Проза. Девочка. Просто личное

Валерий Кувшинчиков
Ей 3,5 года. Живая, активная девочка. С характером и на все предложения взрослых сразу, не задумываясь, отвечает словом «НЕТ». И это замечательно, у нее есть характер. Родители гнут ее, пытаясь сделать послушной. А она не хочет, и правильно. Послушный ребенок – это как овощ, без инициативы и желаний, поэтому с родителями – негласная, мирная война. Они меня воспитывают, а я как и Кира – не поддаемся. Главное – чтобы не убили эту активность и самостоятельность.
Итак – уже 21.00, может позже, в общем – спать пора. Она уже на 2-ом этаже и всех будоражит и не дает покоя. Сижу внизу с ноутбуком и вдруг слышу сверху – Деда, ты со мной спишь. Поооследний раз. Я тебя жду.
Пытаюсь закрыть в компе все и в радости думаю – как мы будем вместе.
-Деда, давай скорей, ты очень долго.
Слышу – голыми пятками стучит по лестнице вниз и, улыбающаяся и непосредственная, врывается в пространство 1-го этажа. Хватает книжку с дивана и говорит – Почитаем книжку, про репу.
- Хорошо – говорю – только бутерброд себе сделаю.
- А с чем бутерброд?
- С колбасой – и улыбаюсь.
- А мне дай попробовать?
Режу, кусочек ветчины падает на пол, она подбегает и громко зовет кота Афоню- Афоня! Афоня! Иди, иди сюда!
Кот лениво крутится рядом и нюхает. Не ест. Тут появляется пуделек – Филя, полное имя – Филипп. Тот быстро смахивает с пола ветчинку, а Кира подходит к столу и просит ему еще дать.
- Вредно ему, у него живот потом болит.
- Да нет, он хороший. Дай мне хлопья.
Ищу, на кухне не нахожу, идем к складику под лестницей и она кричит – Вон, вон, кукуруза моя!
Беру мешок с кукурузными палочками.
- Насыпь мне в миску.
- Достаточно?
- Нет, еще чуть-чуть. Еще..
Сыплю. Хватает миску и резко бежит в сторону собачьего коврика. Филя там, и вдруг замечаю, как она насыпает палочки ему на коврик. А он любит печенье и разные сладости. Жует, а она сидит на полу рядом и ест палочки вместе с ним.
- Кира – не ешь вместе с собакой, там микробы разные.
- Нет, какие микробы, они меня не тронут, да?
- Ну конечно, они тебя любят и трогать не будут.
Забирается на стул, и начинает палочки ломать. Просто так – ломает напополам. Зачем – не знаю, но ей видимо виднее.
- Все, Кира, идем в постель.
Тут она снова бежит в гостиную, где масса игрушек и книжки на диване, штук 10.
- Будем читать? – берет пару книг и весело бежит на 2-ой этаж.
- Ложись – говорю, - сейчас будем читать. Какую книгу?
- Репку. Нет, - задумавшись – лучше Ариэль. Длинную почитаем? А потом – короткую – и смотрит открыто, с детской непосредственность в глазах. Улыбаясь. Внутренне – просто смеюсь. Спать – хочется, но готов к любым жертвам.
На постель уже положена масса книг и она начинает опять выбирать.
- Теремок! – откладывает в сторону и находит толстую книгу с Мойдодыром, Дктором Айболитом и массой других сказок. Потом выбирает Ариэль и говорит – вот эту длинную почитаем, а потом короткую.
- Я писать хочу! – и срывается с постели в ванную, по дороге поднимает бабушку в спальне, шумит, говорит разные вещи, которые и запомнить невозможно, по дороге обратно забегает к родителям в спальню, шумит там и наконец возвращается в спальню. Хватает с подоконника Машу из мультика, пластмассовая говоряще-поющая игрушка 15 см. и рассказывает – У нее сели батарейки, она не поет. Кладет обратно на подоконник и забирается в постель.
Одел очки, взял книжку, она в это время что-то вспоминает и прыгает с постели и бежит к старой детской кроватке и берет самую большую мягкую собаку и тащит ее в постель. Не сопротивляюсь, наблюдаю. Она ворочается на постели. Еще даже не под одеялом, и перебирает остальные игрушки, лежащие там и там на постели. Сидит.
- Ложись – буду читать.
- Я пить хочу.
Беру бутылку минералки рядом с кроватью.
- Сама?
- Нет, открой – я попью.
Открываю, пьет. Ставлю обратно.
- Ну – ложись, читать будем.
Вдруг вскакивает на кровати – Там мои игрушки! – и, подняв кверху попу, лезет между постелью и стенкой, достает еще 3-4 игрушки, все кладет на постель рядом с довольным видом.
- Так читаем или не читаем?
Прижалась ко мне, начинаю Ариэль читать. Книга на литовском, по ходу сразу перевожу своими словами, потому что книжки часто написаны ужасным языком и без нужных эмоций.
В процессе несколько раз говорю. Что она любимая девочка и сильно ее люблю. В какой-то момент она пытается щекотать мне ноги, видит ранку на пальце.
- У тебя болит пальчик? А где ты его поранил?
И она знает, что у меня рука и нога « деревянные» после инсульта и утверждает – Да, и у тебя болит ручка и ножка.
Читаю, вкладывая эмоции, чтобы ее душа развивалась и также переживала за Ариэль и Эрика и возмущалась подлой Урсулой.
Рассказываю – как Ариэль любит Эрика, а он – ее.
Смотрит на картинки, там нарисованы грустные рыбка и краб, друзья Ариэль.
- А почему они грустные?
Обьясняю – на 3 дня Ариэль стала человеком и им грустно, что они не будут вместе в море. Кивает. Слушает дальше.
На последней странице папа Ариэль, морской царь, с грустным лицом.
- А почему он грустит?
Обьясняю, что Ариэль стала человеком и поэтому ему грустно, но он счастлив.
- Хочу пить.
Опять беру бутылку, опять даю пить.
- А теперь короткую, Репку!
Беру книжечку, читаю, в лицах. А в процессе показываю разные слова и говорю – что они значат. Некоторые буквы она знает.
- Это моя буква. А это – папа. Это – мама. - Знает мою и бабину.
- Все, прочитали. Давай выключай свет – и спать.
Поворошила свои игрушки на постели, выключила свет, легла.
- Расскажи про вулканы.
Это тоже любимая тема. Рассказывал раньше, что вулканы опасные и от них люди гибнут и пожары случаются.
-Они меня любят? Есть маленькие вулканчики?
- Да, конечно, есть такие – гейзеры имею в виду – они ласковые и не горячие.
На этот раз чуть давлю и уговариваю лежать тихо, но это – пустая надежда. Перехожу на шепот, она тоже шепчет разны вещи. В конце концов затихает, потом поворачивается ко мне – Я тебя люблю, деда.
Отходим.
В 4 утра загорается свет, она сидит на кровати и говорит – Я не всех игрушек собрала под кроватью, - и, задрав попку, опять лезет под кровать и вытаскивает оставшихся.
В 7.30 опять просыпается, шуршит, даже не помню – как удалось уснуть заново.
- Дед – уже утро и солнышко встало – слышу в 9.00 – я посмотрю!
Поднимает внутренние жалюзи, на улице серая погода, 0 - +2, небо затянуто.
- Вот – видишь – солнышко светит!
В какой-то момент наклоняется ко мне и целует в щеку. Опять лезем под кровать, там осталась маленькая книжечка,5 х 5 см про Санта Клауса и эльфов на литовском с картинками. Говорит пару слов на литовском, я задаю на литовском вопросик, пытаясь понять – понимает она или нет. Садик у нее литовский, но воспитательницы и дети говорят на разных языках.
Берем опять книжечку про Ариэль и начинаю даже не читать, а просто пересказывать. Она протягивает мне книжечку и открывает картинки. И когда подлая Урсула строит козни против Ариэль – лицо у нее грустное и сопереживающее.
Заканчиваем, она сидит на кровати и говорит – сфотографируй! Снимаю на телефон, и она в какой-то момент уже летит из комнаты вниз, поднимая всех. Внизу в суете, сидя на диване, начинает пересказывать мне Ариэль и говорит слова о любви Ариэль и Эрика.
Да – детей надо учить любви. Как это делать – никто не знает, но это не слова, их повторять можно тоннами, а результата не будет, это может быть только твоя собственная жизнь. А остальное – придет…