Я люблю моржевать!

Рифкат Гарайханович Гардиев
К одному из кубков интеллектуальных игр наша команда подготовила вопрос: «В Голландии их называют «Белые медведи». А как их называют у нас?» Помнится, соперники легко отыскали ответ на него: «Моржи». Да, именно так: это неуклюжее усатое морское млекопитающее дало название людям, занимающимся зимним закаливанием и купанием в проруби. Прошло двенадцать лет, вернее, зим, как я стал одним из них.

Метельные дни января, о вас мы все лето мечтаем!
Не зря же, дружище, не зря мы зимами годы считаем!

Хочу рассказать об этом интересном и , безусловно, полезном увлечении.
В 1993 году я вдруг стал испытывать внезапные и достаточно сильные приступы головокружения. «Вегито-сосудистая дистония» - определил мое состояние врач-невропатолог. Я стал исправно пить таблетки, ходить на уколы. Состояние, вроде бы, улучшилось, но я стал замечать за собой излишнюю вялость и даже сонливость. А меня это никак не устраивало: к тому времени я уже был председателем Чистопольской территориальной первичной организации ВОС; вы только представьте ситуацию, когда незрячий, приехав решить какие-то свои насущные проблемы, которых в тот год было хоть отбавляй, вдруг обнаружил бы руководителя, уснувшего  прямо за рабочим столом! Мне было тогда тридцать шесть лет, и я с ужасом думал о том, что моя дальнейшая жизнь будет зависеть от каких-то пилюль. И тогда я решил попытаться помочь себе немедицинскими способами: взял за привычку ежедневно по утрам обливаться водой. Делал я это в ванной собственной квартиры, поначалу воду подогревал, но спустя несколько недель полностью перешел на холодную воду. Не знаю, что меня подтолкнуло на это решение: то ли просто наитие, то ли воспоминания о давно минувшем школьном детстве, когда нас, восьмиклассников, учитель физкультуры А.С.Григорьев приучил обливаться ледяной водой и даже обтираться снегом. Но то школьное увлечение, просуществовав полгода, благополучно забылось.
После нескольких месяцев обливания я обнаружил, что беспокоившие меня приступы головокружения прошли, появилась бодрость, легкость. Меньше стали беспокоить и простудные заболевания. Я стал заполнять по утрам холодной водой ванну и после физзарядки погружался в нее, при чем, с каждым днем старался увеличить время нахождения в воде. Через некоторое время я стал с завистью думать о тех людях, которые осмеливаются зимой окунаться в прорубь. Тогда на только что открывшемся местном телевидении довольно часто показывали людей с необычными увлечениями, в том числе и «моржей», Которых, в нашем городке, находящемся на берегу Камы, было всегда много. Из телепередач я знал, что их возглавляет детский врач В.А.Комаров, но познакомился и даже подружился с ним я гораздо позже.
В 1998 году на Чистопольское УПП ВОС приехали двое незрячих из Казахстана, благо, тогда у нас еще было общежитие, и мы смогли им предоставить не только работу, но и жилье. Один из них при знакомстве сказал мне, что увлекается зимним купанием. Именно его, Валерия Ивановича Хомченко, проработавшего у нас совсем недолго и уехавшего по семейным обстоятельствам обратно в Казахстан, я считаю тем человеком, благодаря которому я осмелился впервые окунуться в ледяную воду. Мы с ним начали с того, что стали ходить на городской пляж в октябре. Конечно, в это время там никого не было, лишь мы, два чудака, раздевались до плавок и лезли в воду, отражающую свинцовые осенние облака. Немного поплавав, выходили, обтирались насухо, снимали мокрые плавки и, одевшись во все сухое, не торопясь шли домой. И никто из нас не заболел!
Помнится, зима в тот год наступила рано. В один из снежных вечеров ко мне заглянул Валерий Иванович и спросил: «А ты никогда не ходил босиком по снегу?» Я сказал, что нет. «Ты лишаешь себя огромного удовольствия!» - воскликнул он, затем разулся и шагнул за порог. Помещение нашей первичной организации одноэтажное, сразу за порогом начинается укромный переулок. Валерий Иванович пошел вдоль стены, оставляя на свежем снегу глубокие следы босых ног. Делал он это неспеша и явно испытывал при этом удовольствие. Мне ничего не оставалось, как последовать его примеру! Впечатление и впрямь оказалось великолепным! Ступни, освободившись от тесной и душной обуви, казалось, впитывали в себя светлую и чистую энергию, исходящую от только что выпавшего снега! «Для первого раза достаточно!» - вернул меня к действительности Валерий Иванович, и мы зашли в уютную теплоту помещения. Подобные прогулки мы стали проделывать ежевечерне, в дальнейшем, когда снега стало больше, начали выходить поначалу раздевшись по пояс, а затем и до плавок. Мы обтирались мягким, но обжигающим снегом, ложились в сугробы, перекатывались и кувыркались в них, словом, развлекались, что называется, «по полной программе» и получали при этом неземное блаженство.
К концу ноября Кама покрылась льдом, и в одно из воскресений мы договорились пойти на лодочную станцию, где, как мы знали, собираются «моржи». Но по каким-то причинам в тот раз Валерий Иванович пойти со мной не смог, компанию мне составил мой десятилетний сын. Мы пришли с ним на лодочную станцию, отыскали дом охранника, представляющий собой небольшую бревенчатую избу, зашли туда и действительно обнаружили группу мужчин и женщин, которые готовились идти купаться. Я поздоровался и попросил разрешения искупаться. «Пожалуйста!» - сказали мне. И тогда я разделся и впервые вышел на заснеженный берег Камы в пляжном одеянии.

Шагаем по льду босиком! Нас ветер морозный ласкает!
Раздеты почти целиком до пляжных костюмов, как в мае!

Действительно, по неопытности я пошел в тот день к проруби босиком, тогда как бывалые «моржи» предпочитают идти по снегу и льду в обуви: мало ли  что может попасться под ноги на городском пляже, покрытом снегом. Дойдя до проруби, я постоял некоторое время в нерешительности, затем потрогал воду кончиками пальцев, и лишь после этого робко опустился в воду. Ощущение того, что в кожу вонзаются тысячи раскаленных игл, было не таким уж неприятным! Я продержался на воде буквально несколько секунд, но все же, по примеру других «моржей», успел окунуться в воду с головой. После этого поднялся по ступенькам на лед и обнаружил, что совершенно не ощущаю холода. Морозный зимний воздух, казалось, обжигал тело, как в парилке, лишь голова в считанные секунды покрылась ледяной коркой. Вернувшись в домик охранника, я спросил: «По радио сказали, что сегодня – минус пятьнадцать. Неужели это так?» «Минус восемнадцать! – ответил мне охранник, взглянув на термометр, висевший за окном, - Тут, на Каме, всегда на несколько градусов холоднее!»
С этого дня для меня редкое воскресенье проходило без прогулок на Каму и купаний в в проруби. Это стало доброй традицией на долгие годы. Вот и сейчас я живу в ожидании зимних морозных дней и надеюсь на то, что мое здоровье еще долго позволит мне наслаждаться купанием в ледяной воде.

Прими, ледяная волна! Взлетайте, хрустальные брызги!
Достигну до самого дна, оставлю там темные мысли!

Рифкат Гардиев,
Г.Чистополь, Республика Татарстан
(Опубликовано в журнале «Наша жизнь» № 11 за 2009 год)