Формула мысли

Валерий Брусков
       Где-то в районе 2003 года, уже будучи автором многих рассказов, стихов, афоризмов и картин, я заводил в новый компьютер свои афоризмы, и вдруг обнаружил, что текстовый редактор подчёркивает в моих предложениях зелёным цветом некоторые места.
       Я заинтересовался несогласием редактора с моей стилистикой или чем-то там ещё, начал экспериментировать с форматами афоризмов, совершенно случайно разбросал несколько из них на этажи, и зелёные подчеркушки исчезли…
       И вот тогда я подумал, что, возможно, существуют некие природные законы ГРАФИЧЕСКОЙ логики, основанные на стихотворной ритмике, на которые она меня и наводит…
       3000 лет философы всего мира искали эту Гармонию, но она, как всегда, приходит сама… Не к случайному человеку, но к тому, кто уже имеет опыт работы с прозой, поэзией, философией и графикой, и потому способен как-то объединить всё это в нечто новое ОБРАЗОМ.

       Формула Бытия проста и состоит из четырёх элементов:
       1. УВИДЕТЬ.
       2. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ.
       3. ПОНЯТЬ.
       4. НАЙТИ ПРИМЕНЕНИЕ.

       Поэкспериментировав в новом формате несколько лет, я оформил своё авторское свидетельство, уникальное уже тем, что оно применительно к языку, а не к чему-то техническому, или научному. К тому времени мой друг-писатель уже подарил мне псевдоним Гуру Руин, и новое оформление афоризмов очень чётко вписывалось в него. С тех пор под этим псевдонимом и в этом формате я набираю книги своих афоризмов, выкладываю их в Интернете, и не так давно - на Стихах ру – тоже.
       Проблема сайта в том, что он не способен полноценно отражать предлагаемое мною, поскольку я экспериментировал и с курсивом, и с цветом, и с  размерами шрифта. Тестовый редактор Прозы и Стихов ру подгоняет всё под один шаблон.
       Мои извинения…


       Брусков Валерий Петрович ( Гуру Руин )

                « ФОРМУЛА  МЫСЛИ »

       В начале XX века российские поэты активно экспериментировали со стихотворной формой, и наиболее примечателен в этом Владимир Маяковский, яростно изломавший классическое четверостишье:

..На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

       Это он написал в 1913 году, выбрав формат почти японских хайку - танка. А с 1924 года он пишет уже иначе:

В авто
           насажали
                разных армян,
рванулись –
                и мы в пути.
Дорога до Ялты
                будто роман:
всё время
                надо крутить.

       Сначала Маяковского ругали за то, что, разбрасывая слова, он таким образом зарабатывает себе больше денег, которые тогда платили поэтам построчно, но потом все поняли, что Владимир Владимирович подарил стихам дополнительные ударения-икты, и с тех пор этим приёмом успешно пользуются многие.
       В философии многие тоже пытались добиться больших акцентов, в том числе и с помощью четверостиший, как, например, Омар Хайям и другие. Польский афорист Станислав Ежи Лец пробовал строить из своих афоризмов конструкции:

Вся надежда на то,
что кроме закона джунглей
есть ещё и их беззакония.

Моё скромное опасение:
боюсь, как бы у человека, завоёвывающего новые звёзды,
не ушла земля из-под ног.

Если бы то, что в нас бьётся,
действительно было сердцем,
оно не умирало бы, чтобы этим убить нас.

Сколько соловьёв нужно сожрать хищнику,
чтобы запеть?

У него был такой угол зрения,
что его оттуда выселили.

       Это были простейшие архитектурные сооружения Логики, тем не менее, даровавшие некоторым афоризмам Леца новые грани.
       Предлагаю, подобно Маяковскому, дарить и афоризмам тоже дополнительные ударения-икты, разделяя их на ритмические фрагменты, которые располагаются вертикально:

Большая Глупость,
как и Великая
Мудрость,
редко не становится
народным достоянием.

       Таким форматом, в отличие от обычной строчной записи, в которой каждый читающий выбирает свои собственные акценты, автор афоризма искусственно расставляет ударения там, где он этого хочет.
       Образ афоризма, получивший объём, может быть и иным:

         Запах  ностальгии
                портит  Вкус
                даже
                самой  высококачественной
                эмиграции.

       Такой подход помогает находить в афоризме Гармонию, показывая его сильные и слабые месте:

       Живущий  между  Небом  и  Землёй, ещё  не  выбрал, где  ему  лучше.

       Строим конструкцию:

       Живущий
            между  Небом
                и  Землёй,
                ещё  не  выбрал,
                где  ему
                лучше.

       Немножко невыразительно, хочется усилить.

       Живущий
            между  Небом
                и  Землёй,
                ещё  не  выбрал,
                где  ему
                гораздо  ЛУЧШЕ.

       Уже выразительнее, но не хватает щелчка в конце.

       Живущий
            между  Небом
                и  Землёй,
                ещё  не  выбрал,
                где  ему
                гораздо  лучше
                УМЕРЕТЬ...

       Афоризм превратился в гротеск и антитезу-противопоставление: жить – умереть.
       Кроме того, можно ещё больше усилить афоризм, меняя размеры шрифта:

       Истина бесценна,
                даже если
                она сказана
                и НЕ МНОЙ.

       У афоризма появился Образ и, кроме того, изюминка. Заставляя прыгать со строки на строку, он настраивает якобы на один итог, но в конце может предложить и абсолютно противоположный. Даже одним заключительным словом, которое ставит весь Смысл с ног на голову.
       Афоризм, написанные в строчку, глаз видит почти целиком, а, спускаясь по этажам, внимание переключается, перестраиваясь на объёмный формат:

       Что позволено
                быкам,
                то непозволительно
                только Юпитеру.

       Женщина
          не прощает
                бездарным мужчинам
                их бездарности,
                а талантливому –
                своей.

       Ядовитый укус
                ереси
             уже поздно
                прижигать
                даже огнём
                костра Инквизиции…

       С помощью предлагаемой формы можно делать афоризм-башню, стоящий на широком фундаменте, или ставя его на одно слово-иглу:

         Крысы бегут
                с одного
                тонущего корабля
                на другой…

         Когда не могут
              найти достоинств,
                начинают уважать
                за недостатки.

         Когда нет
                бесценной Любви,
                красивой
                женщину делает
                только
                дорогая косметика.

         Если не хотите,
                чтобы Искусство
                заговорило Правду,
                не заставляйте его
                лгать!

         Рождая мышь,
                гора иногда
                тужится так,
                будто
                пытается разрешиться
                слоном…

         Прошлое - невозвратно,
                Настоящее – непродолжительно,
                и утешает
                лишь то,
                что Будущее -
                неизбежно…

       Таким подходом можно делать афоризм симметричным по смысловому весу половинок, или искусственно смещая всё в одну сторону. Этим же можно проверять на предмет Гармонии и классические афоризмы.

       Я мыслю, следовательно, существую:
                Рене Де Карт

       Я мыслю,
            следовательно,
                существую.

       Немного легковесно, поскольку в двух строках стоит по одному слову. Напрашивается другое:

       Я мыслю,
             следовательно,
                уже существую.

       Это уже симметрично. Или можно усилить акценты:

       Я мыслю,
            следовательно,
                уже не просто
             существую.

       Примечательно то, что, ознакомившись с такими приёмами написания афоризма, мысленно уже совершенно рефлекторно разбрасываешь на ритмические части любые – свои и чужие, тут же задавая им акценты.

                08.09.2007.