Ненецкий бубен

Полярина
Данная публикация подана в качестве вопроса на историческую тему и ни в коем случае не утверждение/доказательство чего бы то ни было; является личной точкой зрения и содержит заинтересовавший меня материал.


Для ненецкого менталитета характерно не просто обожествление природы – а ощущение абсолютного единства человека с окружающим миром.
Земля - живая, любящая мать и никто не хотел причинять ей боль и поэтому не рыли могил. Хоронили на родовых сопках - поверх земли в домовинах на ножках. По сути – это зороастрийский обычай – не осквернять стихию земли. Кстати, даже русские в наше время в Нарьян-Маре (и кое-где на Урале) хоронят только на помосте, укреплённом в могиле, и накрывают гроб ещё одним дощатым помостом (получается камера). Только после этого засыпают землёй или песком (там, где земли нет).

 Вселенная представляется ненцам в виде трёх миров, расположенных вертикально друг над другом: Верхнего, Среднего и Нижнего. Верхний мир состоит из семи небес, населённых божественными созданиями.

В прежние времена шаман гулом бубна связывал Верхний мир со Средним миром - нашей землёй, которая, кроме людей и животных, населена духами-хозяевами земных ландшафтов и стихий. Звук бубна связывал также мир теней (Нижний мир) и круг жизни (Средний мир).

Шаманы оберегали народ, лечили, искали пропажу оленей, да что только они не умели! Шаман мог найти ответ на любой вопрос соплеменников. И в этом во время камлания ему помогал звук бубна-пензера (из шкуры белого оленя и дерева) с колотушкой. Считается, что в бубне живёт дух предка тадебя, который тоже когда-то был шаманом и именно он призвал своего потомка к шаманскому служению.

Ученик шамана получал бубен лишь на седьмой год. Наставник показывал, из какого дерева можно изготовить бубен и какие заклинания произносить. Для обтяжки бубна использовалась шкура дикого оленя-самца, добытого особым образом; тогда же делалась и колотушка-пенабц. Возле горящего костра при помощи колотушки бубен настраивали, ставили ему голос. Хранился бубен-пензер не в простых ездовых нартах, а в  священных –  хэхэ-хан. Куда бы шаман не ехал, к его ездовым саням были привязаны олени, которые везли хэхэ-хан с пензером и шаманским облачением.

Ещё через несколько лет ему разрешалось изготовить подвески для своего бубна и через десять лет после этого он считался научившимся шаманом. В целом обучение продолжалось двадцать лет. Тадебя, прошедшие посвящение,  давали  клятву, что будут всегда служить Светлым духам Добра.

 Учились шаманы у жрецов Золотой Бабы за Уралом. Это полиэтничная школа, в которую попадали к наставникам лишь избранные с территории Сибири и современного Ненецкого округа -  Русского Севера.  Нередко наставники брали детей из своих родов: деды и прадеды учили внуков. Готовили жрецов Тайной Богини Севера, но некоторых учеников отпускали на родину – служить людям, да и школ различной степени посвящения было несколько. Жрецы владели приёмами металлургии, делали сами амулеты из серебра и меди. Диких оленей для изготовления бубна и одеяния добывали, стреляя коваными стрелами  из особых старинных луков. Совершали жертвоприношение Великому Духу Огня и другие обряды.

Будничная одежда - причудливые тёмно-бордовые одеяния из оленьей замши-ровдуги. Шаманское одеяние тадебя – изображает зверя-оленя-птицу с многочисленными подвесками-амулетами. Сердце шаман прикрывает круглым овалом из меди (ныне – круглая нашивка). Шаманское сердце – вместилище жизненной силы тадебя. На лице повязка с нашитыми на месте глаз медными бляшками и с бахромой, -  проникнуть в мир духов можно лишь внутренним взором.
 Для того, чтобы быть посвящённым в жрецы-хранители, необходимо было пройти иные испытания и дать обеты.
Быть выбранным в ученики шамана непросто… Младенцу – будущему тадебя-шаману -  даже благополучно родиться было проблематично. Считалось, настоящий шаман рождается шестым ребёнком у женщины, чьи предыдущие дети умерли вскоре после рождения. Чтобы злые духи не могли погубить шестого младенца, в тундре бытовал старинный обряд подмены матери: рожала одна женщина, а все вокруг делали вид, что роды у другой, поздравляли её с младенцем и пр. Люльку ставили рядом с ней, а родная мать украдкой приходила к ребёнку, чтобы покормить.
 Кстати, все ненки испокон века рожали стоя и без крика (опять же – чтобы не привлечь духов). Вынося ребёнка из чума, произносили старинное ненецкого заклинание, которым вручали ребёнка защите и заботе Светлых Добрых Духов. Кланялись им на все четыре стороны.  Кстати, у русских до христианства был подобный обычай: отец выносил дитя, представляя Солнцу, Луне и стихиям.

После Октябрьской революции многие шаманы были репрессированы. Прервалась преемственность поколений, исчез или ушёл далеко в подполье «институт обучения» как таковой. Изменились и бубны. Пензер прежде мог брать в руки только шаман. Для непосвящённого человека это реально небезопасно: в XX веке это не раз проверено на настоящих шаманских бубнах учёными с самыми страшными последствиями.

Сейчас мастера в основном делают сувенирные бубны, которые используются в качестве сувениров и как музыкальный инструмент.

Бубен с выделанной шкурой
без хозяина замолк…
В этот день – прощальный, хмурый –
догорал закат пурпурный,
тайну пряча под замок…
К тайне ключ – скрыт в смысле зова,
что волнует чью-то грудь!
Молодой Владыка Слова
бубен жить заставит снова,
к прадедам отыщет путь!..
Но пока – бессильно, немо,
вещий бубен замолчал.
Боги грустно смотрят с неба,
как шаман уходит в небыль,
бросив свой земной причал…

(Прокопий Явтысый,
Перевод с ненецкого Вадима Гордеева)


Бубен ненецкого театра "Илебц" ("Жизнь")  ГБУК  "ЭКЦ НАО", Нарьян-Мар