О Пс. 91, 103, 107, 118, 119, 120, 130, 132, 136

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/10/19/1867 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/01/21/9323 - Итоги Конкурса

Начало статьи важно прочитать здесь: http://www.stihi.ru/2017/01/22/8670

ПСАЛТИРЬ, Псалом 91:

 "Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, - Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, - вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем".

Псалмопевцу, исполненному глубокого религиозного чувства, доставляет искреннюю радость славить Господа. Для него это благо - возвещать о милости Творца и истине Его день и ночь. Восторг и восхищение вызывает у певца все, что делает Господь. Он не устает удивляться глубине Его помышлений, постигнуть которые человеку не под силу. Казалось бы, как не впасть в уныние праведникам, видя, что нечестивые возникают как трава, и процветают в ущерб им. Но в плане Господнем - конечные гибель и исчезновение нечестивых, как и прославление праведных. Именно потому, что Господь превыше всего во вселенной, гибнут нечестивые и - рассыпаются в разные стороны делающие беззаконие. Праведные же возвышаются Им. "Вознесение рога" значит укрепление мощи, силы. "Умащивание свежим елеем" подразумевает восстановление жизненной силы, праздничное настроение. Праведник "видит и слышит", как терпят поражение его враги. Если у последних, которых великое множество, уподобляемое траве , оно, как жизнь травы же, скоротечно, то первые цветут, как пальма, и уверенно возвышаются, подобно ливанскому кедру Кедр -  образ процветания, крепости и долголетия тех, которые веруют в Иегову и благословляемы Им. Ибо Он их твердыня - Господь, в Котором нет неправды.

На этот псалом написала свое переложение Наталия Гранковская.

Наталия Гранковская

Тебя, Господь, я воспою!
Пускай, звучит моя струна!
Твою любовь благословлю,
И пью её, не меря дна…

Твои деянья велики,
Сокрыты замыслы глубоко…
А нечестивые ростки
Иссякнут рьяно и по сроку.

Пусть нечестивые бегут
Слепит глаза Господня Слава!
А для меня отраден труд –
Зови певцом своим по праву…

И на главу мою елей
Ты возливаешь неустанно…
Нет песни слаще и верней –
Я славлю Господа : «Осанна!»

И те, кто к храму прикипел ,
Они – цветы Господня Дома.
На свете много правых дел,
Но жизнь не мыслю по-другому:

Тебя, Господь, благодарю
За все дары в моей судьбе…
Превозношением горю:
Вся правда, Господи, в Тебе!
________________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 103:

"Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту, высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!"

Псалом - трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.
Внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и "устроение" земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь - все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение - совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил "беззаконных" с лица земли. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы "одет", он - часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо "горними чертогами" по ассоциации с "верхней горницей" (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме. Псалмопевцу привычен образ Бога, "шествующего на облаках", и он называет их колесницею Его. Ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды. От "прещения Божиего" (т. е. "по Божиему грозному гласу", по повелению Его) началось "упорядочение" хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины - согласно "месту своего назначения"; пределы и границы были Богом положены и им и морям.  Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и "питает" траву для скота, и зелень для человека. Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода;. А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку). Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии  Нои "свидетели" человеческого разума - корабли, построенные людьми, плавают в море. Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее. Бог Вседержитель, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он "посылает дух Свой", обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли. Другими словами, Бог творит мир и сегодня.  Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от "одного Его прикосновения" происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!). Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны ("благоприятны"). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма - Аллилуия! - означает "Восхвалите Бога".

На этот псалом написала свои стихи  Ольга Головенкина 2. 

Ольга Головенкина 2   

О Господе возрадуйся, душа!
Гляди, как он грядет на крыльях ветра
по облакам, облекшись ризой света,
и слушай Ангелов Его, едва дыша.
ОН землю основал на тверди вечной,
а бездна - одеяние её,
морям и полю место дал свое,
здесь птица  в небесах парит беспечно,
онагрь в жажду в дебрях воду пьёт.
Делами рук Его исполнены пределы:
трава скоту, а человеку - злак,
ливанский кедр и горы Он соделал,
светить луне и солнцу сделал знак.
Во тьме ночной пройдут в дубраве звери,
с рассветом выйдет в поле человек...
Хозяином ему Он быть доверил,
заветом закрепив на долгий век,
чтоб море корабли переплывали,
среди каменья заяц жил и лис,
чтоб аисты ко гнездам прилетали.
Из рук Его все благо обрели.
А если отвратят лицо своё -
исчезнут все,и в персть всё обратится!
Но дух Господь пошлёт - всё расцветёт,
созиждется и снова возродится.
Пока живу - Творцу хвалу пою
возрадуясь. От века и до века,
куда ни гляну я, на север ли, на юг -
Он сделал все на благо человека!
Сказал Господь:- Люби, трудись, живи!
Душа моя, Его благослови.
_____________________________________-

ПСАЛТИРЬ, Псалом 107: 

"Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; буду петь и воспевать во славе моей. Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя, дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня. Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю; Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой, Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду". Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими? Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших ".

Торжественная Песнь хвалы Господу, написанная по случаю одержания Давидом военной победы и в полной уверенности в поражении врагов Божиих в будущем. Царь был убежден, что Бог иудеев, подчинив им, или, что тоже самое, Себе , "племена и народы", будет "превознесен… всею землею". Ради осуществления этого Давид просит, чтобы Господь Сам руководил Своим народом в его сражениях с язычниками.

 Не вызывает сомнения, что две части из двух разных псалмов (Пс. 56 и 59) были соединены здесь в одно поэтическое произведение с какой-то литургической целью.

По мотивам этого псалма написала свои стихи Татиана Северинова

Татиана Северинова
 
Готово сердце моё, Боже...
Мне было двадцать... Чуть побольше?
А в голове - кордебалет:
Дзен, Рерихи и прочий бред.

И дождь на улице, и слякоть...
И мне хотелось просто плакать.
Каким путём я в храм зашла?
И Чья Рука меня вела?

А там выводит дьякон зычно,
Что мир устроен Богом лично,
Что Он - владыка городов,
Что милость выше облаков.

Народ подхватывал, пел славу.
А я... Нашла, что так искала.
И в тесноте своих проблем,
Я тоже пела, вторя всем:

Готово сердце моё Боже!
Своё исканье подытожив,
Я рано встану, поутру...
И Бога в сердце обрету.
__________________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 118.  (фрагмент1-16):

"Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем. Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего. Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
......"

Автора псалма преследуют "сильные мира сего", они высмеивают его глубокую веру и всячески поносят его самого. А он укрепляется духом, размышляя над словом Господним, которое ценит необычайно, в котором черпает утешение; для него оно - правило жизни и источник силы; его желание постигать его все глубже и следовать ему - неутолимо.

Псалом 118 представляет собой акрост. Каждая из его строф (состоящая из 8 стихов) начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательном порядке. Таким образом, 22 строфы псалма соответствуют 22 буквам алфавита. Перед нами, в сущности, собрание молитв и размышлений над словом Божиим, на которое автор псалма ссылается то и дело, прибегая, однако, к ряду его синонимов, повторяемых им многократно.

Так очень часто встречается здесь слово "закон" (тора), употребляемое в значении общего термина, выражающего те нормы (как открыты они людям), которым подчиняется в своей жизнедеятельности природа, и которые обязательны для исполнения человеком - как в физической его жизни, так и в духовной. Нередко это слово относится к той или иной части Моисеева учения, вероятно, к книге Второзакония или к книге Левит, если не ко всему Пятикнижию. Закон - синоним откровения, полученного свыше. "Повеления" - это конкретные предписания, подлежавшие исполнению в различных сферах жизни: семейной, общественной, религиозной и т. д. "Уставами" определялись нормы поведения человека по отношению к Богу; нарушение их строго каралось. Под "заповедями" понимались конкретные повеления, регулировавшие проявления человеческой воли и границы человеческой деятельности; подлежали обязательному исполнению. "Суд" означал Господни решения в высшей их справедливости. "Путь" - метафорический образ, подразумевавший направление человеческой деятельности в согласии с Божиим законом.

Счастливы те, кто избирают в жизни верное направление, держатся "непорочных путей", или, что близко по смыслу, "ходят в законе Господнем", т. е. всем сердцем стремятся не ослушаться Господа. Оказаться в числе этих "блаженных", достичь этого идеала - мечта псалмопевца. Если бы его собственное сердце всегда было право, то справедливость Божиих решений ("судов правды Его") делалась бы все более доступной его сознанию ("он поучался бы этим судам"), и он славил бы Господа еще более радостно. Псалмопевец исполнен желания хранить уставы Его и молит никогда не оставлять его совсем.  Слово Божие понимается здесь расширительно; это закон, заповеди, уставы, повеления Его. Только согласуя с ними путь свой, т. е. свое поведение изо дня в день, может юноша (вероятно, сам псалмопевец) хранить и содержать себя в чистоте . Фраза "В сердце моем сокрыл я слово Твое" свидетельствует о глубоком желании автора псалма исследовать слово во всех его частностях  и, любя его, жить так, чтобы не грешить пред Богом.

На этот псалом написала свое стихотворение Ольга Лютых-Грицаенко.

Ольга Лютых-Грицаенко

А кто непорочен, тот знает пути
Блаженств – по Господней дороге идти.

Всем сердцем кто жаждет Его испытать,
Господь тому дарит Свою благодать.

Дороги чисты от житейского зла,
Ему посвященные, нет им числа.

Живым заповедал Господь чистоту
Закона хранить, как святую мечту.

И чтобы исправить кривые пути,
К Тебе непрестанно молюсь – посети

Любовью Своею меня, чтобы стыд
Меня не спалил в судный день, что сокрыт.

Начало спасения – в исповеди,               
От сердца глубин Ты меня просвети.

Прошу, Ты меня не оставь навсегда,
Реченную Правду забуду когда.

Сохранностью слов Твоих юный храним,
Тебя почитающий, Небом любим.

У всех моих помыслов, всех моих дел
Финал – Твоя благость, с Тобой мой удел.

Хочу я сокрыть в своем сердце слова,
Ценя их, как высшие в вечность права.

Чтоб я не запутался в строчках Твоих,
Шепни в тишине, что сокрыто меж них.

Щедроты Твои у меня на устах,
Эгидой познаний о важных местах.

Юдоль моя – Свет от Твоей чистоты,
Янтарная комната в ней – это Ты.

Анализом тонким пройду Твой Закон,
Без лени постигну чем сладостен Он.

В Словах Твоих жизни яснейшая суть,
Где б ни был, их буду твердить наизусть.
___________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 119: 

"К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне".

Песнью восхождения назван каждый из псалмов 119-133, потому что именно их пели паломники при "восхождении" к Иерусалиму в ежегодные еврейские праздники. Написание Псалма связывают со временем окончания плена, временем продолжавшегося рассеяния, когда среди евреев немало было таких, которые, мечтая о возвращении на родину, вынуждены были, против своей воли, оставаться на чужбине. Скорбью охвачен псалмопевец, живущий среди чужих ему лживых людей. Он молит Господа избавить его от них. В устах паломников, восходивших к святилищу, звучал вопрос, поставленный псалмопевцем, сулит ли лжецу выгоду его лукавый… язык, чтобы тут же произнести ответ на него: не выгоду, но наказание сулит он ему. О наказании говорится образно - как об острых ("изощренных") стрелах с горящими углями дроковыми, пущенных рукою сильного (имеется в виду Господь). Угли, полученные из дрока (кустарника, распространенного в Палестине), горят и тлеют медленно (символизируя здесь продолжительность бедствия, кары). Географические названия свидетельствуют о жизни псалмопевца "среди чужих". Некоторые отождествляют "Мосох" с местностью на территории Армении, вблизи Черного моря, другие считают, что это тоже, что Мешех, находившийся на севере от Палестины. Кидар, находился в северной части Аравии; его "шатры" принадлежали кочевым племенам - потомкам Измаила. Оба эти названия олицетворяли враждебные Израилю племена, составлявшие ближнее и дальнее его окружение. Псалмопевец определяет их как "ненавидящих мир", с которыми бесполезно и заговаривать о нем, так как они настроены агрессивно и стремятся к войне. Доверять им нельзя, они - лживы и лукавы, но их ждет возмездие свыше, ибо Господь слышит тех, кто взывают к Нему.

На этот псалом написал свои стихи Alexander Komissarov.

Alexander Komissarov

Услышан я; когда пришла беда,
Мой горький плач был Господом замечен.
Ответил Он, пошёл ко мне навстречу.
Душа освободилась ото льда

Обмана,
Что слетал со лживых губ,
Любви к могуществу, что ранит словно стрелы.
И сделал я свой первый шаг несмелый
На мостик к миру, что им так не люб.

Живя средь них, средь тех, кто за войну,
В Кедар - стране потомков Исмаила,
Моя душа о мире лишь молила,
В ответ встречая только тишину.

Но до чего ж зловещая она,
А ненависть всё больше, глубже, шире...
Чем больше я им говорил о мире,
Тем больше занимала их война.

Услышан я; когда пришла беда,
Мой горький плач был Господом замечен.
Ответил Он, пошёл ко мне навстречу.
Душа освободилась ото льда

Обмана,
Что слетал со лживых губ,
Любви к могуществу, что ранит словно стрелы.
И сделал я свой первый шаг несмелый
На мостик к миру, что им так не люб.

Живя средь них, средь тех, кто за войну,
В Кедар - стране потомков Исмаила,
Моя душа о мире лишь молила,
В ответ встречая только тишину.

Но до чего ж зловещая она,
А ненависть всё больше, глубже, шире...
Чем больше я им говорил о мире,
Тем больше занимала их война.
_____________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 120:
 
"Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек".

Паломник, поднимавшийся на холмы Иерусалимские, с надеждой взирал на них, черпая уверенность в том, что Господь, хранящий Израиль, сохранит и его.
Псалом создан был в плену; воспевая его поначалу, евреи молитвенно обращали взор к горам Иудеи, к горе Сион, ожидая себе помощи лишь от Господа. В устах паломника эти слова звучали с торжествующей уверенностью: Господь, сотворивший небо и землю, и эти, родные ему горы, - верный ему помощник. Далее  псалмопевец обращается к своим соплеменникам, внушая им собственные упование и уверенность. Помни, что Господь, хранящий тебя… Израиля… не даст поколебаться ноге твоей, Он бодрствует над тобою! Господь дает тебе сень, или тень, продолжает псалмопевец, защищающую тебя от палящего солнца; оно не поразит тебя… днем, а ночью Он укроет тебя от резкого холода пустыни (луна символизирует тут ночной холод). Фраза о "вхождении и нахождении" означает "повсюду, всегда, в любых обстоятельствах". В устах паломника, как и в устах псалмопевца, эта "песнь восхождения" заканчивалась радостным заверением себя самого и соплеменников: Господь сохранит тебя от всякого зла. Он будет охранять тебя всегда и повсюду.

На этот псалом написала свое произведение Ольга Иванычева.

Ольга Иванычева 

Спасения ища от всяких бед,
Напутствия желая ли, опоры,
К небесным высям устремляю взоры,
К тому, кто сотворил и тьму и свет.
Господь нам явит помощь и ответ.

И станет поступь слабого тверда.
В незримое присутствие святое
Поверь, и ты не будешь сиротою.
Светила не доставят нам вреда.
Хранящий мир не дремлет никогда.
___________________________________ 

ПСАЛТИРЬ, Псалом 130: 

"Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек".

Псалмом "смирения".  Давид заверяет Господа, что всегда был чужд духа надменности, нарочитого превознесения и возвеличенья себя перед людьми,  старался смирять свою душу. Дитя, отнятое от материнской груди, какое-то время "бунтует", требуя привычной пищи, как бунтует грешная душа человека в своих амбициях и претензиях. Но, как постепенно "смиряется" дитя, успокаиваемое матерью и приучаемое ею к другой пище, так, может быть, ценой страданий и усилий, приведена "к смирению в Господе" душа человека. Давид уподобляет себя (душу свою) именно такому ребенку, отнятому от груди. Не будоражащие сердце амбиции, а спокойное детское доверие Богу характеризует каждого духовно зрелого верующего. Псалмопевец призывает Израиль уповать на Господа отныне и вовек.

На этот псалом написали свои стихи Ирина Саяпина 2 и Александр Ставцев.

Ирина Саяпина 2

Нет, сердце мое не было  надменным.
К высотам дух вовек не возносился.
И взгляд мой был не гордым, а блаженным.
Я лишь тобою, Господи, гордился.

Как отнятого от груди младенца,
Ласкает мать, так я баюкал душу.
О, Господи, тебе вверяю сердце.
Срази его, коль клятву я нарушу.

Александр Ставцев

Не дерзко, Господи,
                очами я взирал,
и в сердце не имел превозношенья,
и на великое
                отнюдь не посягал,
на дивное, что выше разуменья.
Но если не смирен порой был я,
душою восставал на Тебя, Боже,
как вскормленное матерью дитя
восстать и на неё порою может,
то Ты душе моей за то
                воздай!
На Господа, Израиль, уповай!
___________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 132: 

"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки".

В этом псалме прославляется единство еврейского народа. Написан Давидом вскоре после перенесения ковчега завета в Иерусалим, который в результате этого стал центром объединения всех колен Израилевых. Намек на  единство народа, которое осуществляется в общем его богопоклонении "под началом" освященного елеем первосвященника. Края одежды (Аароновой) символизируют самые отдаленные части земли обетованной, населенные евреями. Сравнение с "росой Ермонской" перекликается с этой аллегорией. Гора Ермон всегда изобиловала влагой и сильными росами, которые ветрами переносились на север, "сходя на горы Сионские". И сколь освежающей и животворящей была эта роса для их растительности, столь же духовно "освежающим" было для евреев их объединение вокруг Иерусалима, их совместное поклонение Иегове. Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.

На этот псалом написал свои стихи Олег Тупицкий.

Олег Тупицкий 

Господь в безмерной мудрости своей
благословил, как горный склон Сиона,
и завещал нам до последних дней
придерживаться твёрдого закона –
жить братьям вместе лучше и милей,
приятней, и смелей, и веселей,
чем в удалении. И это – как елей,
стекающий на бороду Аарона.
________________________________________    

ПСАЛТИРЬ, Псалом 136: 

"При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его". Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"

Песнь изгнания, написанная в конце вавилонского пленения.  Псалмопевец вспоминает, как, будучи в плену, евреи собирались на берегах вавилонских рек (Тигра и Евфрата со всеми отходившими от них протоками и каналами, выкопанными для орошения полей) и плакали, вспоминая о Сионе (Иерусалиме). Там… притеснители… требовали от них, чтобы веселили их своей игрой на арфах и пением песней Сиенских. Но арфы пленников висели на вербах (или ивах) по берегам рек, и они не хотели снимать их, не желая петь, играть и веселиться. Фраза "посреди его" относится к Вавилону, а не к Сиону. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Еврейский народ славился на древнем Востоке своей музыкальной культурой и высокими образцами своей поэзии. Однако и музыка, и поэзия их были Господними, т. е. вдохновленными мыслями о Господе и упованием на Него; характер их чаще всего был молитвенным. Могли ли они этими священными для себя произведениями тешить язычников, отторгших их от родной земли! Подобные "требования" звучали для них кощунством: исполнение их равносильно было бы забвению Иерусалима . Да перестанет действовать (да отсохнет) правая рука моя, да онемею я, если забуду тебя, Иерусалим, и если стану радоваться не твоей радостью! (Иерусалим, куда в допленные годы все колена Израилевы стекшись для поклонения Господу, в дни плена лежал в развалинах. Могли ли они радоваться в такое время? Лишь возвращение к жизни и веселию Иерусалима могло стать началом их радости). Проклятие врагам Сиона звучали в устах псалмопевца как мольба к Богу о справедливом воздаянии врагам Его народа. Едомляне были давними и упорными недругами евреев, хотя и были близки им по крови (связаны с ними "братскими" узами) по поводу разрушения Иерусалима они торжествовали и радовались. Проклятие псалмопевца обращено на Вавилон. Но обречь его беспощадному уничтожению было волей Господа. "Блажен" надо понимать в том смысле, что те, кто совершат "казнь" Вавилона, совершат ее во исполнение Божией воли. В представлении псалмопевца, сердце которого, как и сердца его соплеменников, преисполнено было печали, - те, кто опустошали святую землю или радовались этому опустошению, лучшей участи не заслужили.

На этот псалом написали свои переложения и стихи по мотивам псалма: Алексей Тимаков, Олег Тупицкий, Зинаида Палайя, Александр Ставцев.

Алексей Тимаков

Лишённые страны, Ковчега, Храма…
                Большой Канал у холма Тель-Авив…
Еврейская тоска висит упрямо
                В общине верных: лишь бы не погиб
Сионский дух… Халдейские младенцы
                По хижинам без умолку вопят…
Душа скорбит, предчувствуя Освенцим,
                И ненависть спускается до пят.

Повесив арфы с гуслями на вайи,
                Не в силах больше петь и танцевать
Мы очерствели, как немые сваи,
                В чужой земле постыла нам кровать.
Нельзя открыть неверным тайну Божью,
                Живущую в молитвах и Псалмах,
И пусть язык не осквернится ложью,
                И пусть гортань обымет Божий страх.

Забыть тебя нет сил, Давида город!
                Не позабыть тебя, Господень Дом!
Уж лучше жернова на шею — ворот —
                На дно, в Ховар, и ждать Армагеддон…
Но будем Небо призывать мы пуще
                И бить поклоны, и истошно выть,
Чтоб выродков вопящих и орущих —
                Да! — ваших чад — о скалы расшибить…

Но ум кипит в ряду ассоциаций:
                Авив, Нисан, и Пасхи ясный свет,
И Твой приход — еврейских резерваций
                Превысит боль и даст на всё ответ…

Олег Тупицкий

В те дни, когда сидели мы
при мутных реках Вавилона
и плакали, ко мне из тьмы
звучала музыка Сиона.

Мой притеснитель каждый день
велел мне петь и веселиться –
я вешал арфу на плетень,
не соглашаясь покориться.

Как можно петь земле чужой
ничуть не покривив душой?

Да пусть отсохнет мой язык
и будет плоть моя казнима,
когда превыше всех музык
я не поставлю Иерусалима.

Зинаида Палайя 

На реках вавилонских, Сион вспоминая, сидели и плакали.
Наши гусли на ивах висели печальными знаками.

Кто пленил нас, просили: воспойте нам песни сионские.
Как же петь на чужбине молитвы, святые, Господские?

Если я позабуду Иерусалим, к струнам пальцы мои не притронутся.
Да прилипнет язык мой к гортани, когда мне мой город не вспомнится.

Ты припомни, Господь, день погрома эдомским сынам-осквернителям,
как кричали они: разрушайте, губите, гоните их!

Ты же, дочь Вавилона, получишь твоё воздаяние –
тот блажен, кто младенцев твоих разобьёт как порочное семя о каменья.

Александр Ставцев

В стране чужой, на реках Вавилонских
мы проводили дни на берегах
и плакали о красоте Сионской,
Иерусалим стоял у всех в глазах.
Повесили на вербах гусли наши
и те, чьей воле покорились мы,
в плен уводившие
спросили нас однажды:
"Сионских песен нам воспойте вы!"
Но, Господи,
                что о словах ответить
пленившим нас? Как плачущей душой
пропеть напев их?
Как же нам воспеть им
Господню песню на земле чужой?!
Деяний рук моих, Иерусалиме,
пусть правоты Господь не помянет,
если когда-нибудь забуду имя
Твое!
           К гортани пусть язык прильнет,
если в начале всякого веселья
Иерусалим не будет у меня!
Припомни, Господи, их радость идумеям,
как в скорбный день рекли их сыновья,
как приговаривали:
«Весь до основанья
разрушьте его, всех лишите стен!»
Дочь Вавилона,
кто за все деянья
твои воздаст тебе,
                тот истинно блажен!
Блажен тот будет кто с рассветом
                ранним
младенцев разобьет твоих о Камень!

На этом разбор псалмов, выбранных участниками конкурса для переложения, заканчиваю. Жду ваших отзывов и мнений, и если  мои статьи вызовут какой-то интерес, возможно, подготовлю еще одну статью о псалмах - "А на кой нам все эти псалмы??".

С уважением, Ваша АлКора