1812 Валутина гора ч 165

Валерий Жуков 2
Ч 165
Валутина гора

Валутина гора вернула счастье Empereur утолиться в речи,
Душой, познавшей истину любви в войны мирах,
И совершать творенье Мира без противоречий,
Любя солдат  за сабли точный взмах.

Горою трупов постигая верх величия сознанья,
Ликуя верностью к Отечеству любви,
Пылая светом счастья неземного воздаянья,
Готовя к битве в бесконечности пути.

Стоящих строем славы ,в русском поле сильно поредевшем ,
Бессмертием родов ,покрыв кумира высший пьедестал,
Под золотым орлом,изрядно в войнах наторевшем,
Величию страны,создав кровавый Вечности Аннал.

Святою верой обьясняя силу Духа русского призванья,
Молебен в поле перед боем  возносящего к Богам,
Величие и веру принимая роду в покаянье,
Дорогу Славы сотворяя в Вечности Величия Творцам.

Россией мерившим исход пути и сечи,
В веках меняя путь истории святой,
Позвавшей в рок судьбы Тильзита речи,
Ввести Европу в русской святости покой.

По силам измеряющий призванья,
На мудрости веков взрастив в Душе величия запас,
Отвагой  покорять простор любви сознаньем,
Москву виною укоряя каждый раз.

Уступчивость наметив платой за устой,
Границу мира и войны ,в сердцах управив,
Взяв силу Духа дисциплиной в буре огневой,
На достижениях Петра лёд в отношениях расплавив.

Тьму рода утолив в речах знаменьем,
На эшафот судьбы Россию привести,
В веригах рода , якорей чужих и мнений,
В сомнениях искать,по вере данные в Отечестве пути.

Владеющей века умами и величием кумиров,
Отдавших ей в любви себя,
И в  сотворении Души во Славу Мира,
Вернув с Голгофы Вечного Христа.

           Наполеон жил на пепелище Смоленска , и провёл там четыре дня среди догоравших церквей и домов . Жестокость пожара была такова , что из 2250 обывательских домов , лавок и заводов , уцелело только 350. Наполеон занял дом Гражданского Губернатора . На другой день после приезда , 7-го Августа , он отправился в собор . Дойдя до середины огромного храма , он снял шляпу то же сделали и все окружающие его, бывшие подобно повелителю своему , с покрытой головою. Ужасная картина представилась Наполеону. Не успевшие спастись из города , и пожаром лишённые крова , жители искали убежища в доме Божией Матери Смоленской Одигитрии. Там взоры Наполеона встретили матерей в муках разрешения от бремени, больных, боровшихся со смертью;вопли и стенания оглашали церковь!Никому из страдальцев не простёр Наполеон руки помощи, никого не утешил приветным словом , но , как рассказывают очевидцы , только окинул несчастных свирепым взглядом. Уходя ,он приказал приставить к собору часовых , которые и находились у храма во время неприятельского нашествия , доколь последний Французский часовой не был снят , 5-го Ноября , 20-м егерским полком. Наполеон  несколько раз ездил по разорённым окрестностям, где не оставалось и следов прежнего благосостояния , и прогуливался по испепелённому городу , безмолвно глядя , как его войска грабили догоравшие дома и церкви, били и терзали беззащитных соотечественников наших. 

А.М. Михайловский -Данилевский Описание Отечественной Войны 1812 года.

В армии спрашивали себя, почему император, заставивший трех военачальников, совершенно независимых друг от друга, стремиться к одной и той же цели, сам не оказался там, чтобы дать войску то необходимое единство, которое без него было немыслимо. Но он вернулся в Смоленск — потому ли, что устал или не ждал, что произойдет серьезное сражение, или просто потому, что вынужденный заниматься всем сразу, не мог быть вовремя нигде и не мог ничем заняться всецело? В самом деле, предшествовавшие дни приготовления к войне приостановили его работу в Империи и в Европе, а эта работа все увеличивалась. Надо было, наконец, опорожнить портфели и дать ход гражданским и политическим делам, которых становилось все больше и больше. Впрочем, Наполеон сделался очень нетерпеливым, и высокомерие его увеличивалось со времени Смоленска. Когда Борелли, помощник начальника главного штаба Мюрата, привез Наполеону известие о столкновении при Валутиной горе, он колебался, принять ли его. Озабоченность Наполеона была так велика, что понадобилось вмешательство министра, чтобы император тотчас же принял офицера, привезшего ему это донесение. Однако рапорт Борелли сильно взволновал его.
— Что вы говорите? — вскричал Наполеон. — Как? Вам этого мало? А у неприятеля было шестьдесят тысяч войска? Но ведь это же битва!.. — и он снова раздражался, вспоминая непослушание и бездеятельность Жюно. Когда Борелли сообщил ему о смертельной ране Гюдена, огорчение его было очень велико. Оно выражалось в многочисленных вопросах и в возгласах сожаления, затем, со свойственной уму силой духа, он подавил свою тревогу, свой гнев до другого времени и, занявшись работой, отложил всякую заботу о битвах, так как уже настала ночь. Однако надежда на сражение все-таки не давала ему покоя, поэтому он с рассветом уже появился на полях Валутиной горы.
Солдаты Нея и дивизии Гюдена, оставшиеся без своего генерала, находились там среди трупов павших товарищей и русских, среди наполовину сломанных деревьев и местности, взрытой ногами сражающихся, изборожденной гранатами и усеянной обломками оружия, лоскутной утвари, опрокинутых повозок и оторванных членов. Таковы трофеи войны и красота поля битвы!
Батальоны Гюдена превратились просто во взводы, но гордились тем, что численность их так сохранилась. От них еще исходил запах сожженных патронов и пороха, которым была пропитана их одежда, земля и вся окружающая атмосфера. Лица их почернели от порохового дыма. Император не мог пройти мимо их фронта, не натыкаясь на каждом шагу на скрученные силой удара штыки, валявшиеся на земле, и трупы, через которые ему приходилось переступать.
Но все эти ужасы он покрыл сиянием славы. Его благодарность превратила это поле мертвых в поле триумфа, где в течение нескольких часов господствовали только удовлетворенные честь и самолюбие.
Наполеон почувствовал, что настало время, когда он должен поддержать своих солдат и словом и наградами Никогда еще он не смотрел так ласково, а что касается его речей, то он говорил, что «эта битва была самой великолепной из всех сражений в нашей военной истории». Солдатам, которые его слушали, он сказал, что с ними можно завоевать весь мир! Убитые же воины покрыли себя бессмертной славой! Он говорил это, прекрасно понимая, что именно среди такого разрушения всего охотнее думают о бессмертии!

Сегюр Филипп-Поль - Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I

Бессмертие любви возобладало над Вселенскою Голгофой,
Вложив в имперские уста отвагу дела и комфорт,
Жить , веря в славу над вселенской катастрофой,
Сложившей путь из полномочий на вселенский эшафот.

Творить и верить в счастье мира,
Над схваткой воздаяния судьбы,
За честь принятия из информации эфира,
Всего , что дарит обаяние войны.

Вносящей ясностью во все итоги встречи,
Возможность проявить в любви себя,
Не опираясь на восторги прежней речи,
Став вечной истиной любви святого дня.