Начало обучения в классе фортепиано

Резеда Хисамова
Музыкальную деятельность или обучение музыке в классе фортепиано мы начинаем непосредственно с отбора учащихся или  первых вступительных испытаний. (Желательно, чтобы ребенок  до  вступительного отбора несколько раз побывал в музыкальной школе, привыкая к атмосфере, классам, учителям).
ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОЕ. Анализ ритмического слуха
Хлопки  (отбивание или простукивание ритма)
Учитель    отстукивает (прохлопывает) ритм. Задача ученика как можно точнее повторить задание за учителем.
ИСПЫТАНИЕ ВТОРОЕ.  Анализ голосовых данных
Пение любимой мелодии (к отборочному прослушиванию песня готовится заранее). Это может быть песня из мультфильма, любимого кино, либо песня из репертуара детского сада , школьного репертуара.
ИСПЫТАНИЕ ТРЕТЬЕ. Анализ звуковысотного слуха
Повторение за учителем музыкального мотива или фразы (в пределах октавы). Учитель напевает или наигрывает фразы из известных мелодий. Задача ученика как можно точно воспроизвести мотив.
АНАЛИЗ  ОЦЕНОК (завершающий этап испытаний)
Преподаватели, присутствующие  на вступительных отборах, делают анализ всех испытаний.  При оценивании ритмического слуха ставятся оценки « Отличный», «Хороший», «Удовлетворительный», « Не развит».
При оценивании голосовых данных ставятся оценки « Звонкий», «Тихий», «Крикливый», «Сиплый», «Высокий», «Низкий»  (если есть какие-либо дефекты в голосе - они также отмечаются). Все данные заносятся в журнал вступительных испытаний. Эти данные помогут преподавателю заранее запланировать работу с начинающими  музыкантами.
ЭТАП «ЖИВОГО ЗНАКОМСТВА»
Когда ребенок уже принят в класс фортепиано и проведены собеседования с родителями или с заменяющими их лицами, учащийся  может посетить свой будущий класс (кабинет), познакомиться с преподавателем. Прежде, чем посадить  за инструмент, преподаватель знакомит  ребенка с устройством инструмента (фортепиано), историей создания. С этой целью можно открыть крышку инструмента и показать все «внутренности пианино». Ученик во время «экскурсии» по  пианино узнает, что внутри оно  начинено всякими деревянными молоточками, струнами металлическими. У пианино имеется 2 (или 3) педали. Рассказывается о предназначении каждой из них: правая педаль используется наиболее часто. Она используется для того чтобы сделать последовательность извлекаемых звуков    неразрывной. Левая педаль используется для ослабления звучания.
Посадка за инструментом.
Очень важно объяснить правильную посадку за инструментом: правильное положение тела, рук за фортепиано. Она важна для того, чтобы сформировалась основа правильного положения рук и пальцев. Если на начальном этапе не обратить внимание на эту часть овладения инструментом, то вероятнее всего из- за неправильной посадки и постановки рук не будет навыков освоения техники. Даже при исполнении медленных произведений ученики могут столкнуться с некоторыми трудностями. При зажатой игре вероятность добиться красивого певучего звучания очень невелика. Самое первое на что нужно обратить внимание педагогу -это стул, на котором сидит юный музыкант. Рекомендуется (особенно для начинающих пианистов) фортепианный стул- пуф с прямым сиденьем.  Садиться за инструмент необходимо на расстоянии длины нашего предплечья (от запястья до локтя), ближе к переднему краю стула. Высота сиденья должна быть отрегулирована, так чтобы предплечья  опущенных на клавиатуру рук были параллельны  уровню клавиатуры или чуть выше. Ноги необходимо ставить на пол, ближе к педалям, под углом 90 градусов. Если за инструментом сидит маленький  ученик, необходимо поставить под ноги подставку.
ИГРА. ВЫСОКИЕ И НИЗКИЕ ЗВУКИ
( предварительно определяем  где «поют птички» и « порхают бабочки», а где» танцуют медведи» и «шлепают бегемоты», а где  «марширует» НАЗИЛЯ. Обычно уже на этом этапе ребенок уже устает, мы  ему  ненавязчиво предлагаем комплекс упражнений на пластику  для постановки руки.
1.УПРАЖНЕНИЕ «ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ»
2.УПРАЖНЕНИЕ «Шлагбаум»
3.УПРАЖНЕНИЕ « ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ»
Учитывая, что дети  младших классов очень быстро утомляются, устают -  на уроках часто меняются виды деятельности: упражнения для рук- игра попевок на инструменте- загадки музыкальные- игра на инструменте- пение- игра для  постановки рук и пальцев.   Руки  и пальцы  я поправляю во время игры первых песенок. Но чтобы к ним перейти знакомимся с клавиатурой. Посмотрите на инструмент. То, к чему прикасаются руки пианиста - называется клавиатура. А она у нас из каких цветов состоит? ( ЧЕРНАЯ, БЕЛАЯ). А теперь внимательно присмотритесь: черные  клавиши собраны в группы по  2 и 3. Слева от черной клавиши в группе по 2  называется ДО. Так мы можем узнать и другие нотки. Достаточно на первом уроке выучить и спеть песенку «До, ре, ми, фа, соль, ля, си Кошка села на такси». Выучить песню и нарисовать рисунок к ней, уметь класть руки на клавиатуру  -это и будет самым первым домашним заданием в классе фортепиано начинающего пианиста.

http://www.stihi.ru/avtor/hisamova