Стихотворение месяца-47 - обзор Ларисы Пятковой

Тм Гуси-Лебеди
 
 
Поздравляю всех участников конкурса с Новым Годом и Рождеством!
Желаю счастья, здоровья, творческих успехов!
Надеюсь, что в новом году мы еще не раз встретимся на замечательных конкурсах ТМ "Гуси-Лебеди"!
При оценке конкурсных стихотворений, я старалась быть максимально объективной.
 
 
1.     "Наш придуманный мир"
 
Наш придуманный мир всё чудливей и странноватее.
Я рисую каракули рамкой вокруг "The End".
Твой характер — аналог латентной социопатии.
Если станешь маньяком, звони мне. Я твой клиент.
Ты считаешь, мне лучше клиентом психиатрической.
Я бы с радостью, правда. Но знаешь ли, mon ami,
К превеликому горю моих раздвоённых личностей
Медицина не лечит синдром пустоты внутри.
Я зашла в её храм. Хоть казалось бы вроде, нафиг мне?
Там зелёные двери и фикус в тупом горшке -
Тошнотворно. Мне дали талон на флюорографию.
Доктор тоже не верит, что проблема в моей башке.
А представь: вот окажется, в лёгких нет больше воздуха,
Только тлен вперемешку со смолами Winston Blue.
Доктор скажет своим безразлично-унылым голосом:
«По прогнозам, вы сдохнете где-нибудь к февралю».
Впрочем, вот он февраль, замурованный в скользких лестницах
И проклятьях водителей в адрес залитых свеч.
Номер два априори был самым паршивым месяцем.
Всё логично. Прощай. Или лучше — до скорых встреч.
*****
4/4
Настроение понятно. В целом – впечателение хорошее.
Несколько удивило слово «чудливей», хотя, почему бы и нет?
Я не очень приветствую применение в стихах слов на иностранных языках.
И если «End – клиент» хорошая рифма, то «ami – внутри» - так себе.
«Зелёные двери» с трудом себе представляю.
Почему фикус в «тупом» горшке? Бывают острые горшки?
 
*******************************************************
2. "Колбасный спасательный"
 
Недоволен, губу закусил,
На диван повалился без сил,
С искривленным лицом паралитика
Телевизор включил, там политика:
Кто-то ссорится в Индокитае,
А любимый лежит и страдает...
 
Я тебя, мой хороший, спасу,
В гастрономе куплю колбасу
Всех сортов от полтавской до ливерной -
Отвлеку от Дамаска и Ливии.
Выплывай к заскучавшей подруге
На колбасном спасательном круге.
*****
4/4
 
Весёленькое. Но как-то не очень верится, что в наше время колбасой можно отвлечь от телевизионных новостей))
Колбаса давно стала привычным и обычным продуктом.
«к заскучавшей» - тяжеловато при чтении вслух.
 
***************************************************
 
3. "Какой стремительный уход"
 
Какой стремительный уход - сбежали солнечные листья.
Танцуют сказочный фокстрот рябина с ледяным дождём.
На бесконечных облаках лежат написанные письма,
Они к нам скоро прилетят, и мы их снегом назовём.
 
Потом, листая день за днём страницы стылых откровений,
Мы снова будем вспоминать отпущенные в небо сны.
За старым письменным столом читать стихи, что создал гений,
Искать созвездье новых рифм в холодном отблеске стены.
 
Простуженные, чуть дыша, мы будем пить шотландский виски,
За правило возьмём себе срывать листки календаря.
А наша летняя душа сбежит, как осень, по-английски,
И, перепутав адреса, замёрзнет в дебрях января.
*****
 
5/5
 
Понравилось!  Длинные строки завораживают.
«Танцуют сказочный фокстрот рябина с ледяным дождём» - интересно и красиво.
Письма на облаках – тоже очень хорошо.
«Искать созвездье новых рифм в холодном отблеске стены.» - чудесная строчка.
Несколько обескуражила концовка – зачем душу заморозили, а?
 
4. "Город спит"
 
Город спит при свете полумесяца,
Снег взмахнул серебряными крыльями.
И по небу ковш "Большой Медведицы"
Разливает сумерки чернилами.
Спящих птиц дыхание горячее...
Звёзды на дежурство в ночь отправились.
Фонарей-верзил глаза кошачьи
Неподвижно в темноту уставились.
Словно ищут в лабиринтах города
Что-то сокровенное, любимое,
Глядя в небо, скованное холодом,
На асфальт со снежными морщинами.
*****
 
3/4
 
Первые две строчки  - удачные, интересное начало.
Не очень понравились рифмы  «полумесяца – медведицы»,
«Крыльями – чернилами»,  «отправились- уставились».
«Спящих птиц дыхание горячее...» - эта строчка как-то «повисла в воздухе».
На мой взгляд, неплохо было бы что-то еще написать о  птицах.
Или вообще не писать, а сразу переходить к дежурным звёздам.
«Глядя в небо, скованное холодом,
На асфальт со снежными морщинами.» - получается, что фонари одновременно смотрят и вниз, и вверх.
Снежные морщины асфальта – интересно.
*********************************************************
5. "Черенок"
 
Простым черенком размножается тополь.
Всего "два вершка от горшка" черенок,
Воткнёшь его в землю весенним потопом -
И выстрелит смелый апрельский росток.
 
Пойдёт подрастать за неделей неделя,
За месяцем месяц, за годом - года,
Прикроет листвою ребячьи затеи,
И место отыщет грачам для гнезда.
 
Поставят столы под разросшейся кроной
И будут стучать в домино мужики,
И новые дети, с весною синхронно,
Отломят и в землю воткнут черенки...
*****
3/4
 
«Воткнёшь его в землю весенним потопом -
И выстрелит смелый апрельский росток.» -  не совсем понятная фраза.
Как можно воткнуть «весенним потопом»?  Я не знаю, в каком климате проживает автор,
но в средней полосе России «весенний потоп» бывает ближе к концу марта. А в апреле уже «выстрелит росток»?
Это действительно так, автор пишет на основе собственного опыта?
«Прикроет листвою ребячьи затеи» - тоже непонятно,  как «затеи» можно «прикрыть»?
«И новые дети, с весною синхронно,» -  рифма «кроной – синхронно»  мне нравится,
но употребление слова «синхронно» в данном контексте – не очень.
Неплохая рифма «тополь – потопом», не очень хорошая «неделя-затея»
 
 
*********************************************************
6. "Да сбудется!"
 
Рубеж за рубежом
Вдвоём берётся нами —
За пядью пядь.
 
Что было миражом,
И выдумкой, и снами —
Сбылось опять.
 
И снова нам с тобой
То зыбкою, то строгой
Мечтой гореть.
 
И станет путь любой
Победною дорогой —
Сейчас и впредь.
*****
 
4/4
 
Пусть сбудется!
«То зыбкою, то строгой
Мечтой гореть.» - не очень подходящие определения для мечты.
Если «зыбкую мечту» еще можно представить, вроде как не совсем ясная, до конца непонятная, то «строгую» - никак не могу.
 
****************************************************
 
7. "Мечты о небе"
 
Над нами кружатся стрижи.
Мы им завидуем немного и,
пресмыкаясь, как ужи,
скользим вперёд своей дорогой.
 
Я, как и все хочу летать,
свободу, ощутив в полёте.
Весёлой ласточке под стать
в мечтах о славе и почёте.
 
Хочу, чтоб покорилась высь.
Как мне безвестность опостыла
и шпорой бью, пуская в рысь
свою крылатую кобылу.
 
Карабкаясь, как скалолаз
совсем забыл закон природы:
чем выше вознесёт Пегас,
тем меньше будет кислорода.
*****
 
4/4
 
«Над нами кружатся стрижи.
Мы им завидуем немного и,
пресмыкаясь, как ужи,
скользим вперёд своей дорогой.» - не поняла, почему союз «и»
перенесен из третьей строки, где ему самое место, во вторую?
Почему «как ужи»? Кстати, читается «какужи», со всевозможными
«как» надо быть предельно осторожными.
«скользим» - лучше бы «ползём», скольжение предполагает лёгкость, а в жизни даже самые привычные дороги не так уж просты…
 
«Птичка божия не знает ни заботы, ни труда» (А.С. Пушкин)
 
Пегас – крылатый конь, почему он «карабкается»?
 
«чем выше вознесёт Пегас,
тем меньше будет кислорода.» - вот это хорошо сказано!
 
8. "Перекрёсток"
 
На перекрестке двух дорог -
Вчера и завтра,
Гуляет смерти ветерок
И жизни запах.
 
Создаст мгновение свой след
И растворится,
И новые рождает свет
Дела и лица.
 
Ещё рождения пора,
По сути – детство,
Но исчезают во вчера
Его младенцы.
 
Мгновенье завтрашнего дня
Непрочно так же,
И возникают из огня
Цветы и сажа.
 
Мельчайший времени песок
Мостит ступени,
На перекрестке двух дорог
Стоит терпенье.
 
И ни вперед и ни назад
Шагнуть не может,
Его обтянуты глаза
Сгоревшей кожей.
 
И, превращая каждый миг
В росток и тризну,
Оно питает наш родник
Текущей жизни…
 
Здесь перемены ветерок,
И всё внезапно,
На перекрестке двух дорог,
Вчера и завтра…
*****
 
4/4
 
Интересное по замыслу стихотворение.
Да, действительно,  ежедневно «вчера» умирает и рождается «завтра»…
Только непонятно,  где же «сегодня»?
 
«На перекрестке двух дорог
Стоит терпенье.
 
И ни вперед и ни назад
Шагнуть не может,
Его обтянуты глаза
Сгоревшей кожей.» - я правильно понимаю, что у «терпения»
глаза обтянуты сгоревшей кожей?
 
Интересно, как автор себе это представляет?  Жуткий и не очень удачный образ.
При написании стихотворения автор пренебрегает правилами пунктуации.
Иногда стихи записывают совсем без знаков препинания, аргументируя это «особым стилем».
А здесь – где-то стоят запятые, где-то – нет.
И это выглядит неряшливо.
***************************************************
 
9. "До свидания, год Обезьяны!"
 
До свидания, год Обезьяны!
Как же ты, Обезьяна, вредна!
В том, что норов твой не без изъяна,
Убедиться смогли мы сполна.
 
Ты продлила нам действие санкций
И устроила допинг-скандал,
В Старый Свет зазвала африканцев,
Вызвав там возмущения вал,
 
Украинцев продолжила мучить,
Беспокоила снова Кавказ
И использовала каждый случай,
Чтобы демонизировать нас.
 
Год твой диким случился каким-то,
Неприятно порой поражал.
Больше всех удивила ты Клинтон,
А вот Трамп – тот, наверное, ржал.
 
Поступала ты часто нелепо,
Не жалела сирийцев совсем.
Дай-то Бог, чтоб победа в Алеппо
Помогла там решенью проблем.
 
В декабре же и вовсе лишь горе
Ты, зловредина, нам принесла:
Самолёт уронила наш в море,
В Анкаре застрелила посла.
 
Ну, а самый твой глупый потомок
Крышу вовсе, видать, потерял:
Выслал он дипломатов, подонок,
Новый год им испортил, нахал.
 
Что до нас, то держались весь год мы,
Хоть сказали нам, что «денег нет»…
 
Кто там следующий из животных?
Эй, Петух, что нас ждёт? Дай ответ.
*****
4/3
 
Какая-то дисгармония после прочтения этого стихотворения.
Вроде бы, написаны правильные, серьёзные и даже трагические вещи,
но  тон стихотворения не соответствует содержанию.
 
10. "Под Рождество"
 
Луна своею половиной
Глядела в щели меж ветвей.
Виднелся силуэт старинной
Часовни, холмики за ней.
 
Здесь пустота уединенья
Здесь нет соприкасанья душ*
Тропинка, чёрные коренья
И мёртвый блеск замёрзших луж.
 
Брёл заблудившийся бродяга.
Какой с бродяги будет спрос?
Шажок, ещё, ещё два шага
И он как будто в землю врос.
 
Меня увидел и скупая
Упала под ноги слеза,
А я стою и улыбаюсь
Кривой улыбкой в пол-лица.
 
Ну что? Опешил от испуга?
К нему навстречу еле-е…
И мы проходим друг сквозь друга,
Как все проходят на земле.
---------
 
*Я знаю, что правильнее написать "прикосновения нет душ",
но мой вариант мне больше нравится:).
*****
 
Мистика, что тут скажешь. Ночь под Рождество, кладбище.
«Луна своею половиной»  -  «своею» совершенно лишнее уточнение, чьей еще «половиной» Луна может смотреть?
 
«Меня увидел и скупая
Упала под ноги слеза,» - не верю!(с) Не упадёт слеза под ноги, по дороге размажется по щеке,
а если скатится со щеки – то в одежду впитается.
 
Кто является героем стихотворения?  О чём автор хотел рассказать в данном стихотворении?
Почему реальный бродяга из плоти и крови прошёл сквозь героя стихотворения?
«еле-е» - это что за слово?
 
3/3
 
*******************************************************
 
11. "Святой Иосиф"
 
               8 января 2017 (первое воскресенье после Рождества) – день
               памяти праведного Иосифа, обрученного мужа Девы Марии,
               приемного отца младенца Иисуса.
               
Какая драгоценность на руках!
Твоя - и не твоя... Но всё на свете
Ты сделаешь, чтоб над младенцем этим
Бед не было страшнее ветерка,
Несчастье не забросило аркан,
Мир добрым был и звёздами сверкал.
Всегда в тени ты – но за всё в ответе.
 
Припухлость ручек-ножек, нежность щёк…
Дитя любого чуда долгожданней.
Великий дар – и страшное заданье.
Дороже головы любой просчёт.             
Ты в темноту вступаешь со свечой
И жизни не жалеешь. Что ещё?
Ещё – ты озарён её сияньем.
 
В тебе тепло – без меры, без границ,
Вот, видимо, каков портрет отцовства.
Но кто твой сын? Ягнёнок? Пастырь овцам,
Чья неподкупность тверже, чем гранит?
Кто бережёт кого и кто хранит?
Кто скажет «неродной», когда родник
Заботы и любви журчит и льется?
 
О нежность! Этой силе возрасти
И растворить в себе злодейства волны,
Опустошенных доверху наполнить,   
Чтоб не было вовек причин грустить,
Чтоб жизни тяжесть с радостью нести…
- Расти, малыш, явившийся простить,
И что тебе назначено – исполни!
*****
5/5
 
Чудесное стихотворение! Гармоничное по форме и содержанию.
Интересная схема рифмовки, хорошие рифмы.
Светлое и трогательное.
В последних строчках рифмы послабее, чем в целом по стихотворению.
 
12. "Будь твёрже"
 
С трибуны поц сладкоголОсит,
Картавя, про Святую Русь -
Меня с таких речей проносит,
Пойду до ветра, не то - взорвусь.
 
Долой обрыдевшие риффы
О широте полей и рек -
Пора спросить с гражданки рифмы
Как терпит русский человек,
Как разрывается ткань сердца,
Как кисть сжимается в кулак,
Когда ногами в грязных берцах
Соседку в печень бьёт чужак?
 
Кричи, горластая, "Полундра!" -
Вновь на Отчизну точат зуб,
Будь твёрже, чем кристалл корунда,
Иначе нас, с костьми, сгрызут!
*****
 
3/2
 
На мой взгляд, это стихотворение подходит под статью ст. 282 УК РФ
"Совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека
либо группы лиц по признакам национальности, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе,
совершенные публично, с использованием средств массовой информации."
 
13. "Синеокая жрица"
 
То ли кру'жится, – то ли кружи'тся! – надо мной снежно-сказочный рой.
О, Зима! Синеокая жрица! Зачарован твоею игрой!
Как прекрасно звучанье мороза, как певуч нотный стан снегирей!
Я продрог без любви – до артроза! – так скорей же меня отогрей!
Наслаждаясь мелодией вьюги, выпив чарку (об этом ли речь!),
Я готов танцевать «буги-вуги», – чтоб тебя, Примадонна, развлечь.
Я готов оголиться по пояс! Даже ниже! чтоб голым – в сугроб!
О, Судьба! Мой заснеженный поезд! Кинь в меня! Да снежками – да в лоб!
 
Чтобы музыка ярче звучала! Чтоб за шторкой, в уютном купе, –
После рома – стакан из-под чая (!) напевал свой любовный куплет.
Дзинь-дзилинь!.. О восторженность звука! От признаний – я робок, но спел*!
Выпив рома – и чая без цукра,** – Я совсем от любви отупел!
Дзинь-дзилинь!.. О моя Примадонна! Свой напрасно треплю' интеллект:
Как же ты хладнокровьем  бездонна – что постели хрустящий комплект!
Разорви эту снежную вьюгу! Слов холодных – снежинок резных.
Мы нужны – о признай же! – друг другу. Лишь друг другу важны'! Мы нежны!
 
Мы сложны' – что хоромы сугроба! Щебечу – что доверчивый чиж!
Полюбил! И клянусь, что до гроба! Что же ты, Примадонна, молчишь?!
От молчания мёрзну – и гасну, будто све'чи от собственных слёз.
О-о, взорвёмся любовью фугасной! О-о, сольёмся под гимны колёс!
Пусть все звёзды от зависти лопнут! От безудержных наших страстей!
Ты сегодня – моя Пенелопа!*** Я сегодня – хмельной Одиссей!
Не молчи! А давай-ка, по чаю! Эй, сюда, проводник! Два с безе!
Я впервые любовь так встречаю: чтобы чувства – в сплошном неглиже.
 
Это – всплеск поднебесного грома! Всех курантов безудержный бой!
Нет, не чая! Три розы! И рома! И шампанского – вместе с Судьбой!
Ты кивнула! Согласна! О, браво! Веселись же, душа, и пляши!
Как (!) тогда Примадонна сыграла!  На моих откровеньях души.
Это – что-то.. Безумная песня! Межпространственный гипер-прострел..
А наутро.. – ни денег, ни перстня.. Лишь холодная – всмятку – постель...
И записка: «Прощай, Одиссей!».. Вот такая любовь-карусель..
 
Дзинь-дзилинь!.. Скорый поезд мой мчится.. Всё же часто мне снится порой..
Та Зима.. Синеокая жрица.. Примадонна.. Холодная птица..
На которой хотел я жениться.. Для которой я был лишь игрой...
--------------
 
*спел – прилаг. – сокр. от слова «спелый»
** цукор – с укр. яз. – сахар
*** Пенелопа — в др.греч. миф. супруга Одиссея (царя Итаки) – героиня  гомеровской «Одиссеи»; выделяется красотой, разумом, разумной сметкой. Гомер называет её «богиней средь женщин».
*****
 5/5
 
Да, с такими Примадоннами надо быть осторожнее. Можно и здоровья лишиться.
Фейерверк чувств и страстей.
Немножко напрягает обилие восклицательных знаков и многоточий.
Не очень понравились рифмы "резных - нежны", "безе - неглиже". Особенно вторая - явно неудачная.
 
14. "Ишемия"
 
               Такое нельзя придумать,
               это можно только испытать.
                /М.Жванецкий/
 
Мне вынесен безжалостный вердикт.
Мелькнула мысль вопросом: неужели?
Но кто-то в белом сухо подтвердит
ограничение телодвижений.
Родные несомненно принесут
необходимое, сказав: "Вот так-то,
допрыгался? Пока что не инсульт,
пусть ишемическая, но атака".
А прыгал я достаточно и пил
не только газировку и компоты.
Отчаянно куражился, глупил,
стараясь быть похожим на кого-то.
За удовольствия платить вдвойне
приходится всегда, но это после.
Пока ты молод и ещё в цене
кресты не замечаешь на погосте.
А с возрастом становится трудней
карабкаться улиткой вверх по склонам,
где в суматохе беспокойных дней
легко сорваться, солнцем утомлённым...
 
... но шевельнётся слабая рука
и осторожно, вопреки болезни,
коснётся клавиш. Мысли старика
возможно для кого-то бесполезны.
Зевнёт юнец, не знающий основ,
и усмехнётся искушённый сноб.
*****
4/5
 
Мысли автора и его настроения понятны.
С годами понимаешь, что главное, что должен сделать человек для себя - по возможности, сберечь здоровье.
 
 
15. "Речь пессимиста"
 
Я проснулся от боли в груди.
Дальше так продолжаться не может!
Сам проблемой себя наградил,
Засадив свои мысли под кожу.
Я хотел бы свалить всё на сны,
Но опять получил сказку с болью,
И опять все мосты сожжены,
И всё сладкое - с привкусом соли.
Я признался в любви тишине,
Потерялся в придуманном мире,
И давно позабыл о цене,
Просыпаясь в пустынной квартире.
Я забыл, что такое "беда",
Я недавно покинул оркестр -
Подарили билет "вникуда",
Пошутили: "счастливое место".
Написал как-то сборник о снах,
Провалившись в другую реальность,
Потерялся в своих же мечтах,
Всё надеясь, что это - случайность.
Я порвал тот злосчастный билет,
Этот мир для забавы был создан.
Из кармана достал пистолет,
Улыбнулся и выстрелил в воздух.
*****
4/4
 
Уф... Облегченно вздохнула в конце.
А то, понимаешь, уже подумала, что сейчас прольётся чья-то кровь))
"в никуда" - раздельно пишется.
Мысли понятны, все мы немножко пессимисты...
 
16. "Отложенное прощание"
 
Как будто зная наперёд
Прогноз погоды,
Грустит в ангаре самолёт,
Хрустит на мёрзлой взлётке лёд,
А снег идёт себе, идёт –
Густой, холодный…
 
Колючих хлопьев круговерть
Клубится  роем.
Пурга и как тут не жалеть,
Ругая снег и гололедь,
Когда не сесть и не взлететь,
А эти двое…
 
Она невеста, он жених
И сладкой мукой
Аэропорт  добавил штрих –
Пока буран ещё не стих:
Длиннее жизни длится миг
Перед разлукой…
 
Качает ветер взад-вперёд
Фонарь на вышке.
Ты грусть уйми, Аэрофлот,
И пусть влюблённым повезёт,
Ведь снег идёт себе, идёт
Без передышки….
*****
 
4/5
 
Хорошее стихотворение.
 
"Колючих хлопьев круговерть
Клубится  роем." - понравилось.
 
"ПерЕд разлукой…" - получается смещение ударения.
 
***********************************************************
17. "Под Новый год"
 
Под Новый год обычно я грущу 
И вспоминаю всех, ушедших в небо –
Я так до боли, трепетно хочу 
Их усадить за стол, богатый хлебом 
И вкусными салатами из тех, 
Что вместе мы готовили когда-то,
Тогда звучал на кухне звонкий смех, 
Варила мама «петушки» внучатам.
 
Как мы любили собирать семью 
И всех друзей в уютном, скромном доме,
Где русское так искренне поют,
Что сердце ноет в трепетной истоме!
 
В те давние, святые времена
На праздник в рюмки что-то наливали,
Но, чокаясь, не пили всё до дна,
И трезвыми на утро оставались.
 
Пирог брусничный – во главу стола, 
И чашки из красивого сервиза,
За чаем в разговорах жизнь текла,
Её внимали дети без капризов.
 
И, вспоминая прошлые года,
Под бой часов скажу одно желанье:
- Я приглашаю всех – услышь, Господь – 
Незримо к нам явиться на свиданье!
Реликвии расставлю на столе:
Тарелочки, хрустальные фужеры,
И пусть родных не видим нынче плоть,
Их душ тепло всё греет нас, без меры…
********
 
3/4
 
Трогательное стихотворение.
Что-то с рифмами в заключительно части. Не поняла, что с чем должно рифмоваться.
"Я так до боли, трепетно хочу" - "до боли" и "трепетно" в одной строке - это перебор.
И две последние строки - при всём моем уважении к печали автора, звучат не очень.
"родных не видим нынче плоть" - некрасивая инверсия.
Попробуйте переделать, концовка в таком стихотворении должна быть на уровне.