст мгновение свой след
И растворится,
И новые рождает свет
Дела и лица.

Ещё рождения пора,
По сути – детство,
Но исчезают во вчера
Его младенцы.

Мгновенье завтрашнего дня
Непрочно так же,
И возникают из огня
Цветы и сажа.

Мельчайший времени песок
Мостит ступени,
На перекрестке двух дорог
Стоит терпенье.

И ни вперед и ни назад
Шагнуть не может,
Его обтянуты глаза
Сгоревшей кожей.

И, превращая каждый миг
В росток и тризну,
Оно питает наш родник
Текущей жизни…

Здесь перемены ветерок,
И всё внезапно,
На перекрестке двух дорог,
Вчера и завтра…
*****

Автор, вы уверены в 3-й и 4-й строчках 1-й строфы? А то как-то не по себе становится и от запаха, и от ветерка...
Чьи младенцы "исчезают во вчера"? Младенцы детства или младенцы света? А как быть с личинками вечности, они-то хоть остаются?
Глаза терпенья обтянуты сгоревшей кожей? Да ещё не просто обтянуты, а инверсионным образом? Это не про Терминатора ли, часом?
УжОс, ужОс...

Техника: 3. Художественность: 3.


9. "До свидания, год Обезьяны!"

До свидания, год Обезьяны!
Как же ты, Обезьяна, вредна!
В том, что норов твой не без изъяна,
Убедиться смогли мы сполна.

Ты продлила нам действие санкций
И устроила допинг-скандал,
В Старый Свет зазвала африканцев,
Вызвав там возмущения вал,

Украинцев продолжила мучить,
Беспокоила снова Кавказ
И использовала каждый случай,
Чтобы демонизировать нас.

Год твой диким случился каким-то,
Неприятно порой поражал.
Больше всех удивила ты Клинтон,
А вот Трамп – тот, наверное, ржал.

Поступала ты часто нелепо,
Не жалела сирийцев совсем.
Дай-то Бог, чтоб победа в Алеппо
Помогла там решенью проблем.

В декабре же и вовсе лишь горе
Ты, зловредина, нам принесла:
Самолёт уронила наш в море,
В Анкаре застрелила посла.

Ну, а самый твой глупый потомок
Крышу вовсе, видать, потерял:
Выслал он дипломатов, подонок,
Новый год им испортил, нахал.

Что до нас, то держались весь год мы,
Хоть сказали нам, что «денег нет»…

Кто там следующий из животных?
Эй, Петух, что нас ждёт? Дай ответ.
*****

"Самолёт уронила наш в море,
В Анкаре застрелила посла"

Автор, Вас от собственных строк не коробит?

Техника: 3. Художественность: 2.


10. "Под Рождество"

Луна своею половиной
Глядела в щели меж ветвей.
Виднелся силуэт старинной
Часовни, холмики за ней.

Здесь пустота уединенья
Здесь нет соприкасанья душ*
Тропинка, чёрные коренья
И мёртвый блеск замёрзших луж.

Брёл заблудившийся бродяга.
Какой с бродяги будет спрос?
Шажок, ещё, ещё два шага
И он как будто в землю врос.

Меня увидел и скупая
Упала под ноги слеза,
А я стою и улыбаюсь
Кривой улыбкой в пол-лица.

Ну что? Опешил от испуга?
К нему навстречу еле-е…
И мы проходим друг сквозь друга,
Как все проходят на земле.
---------

*Я знаю, что правильнее написать "прикосновения нет душ",
но мой вариант мне больше нравится:).
*****

Человек человеку волк, а зомби зомби зомби (©)
Интересно, "еле-е" как-то связано с елеем? Или это припев из песни к "Бременским музыкантам"? Ой, ееее...
А вот финал, полагаю, несколько преждевременен. Ещё не все бродяги в призраков превратились, так что, проходя друг сквозь друга, можно и наткнуться. Ооооопс!


Техника: 3. Художественность: 3.


11. "Святой Иосиф"

8 января 2017 (первое воскресенье после Рождества) – день
памяти праведного Иосифа, обрученного мужа Девы Марии,
приемного отца младенца Иисуса.

Какая драгоценность на руках!
Твоя - и не твоя... Но всё на свете
Ты сделаешь, чтоб над младенцем этим
Бед не было страшнее ветерка,
Несчастье не забросило аркан,
Мир добрым был и звёздами сверкал.
Всегда в тени ты – но за всё в ответе.

Припухлость ручек-ножек, нежность щёк…
Дитя любого чуда долгожданней.
Великий дар – и страшное заданье.
Дороже головы любой просчёт.
Ты в темноту вступаешь со свечой
И жизни не жалеешь. Что ещё?
Ещё – ты озарён её сияньем.

В тебе тепло – без меры, без границ,
Вот, видимо, каков портрет отцовства.
Но кто твой сын? Ягнёнок? Пастырь овцам,
Чья неподкупность тверже, чем гранит?
Кто бережёт кого и кто хранит?
Кто скажет «неродной», когда родник
Заботы и любви журчит и льется?

О нежность! Этой силе возрасти
И растворить в себе злодейства волны,
Опустошенных доверху наполнить,
Чтоб не было вовек причин грустить,
Чтоб жизни тяжесть с радостью нести…
- Расти, малыш, явившийся простить,
И что тебе назначено – исполни!
*****

Знал ли Иосиф настолько ясно, Кого он держит на руках? И кто дал Иосифу "страшное заданье"? Речь, видимо, идёт о Благовещеньи? Ну как же так...

Техника: 5. Художественность: 3.


12. "Будь твёрже"

С трибуны поц сладкоголОсит,
Картавя, про Святую Русь -
Меня с таких речей проносит,
Пойду до ветра, не то - взорвусь.

Долой обрыдевшие риффы
О широте полей и рек -
Пора спросить с гражданки рифмы
Как терпит русский человек,
Как разрывается ткань сердца,
Как кисть сжимается в кулак,
Когда ногами в грязных берцах
Соседку в печень бьёт чужак?

Кричи, горластая, "Полундра!" -
Вновь на Отчизну точат зуб,
Будь твёрже, чем кристалл корунда,
Иначе нас, с костьми, сгрызут!
*****

Уважаемый редактор! Каким образом это, с позволения сказать, "творение" оказалось в ленте приёма?
Разве это не разжигание межнациональной неприязни?

1 / 1.


13. "Синеокая жрица"

То ли кру'жится, – то ли кружи'тся! – надо мной снежно-сказочный рой.
О, Зима! Синеокая жрица! Зачарован твоею игрой!
Как прекрасно звучанье мороза, как певуч нотный стан снегирей!
Я продрог без любви – до артроза! – так скорей же меня отогрей!
Наслаждаясь мелодией вьюги, выпив чарку (об этом ли речь!),
Я готов танцевать «буги-вуги», – чтоб тебя, Примадонна, развлечь.
Я готов оголиться по пояс! Даже ниже! чтоб голым – в сугроб!
О, Судьба! Мой заснеженный поезд! Кинь в меня! Да снежками – да в лоб!

Чтобы музыка ярче звучала! Чтоб за шторкой, в уютном купе, –
После рома – стакан из-под чая (!) напевал свой любовный куплет.
Дзинь-дзилинь!.. О восторженность звука! От признаний – я робок, но спел*!
Выпив рома – и чая без цукра,** – Я совсем от любви отупел!
Дзинь-дзилинь!.. О моя Примадонна! Свой напрасно треплю' интеллект:
Как же ты хладнокровьем бездонна – что постели хрустящий комплект!
Разорви эту снежную вьюгу! Слов холодных – снежинок резных.
Мы нужны – о признай же! – друг другу. Лишь друг другу важны'! Мы нежны!

Мы сложны' – что хоромы сугроба! Щебечу – что доверчивый чиж!
Полюбил! И клянусь, что до гроба! Что же ты, Примадонна, молчишь?!
От молчания мёрзну – и гасну, будто све'чи от собственных слёз.
О-о, взорвёмся любовью фугасной! О-о, сольёмся под гимны колёс!
Пусть все звёзды от зависти лопнут! От безудержных наших страстей!
Ты сегодня – моя Пенелопа!*** Я сегодня – хмельной Одиссей!
Не молчи! А давай-ка, по чаю! Эй, сюда, проводник! Два с безе!
Я впервые любовь так встречаю: чтобы чувства – в сплошном неглиже.

Это – всплеск поднебесного грома! Всех курантов безудержный бой!
Нет, не чая! Три розы! И рома! И шампанского – вместе с Судьбой!
Ты кивнула! Согласна! О, браво! Веселись же, душа, и пляши!
Как (!) тогда Примадонна сыграла! На моих откровеньях души.
Это – что-то.. Безумная песня! Межпространственный гипер-прострел..
А наутро.. – ни денег, ни перстня.. Лишь холодная – всмятку – постель...
И записка: «Прощай, Одиссей!».. Вот такая любовь-карусель..

Дзинь-дзилинь!.. Скорый поезд мой мчится.. Всё же часто мне снится порой..
Та Зима.. Синеокая жрица.. Примадонна.. Холодная птица..
На которой хотел я жениться.. Для которой я был лишь игрой...
--------------

*спел – прилаг. – сокр. от слова «спелый»
** цукор – с укр. яз. – сахар
*** Пенелопа — в др.греч. миф. супруга Одиссея (царя Итаки) – героиня гомеровской «Одиссеи»; выделяется красотой, разумом, разумной сметкой. Гомер называет её «богиней средь женщин».
*****


"О шея лебедя! О грудь! О барабан!"

Это стихотворение гораздо сложней, чем хоромы сугроба. Понял только, что написано оно от лица неудачливого жениха А.Б.Пугачёвой. Ну, так ему и надо, ишь чего вздумал...

Тем не менее, за стилистически выдержанный стёб –

Техника: 4. Художественность: 4.


14. "Ишемия"

Такое нельзя придумать,
это можно только испытать.
/М.Жванецкий/

Мне вынесен безжалостный вердикт.
Мелькнула мысль вопросом: неужели?
Но кто-то в белом сухо подтвердит
ограничение телодвижений.
Родные несомненно принесут
необходимое, сказав: "Вот так-то,
допрыгался? Пока что не инсульт,
пусть ишемическая, но атака".
А прыгал я достаточно и пил
не только газировку и компоты.
Отчаянно куражился, глупил,
стараясь быть похожим на кого-то.
За удовольствия платить вдвойне
приходится всегда, но это после.
Пока ты молод и ещё в цене
кресты не замечаешь на погосте.
А с возрастом становится трудней
карабкаться улиткой вверх по склонам,
где в суматохе беспокойных дней
легко сорваться, солнцем утомлённым...

... но шевельнётся слабая рука
и осторожно, вопреки болезни,
коснётся клавиш. Мысли старика
возможно для кого-то бесполезны.
Зевнёт юнец, не знающий основ,
и усмехнётся искушённый сноб.
*****

Компот из Кобаяси, Никиты Михалкова и пыльного журнала "Современник" 30-х годов позапрошлого века. "Не верю!" (©)
А за мысль, мелькнувшую вопросом – респект. Ишь, хитрая какая...

Техника: 4. Художественность: 3.


15. "Речь пессимиста"

Я проснулся от боли в груди.
Дальше так продолжаться не может!
Сам проблемой себя наградил,
Засадив свои мысли под кожу.
Я хотел бы свалить всё на сны,
Но опять получил сказку с болью,
И опять все мосты сожжены,
И всё сладкое - с привкусом соли.
Я признался в любви тишине,
Потерялся в придуманном мире,
И давно позабыл о цене,
Просыпаясь в пустынной квартире.
Я забыл, что такое "беда",
Я недавно покинул оркестр -
Подарили билет "вникуда",
Пошутили: "счастливое место".
Написал как-то сборник о снах,
Провалившись в другую реальность,
Потерялся в своих же мечтах,
Всё надеясь, что это - случайность.
Я порвал тот злосчастный билет,
Этот мир для забавы был создан.
Из кармана достал пистолет,
Улыбнулся и выстрелил в воздух.
*****

Уффф... Дочитал-таки до конца. Рад, что всё так хорошо кончилось, но ещё сильнее рад, что вообще – кончилось.

Техника: 3. Художественность: 3.


16. "Отложенное прощание"

Как будто зная наперёд
Прогноз погоды,
Грустит в ангаре самолёт,
Хрустит на мёрзлой взлётке лёд,
А снег идёт себе, идёт –
Густой, холодный…

Колючих хлопьев круговерть
Клубится роем.
Пурга и как тут не жалеть,
Ругая снег и гололедь,
Когда не сесть и не взлететь,
А эти двое…

Она невеста, он жених
И сладкой мукой
Аэропорт добавил штрих –
Пока буран ещё не стих:
Длиннее жизни длится миг
Перед разлукой…

Качает ветер взад-вперёд
Фонарь на вышке.
Ты грусть уйми, Аэрофлот,
И пусть влюблённым повезёт,
Ведь снег идёт себе, идёт
Без передышки….
*****

И снова А.Б.Пугачёва. Только паромщик разленился и ни в одну сторону работать не хочет.
К тому же фоника отнюдь не айс. Понимаю, на морозе губы едва шевелятся, но всё же...

"Длиннее жизни длится миг
Перед разлукой"

Если бы не "длиннее длится" – могло бы стать афоризмом. Но Айтматов успел раньше...

Техника: 4. Художественность: 4.


17. "Под Новый год"

Под Новый год обычно я грущу
И вспоминаю всех, ушедших в небо –
Я так до боли, трепетно хочу
Их усадить за стол, богатый хлебом
И вкусными салатами из тех,
Что вместе мы готовили когда-то,
Тогда звучал на кухне звонкий смех,
Варила мама «петушки» внучатам.

Как мы любили собирать семью
И всех друзей в уютном, скромном доме,
Где русское так искренне поют,
Что сердце ноет в трепетной истоме!

В те давние, святые времена
На праздник в рюмки что-то наливали,
Но, чокаясь, не пили всё до дна,
И трезвыми на утро оставались.

Пирог брусничный – во главу стола,
И чашки из красивого сервиза,
За чаем в разговорах жизнь текла,
Её внимали дети без капризов.

И, вспоминая прошлые года,
Под бой часов скажу одно желанье:
- Я приглашаю всех – услышь, Господь –
Незримо к нам явиться на свиданье!
Реликвии расставлю на столе:
Тарелочки, хрустальные фужеры,
И пусть родных не видим нынче плоть,
Их душ тепло всё греет нас, без меры…


"ушедших в небо" и "вкусными салатами"? Вот ЛГ и проговорился. Совсем не о том он думает.
И дальше всё – про кухню...

"И пусть родных не видим нынче плоть" – аж передёрнуло, прости Господи.

А в конце – про ванную.
"Их душ тепло всё греет нас, без меры" – под "душем", очевидно, имеется в виду дождик?

И весь пафос финальных строф уходит в "садистские стишки" с незатейливым стёбом.
Про рифмовку плоти со столом и годов с Господом вообще умолчу...

Техника: 3. Художественность: 3.