Открытие памятного знака К. Малевича

Илья Токов
   
       История и результаты трехлетнего поиска могилы Малевича

                Автор - А. Матвеев

   Немчиновка была любимым местом Казимира Малевича. Здесь он жил с Софьей Рафалович, своей второй женой, на улице Бородинской, дом 18, в мансарде до 1917 года, когда голод заставил их переехать в Витебск, а затем в Ленинград. Но при любой возможности он приезжал в любимую им Немчиновку и здесь нашел свой последний приют. Его похоронили по его просьбе под одиноким дубом 21 мая 1935 г. Дальнейшие годы преследования инакомыслящих, война, расширение сельскохозяйственных угодий и, самое главное, – равнодушие и даже враждебность к его личности со стороны чиновников от культуры привели к тому, что захоронение исчезло, и найти его удалось только зимой-весной 2007 года.
   В этой статье я хочу рассказать, каких трудов это нам стоило, о бескорыстной помощи в этом деле многих людей, за что мы им приносим нашу большую благодарность.
    Начиная с 60-х годов прошлого века, когда в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья Константина Симонова о Казимире Малевиче, его имя стало произноситься в стране без страха и оглядки сначала родственниками, а затем энтузиастами-почитателями творчества великого художника. С этого времени начали предприниматься многочисленные попытки найти место его захоронения.
   Дочь Казимира Малевича и Софьи Рафалович, Уна, и племянница Софьи, Галина Ефимовна Жаркова пытались найти это место в районе старой школы. И, хотя они присутствовали на похоронах Малевича, визуально им это сделать не удалось, и понятно, почему: в конце пятидесятых годов при расширении полей сельхоздеятели не пощадили могилу художника, выкорчевали дуб, под которым он был похоронен, и снесли остатки надгробия.
   В результате этой работы не только исчезла сама могила Малевича, но и существенно изменился вид всей окружающей местности.
   Не смог определить место захоронения и один из учеников художника Константин Рождественский при поисках в 70-х годах с группой энтузиастов, и они решили поставить небольшой Памятный знак – достаточно произвольно, рядом с дорогой, у кромки леса. В этом лесу в голодные для Казимира Малевича 30-е годы уже европейски известный художник, лишенный возможности заработать средства существования своим трудом, собирал грибы, чтобы как-то прокормиться.
   Помог в установке Памятного знака Сергей Лихачев, переписывавшийся с историографом Немчиновки Виктором Цоффкой о садовых цветах. В одном из писем он задал вопрос, знает ли Виктор Вячеславович о Казимире Малевиче, который жил и был похоронен в Немчиновке.
   С этого момента у В.Цоффки появился интерес к этому делу, который не угас до сих пор. Благодаря этому интересу и энтузиазму группы почитателей творчества К.Малевича, в первую очередь, художников Владимира Андреенкова, автора проекта Памятного знака, и Валерия Сахатова, автора художественной книги о Малевиче «Неизвестный художник» А.Анисимова и др., с помощью Сергея Лихачева, который ходатайствовал перед местными властями, Памятный знак был установлен. Сейчас он оказался в зоне застройки высокими домами в стиле, который К.Малевич, мягко говоря, очень не любил, и дорогу к нему перегородили высокий забор и шлагбаум. Такова реальность нашего времени.
   У меня интерес к поиску места захоронения К.Малевича возник в начале 90-х годов, когда я жил в Немчиновке и познакомился с Галиной Ефимовной. Мы съездили с ней на опушку леса, где росло несколько дубов, и она рассказала нам, что это место напоминает визуально то, где был похоронен Казимир Северинович. Они с Уной выкопали немного земли с этого места и положили ее в землю, где была похоронена в 1925 году любимая его жена Софья. Так на кладбище близ старинной церкви Николая Угодника в Ромашково появилась символическая могила Казимира Малевича, о чем говорит надпись на могильной плите.
   Другие же свидетели, одним из которых был В.Дудкин, в то время глава администрации Немчиновки, указывали место недалеко от старой школы, которое в итоге и оказалось самым близким к действительному месту захоронения Малевича.
   Продолжать поиски в те лихие 90-е годы возможности не было: жизнь ставила другие задачи – просто выживания. И только в 2001 году мной совместно с Виктором Цоффкой и Алексеем Гусевым, главой администрации Немчиновки в эти годы, было организовано некоммерческое партнерство «Немчиновка и Малевич», одной из основных задач которого было определение места захоронения художника.
   Особенно актуальной эта задача стала в последние годы, когда земли в округе, в том числе бывшие пахотные, стали интенсивно застраиваться.
   В 2005 году мы провели опрос старожилов Немчиновки. Их рассказы, а также воспоминания Жени Полуэктовой (Рафалович), племянницы Софьи Рафалович, и ее сына Владимира Полуэктова, привели нас к месту, на котором у тропинки до войны росли большой дуб и рядом еще несколько поменьше.
   С помощью геофизиков и почвоведов мы нашли место, где они росли, и почти два года проводили интенсивные раскопки, пытаясь найти следы захоронения. Однако эта очень трудоемкая работа не дала результата. Стало ясно, что мы ищем не там, … и подступила усталость. Но все-таки нас не покидала уверенность, что мы рано или поздно решим эту задачу.
   И вот в конце зимы 2006-2007 годов неожиданно раздался телефонный звонок от Яновского Андрея Сергеевича, который постоянно жил в Немчиновке и имеет там до сих пор небольшую часть дома. Он сослался на Виктора Цоффку, который дал ему мой телефон, и рассказал, что написал статью об истории Немчиновки в послереволюционное время, но самое интересное, что я услышал от него, это воспоминания его соседки по дому, Беляковой Евгении Петровны.
   Вспоминая первые военные годы, она рассказала, что, будучи девочкой 4-5 лет, с компанией подростков из д. Ромашково она пасла коз недалеко от дуба, под которым находилась могила художника. Острое детское любопытство привело к тому, что они раскопали могилу, и она держала в руках металлическую банку с прахом художника. По ее словам, раскрыть ее они не решились, снова закопали и ухаживали за могилой в меру своих сил. Она сказала также, что хорошо помнит, где находилось это место.
   В ближайшие выходные я с Евгенией Петровной и Андреем Сергеевичем выехали на указанное ею место, и стало ясно, что круг поисков замкнулся: мы оказались на том месте, куда в начале поисков уже приезжали с В.Дудкиным. Стало ясно, что свидетелей надо искать среди старожилов с. Ромашково. Это было сделано до весны 2007 года. Были уточнены место захоронения и его трагическая судьба.
 

 
  
 
   


     фотография И. Токова: Московская обл.
     художник Богданов Владимир Александрович,
     1902 - 2002, «Открытие памятного знака», 1994,
     холст, масло