Мэнли Хопкинс

Айзек Гончаров
    Джеральд Мэнли Хопкинс (Gerard Manley Hopkins) родился в Стратфорде, Эссекс. Он был самый старший из девяти детей Кэтрин и Мэнли Хопкинса, страхового агента и генерального консула Гавайев, находящийся в Лондоне. Хопкинс получил образование в школе Хайгейт, а затем в Оксфорде, где изучал классику.
    Именно в Оксфорде он приобрёл дружбу Роберта Бриджеса, столь важную для его дальнейшего развития, как поэта. В Оксфорде Хопкинс проявил себя как язвительный критик и плодовитый поэт, но потом стал изучать свои поступки и делал записи своих прегрешений в дневнике. Став последователем Эдварда Пюзи и членом Оксфордского Движения в 1866, по примеру Джона Генри Ньюмэна, Хопкинс стал католиком.
    Под влиянием его отца, который также писал стихи, Хопкинс занимался поэзией с юных лет, но став иезуитом, он сжёг свои юношеские опыты, поскольку чувствовал несовместимость их со своим призванием.
    Однако он не ударился полностью в религию, и продолжал писать стихи уже в другом, религиозном ключе. Хопкинс выбрал строгую и аскетическую жизнь иезуита и был время от времени в мрачном настроении.
    Блестящий студент, который покинул Оксфорд, осыпанный высшими почестями, он не смог сдать заключительный богословский экзамен.
 Хопкинс служил в различных округах в Англии и Шотландии, и преподавал в различных колледжах. В 1884 он стал профессором греческой литературы в Университетском Колледже Дублина.
    Но его английская направленность и разногласие с ирландской политикой того времени, так же как его собственной маленький рост и разные причуды не способствовали признаю его как преподавателя.
    Изоляция в Ирландии углубили его мрачность, что нашло отражение в его «ужасных сонетах», названных так не из-за их качества, но потому что согласно словам друга Хопкинса Диксона, они достигли «ужасной кристаллизации» - в них выкристаллизовалось чувство поэта.
    После страданий из-за плохого здоровья в течение нескольких лет, Хопкинс умер от брюшного тифа в 1889 году и был похоронен в Дублине.
    Главное в поэтическом наследии Хопкинса - это реформа метра в поэзии.
Вся средневековая и современная английская поэзия подчинялась ритмической структуре, унаследованной от норманской литературной традиции.
    Однако Хопкинс очаровался более древней ритмикой англосаксонской традиции, самым известным примером которой является «Беофульф».
Потому многие стихи Хопкинса написаны прыгающим ритмом с переменным числом слогов в размере.
    Этим самым Хопкинс явился как бы предвестником современного свободного стиха, который проявился особенно сильно у Робинсона Джефферса, другого поэта, отрицавшего классический метр. После смерти Хопкинса его стихи стали известны широкой аудитории, и в 1918 году были изданы отдельным сборником Робертом Бриджесом, ставшим к тому времени поэтом-лауреатом.
    Вклад Хопкинса в поэзию связан с понятиями «самовитость» и «скачущий ритм». Под первой он понимал своеобразную, неповторимую единичность формы, свойственную всему сущему: в известном смысле все на свете «несогласно, свежо, сокровенно, невиданно» (Пестрая красота), в т.ч. и само стихотворение в его стремлении отразить уникальную самовитость реальности.
    Скачущий ритм, оказавший огромное влияние на современных поэтов, предполагает в каждой строке четкое количество ударных слогов и произвольное – безударных, так что одни строки выходят короче, а другие длиннее. Достоинство этого ритма в том, что он приближается к темпу взволнованной разговорной речи; недостаток – что он чреват небрежностью стиля. Чтобы избежать этого, Хопкинс прибегал к внутренней и концевой рифме, аллитерации, ассонансу и другим приемам, причем отнюдь не для украшения, но для раскрытия содержания. Скачущий ритм отвечает самовитости, поскольку делает каждое стихотворение единственным в своем размере.
    Самые значительные стихотворения Хопкинса почти все религиозны и в целом образуют примерно три последовательные группы. В Пестрой красоте природа трактуется как отражение Бога, в Ликовании жатвы красота природы отсылает к возвышенной красоте духа. Поздние стихотворения строятся на противопоставлении природы и человека. В последние годы жизни в Дублине Хопкинс, заглянув в темные глубины души, создал знаменитые «страшные», или дублинские, сонеты.

Гончаров А.С.
2017